Авиаперевозчики отменят нормы бесплатного багажа в самолетах. Почему это хорошо. Багаж и ручная кладь Международные правила провоза ручной клади в самолете

Изменения в Воздушном кодексе России сводятся к предоставлению авиакомпаниям права брать деньги за любое движение пассажира

Провоз багажа в самолетах, еще недавно простой и понятный, неожиданно стал вызывать множество вопросов. Виной тому необычайная активность Минтранса и «Аэрофлота», проталкивающих один за другим странные законы, якобы облегчающие жизнь для бизнеса.

Но делающие ее невыносимой для простых людей.

Шпионы и диверсанты - вот, пожалуй, единственные, кто летает без какого-либо багажа и покупает всё необходимое по прилету. От трусов до зубочисток. Однако добропорядочному человеку даже на неделю нужно хотя бы 2–3 килограмма личных вещей и 2–4 килограмма техники (ноутбуки сейчас, конечно, легкие, но отнюдь не невесомые – не говоря уж о фотоаппаратах).

Фото с сайта pixabay.com

Как меняют законы?

Вплоть до 2013 года правила провоза багажа для авиаперелётов были общеизвестными и обязательными для всех, вне зависимости от компании и рейса: до 10 кг багажа бесплатно, ручная кладь в салон – не более определенных габаритов, но на небольшое превышение закрывали глаза. Каждый человек, собравшись в аэропорт, точно знал, соответствует ли его багаж нормам. С широким распространением интернета все авиакомпании ввели также возможность бесплатной регистрации на рейс с выбором места за 24 часа до вылета.

Но вот, на обломках рухнувшего под санкциями лоукостера «Добролёт» в России появился новый, национальный лоукостер - «Победа». И его менеджеры очень внимательно прочли Воздушный кодекс и обнаружили, что про ручную кладь и бесплатную интернет-регистрацию там ничего не сказано. В результате «Победа» разрешила провозить в салоне лишь те вещи, которые были явно прописаны в законе как обязательные и бесплатные (костюмы в портпледах, зонтики, фотоаппараты, ноутбуки, дамские сумочки…). За остальное, в том числе покупки из магазинов аэропорта (так называемые duty free), которые принципиально некуда деть, кроме как в салон, взималась ощутимая сумма, порой превышавшая стоимость билета.

Градус ненависти к «Победе» поднялся до предела, когда компанию уличили в намеренном рассаживании семей, в том числе с детьми, в разные углы салона при регистрации в аэропорту. Между тем никаких законов эта подконтрольная «Аэрофлоту» компания не нарушала: она просто пользовалась пробелами в законодательстве.

И вот, наконец, перед нами реакция парламента. Казалось естественным ликвидировать пробелы и вернуть все на круги своя. Однако Минтранс и парламент поступили ровно наоборот.

Фото с сайта pixabay.com

Невозвратный и безбагажный

Согласно принятому в конце июля 2017 года закону отменена обязанность перевозчика предоставлять пассажиру, купившему невозвратный билет, права на бесплатный провоз 10 кг багажа. Эта преференция сочтена нерыночной: теперь же авиакомпании смогут бороться за пассажиров, предоставляя им «наиболее выгодные» цены на перевозку багажа. Авторы законопроекта (Минтранс, за которым торчат уши «Аэрофлота») уверяют, что теперь-то цены на перелеты точно снизятся. Возможно. Снизится цена билета, но это будет более чем компенсировано ценой перевозки багажа.

Данный закон начнет действовать через 60 дней после официальной публикации, ориентировочно в конце сентября – начале октября. Время выбрано хорошо: уже закончится туристический сезон, поэтому особых осложнений не предвидится. В законе подчеркнуто, что перевозчик обязан явным образом уведомлять пассажира о стоимости перевозки багажа уже в момент покупки билета.

Для обладателей возвратных билетов правила остаются прежними. Другой вопрос, что стóят такие билеты в два раза больше, а никаких преимуществ во время полета не предоставляют: сидеть, например, приходится в такой же тесноте между «невозвратниками».

Ободренный успехом Минтранс решил сразу же нанести следующий удар, подготовив новые правила провоза ручной клади. Если ранее в законе никак не прописывался ее вес, то теперь в ведомстве решили описать процедуру взвешивания. В числе прочего разработан список предметов, которые можно провезти сверх новых норм веса ручной клади (5 кг), не взвешивая. И вот тут разразился скандал.


Фото с сайта pixabay.com

Танцы вокруг ноутбука

Спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко , без тени сомнений подписывавшая любые законы (в том числе поддержавшая отмену бесплатного провоза багажа), внезапно решила защитить народ и заговорила о провокационном характере документа:

«Что касается ручной клади, там вы какую-то чушь написали, что нельзя проносить цветы, телефоны, верхнюю одежду. Кто автор этого документа? Это коллективная безответственность! В министерстве должны учесть замечания сенаторов и не допускать впредь подобных промахов. Если мы будем не удовлетворены, мы сделаем все, чтобы были соответствующие выводы. Вплоть до того, чтобы главу Минтранса наказать административно!»

Между тем, конечно же, никаких запретов на цветы и телефоны в документе нет. Просто они не включены в список предметов, которые можно провозить «сверх установленного авиакомпаниями предельного веса ручной клади» (ранее такого понятия не было вообще). Костыли – можно, костюм – можно, дамскую сумочку любого веса – можно. Остальное надо будет взвешивать и укладываться в 5 кг (или другую норму конкретной авиакомпании, но не менее 5 кг). Хотя, конечно, в карман за телефоном никто к вам не полезет. Странности законодателей порой все-таки компенсируются здравым смыслом бизнеса.

Однако, скажем, шубу или крупный ноутбук с высокой вероятностью придется сдавать в багаж. Учитывая изысканные манеры грузчиков в аэропортах, легко предположить, что станет с этими предметами после двух-трех перелетов.

Подчеркнем, что данная скандальная инициатива не только не принята, но даже не стала еще законопроектом: это всего лишь «документ в первом приближении», как прошептал представитель Минтранса, испуганный атакой Валентины Матвиенко.

На самом деле четкие и единые для всех правила провоза ручной клади нужны, и министерство ведет правильную работу. Вот только 5 кг без учета хрупкой техники – это все-таки издевательство. Нет сомнений, что в процессе подготовки новых поправок в Воздушный кодекс данная ошибка будет исправлена.

Подчеркнем также, что авиакомпании не обязаны брать деньги за багаж и ручную кладь: они только получают такое право. Однако те, кто сохранит нормы бесплатного провоза, скорее всего, будут вынуждены держать чуть более высокие цены на билеты, поэтому на сайтах-агрегаторах их предложения парадоксальным образом окажутся ниже, чем у любителей стричь деньги с пассажиров за каждый чих.

* * *

Так что мы готовимся оплачивать с октября любой багаж – и внимательно следим за размышлениями чиновников над ручной кладью.

Стандартные условия определения бесплатной нормы провоза багажа на рейсах Red Wings

Брендовая группа

Базовый

Стандарт

Лайт

Регистрируемый
багаж

Максимальный вес
каждого места - 23 кг

Габариты в сумме
3-х измерений – 158 см

Максимальный вес
места – 23 кг

Габариты в сумме
3-х измерений – 158 см

Ручная кладь

Максимальный
вес места 10 кг

Габариты 55*40*20см

Максимальный
вес места 5 кг

Габариты 55*40*20см

Максимальный
вес места 5 кг

Габариты 40*30*20см

Данные стандартные нормы бесплатного провоза багажа распространяются на взрослых пассажиров, детей от 2 до 12 лет и детей до 2 лет с предоставлением места.

Для детей в возрасте до 2-х лет без предоставления отдельного места бесплатная норма провоза регистрируемого багажа составляет 1 место весом не более 10 кг и суммой трех измерений не более 115 см.

На некоторых направлениях Red Wings вправе изменить стандартные нормы бесплатного провоза багажа по тарифам групп «Стандарт» и «Базовый» в сторону увеличения или уменьшения.

Пассажир при регистрации обязан предъявить для взвешивания перевозимые им вещи, за исключением предметов, которые ему могут понадобиться во время посадки, высадки и в полёте.

Внимание

На рейсах, где Red Wings является маркетинговым партнером, применяются правила перевозки багажа стороны оператора.

При регистрации и/или оформлении багажа пассажир обязан предъявить для взвешивания весь багаж, предназначенный для перевозки в качестве зарегистрированного багажа.

При регистрации и/или выходе на посадку пассажир по требованию перевозчика обязан предъявить для взвешивания ручную кладь, а также рюкзак, детскую люльку, детскую коляску при перевозке ребенка.

Порядок применения багажных тарифов

Если багаж по количеству мест, габаритам или сумме трех измерений превышает норму бесплатного провоза багажа, необходима оплата за багаж сверх нормы по багажным тарифам:

Стоимость, рубли

Превышение количества мест

Каждое дополнительное место сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа (до 23 кг и габариты до 158 см) при оплате в агентствах

более , чем за 24 часа до вылета рейса

Каждое дополнительное место сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа (до 23 кг и габариты до 158 см) при оплате на сайте компании менее , чем за 24 часа до вылета рейса

Каждое дополнительное место сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа (до 10 кг и габариты до 158 см) Оплата на сайте не позднее 24-х часов до вылета

Дополнительное место ручной клади

Дополнительное место ручной клади весом до 5 кг, 55*40*20

Дополнительное место багажа при условии оплаты на гейте в аэропорту

*максимальные габариты, превышающие 203 см в сумме трех измерений, требуют предварительного согласования с авиакомпанией.

Групповой багаж

По просьбе пассажиров, следующих совместно с одной целью поездки, подтвержденную документально (номера маршрут-квитанций следуют один за другим или билеты приобретены в одном агентстве в один день), в один и тот же аэропорт (пункт) назначения или аэропорт (пункт) остановки одним и тем же рейсом (члены семьи, лица, совместно путешествующие или следующие в командировку), и при заключении такими пассажирами договоров воздушной перевозки пассажира, предусматривающих норму бесплатного провоза багажа, Red Wings применяет к этим пассажирам объединенную норму бесплатного провоза багажа.

В случае заключения пассажирами, следующими совместно с одной целью поездки в один и тот же аэропорт (пункт) назначения или аэропорт (пункт) остановки одним и тем же рейсом (члены семьи, лица, совместно путешествующие или следующие в командировку), договоров воздушной перевозки пассажира, не предусматривающих норму бесплатного провоза багажа, и при условии оплаты такими пассажирами багажа по установленному перевозчиком багажному тарифу, перевозчик обязан по просьбе пассажиров объединить вес багажа, предусмотренный багажным тарифом. Вес одного места объединенного багажа не должен превышать тридцати килограммов и принимается к перевозке без взимания дополнительной платы.

В случае если вес одного места объединенного багажа превышает 30 килограммов или габариты 158 см, оплата такого багажа осуществляется в соответствии с правилами перевозчика.

Перевозка особых категорий багажа

Наименование особой категории багажа

Условия провоза

Лыжи в чехле, сноуборды и палки, ботинки, шлемы, очки, специальная одежда в расчете 1 место снаряжения весом не более 23 килограмм на одного пассажира (норма по размеру трех измерений игнорируется).

Перевозятся бесплатно и не входят в бесплатную норму провоза

Другое спортивное оборудование (велосипед, оборудование для гольфа, оборудование для хоккея и иное спортивное оборудование).

Расценивается как одно место и входит в бесплатную норму провоза багажа.

Удочки, спиннинги и т.п, в расчете один комплект весом не более 15 килограмм на одного пассажира (норма по размеру трех измерений игнорируется).

Перевозятся бесплатно и не входят в бесплатную норму провоза багажа.

Животное в кабину

Не входит в бесплатную норму провоза багажа. Оплата будет рассчитана по ставке дополнительного места сверх установленной нормы бесплатного багажа, независимо от общего количества мест

В отдельных случаях, в виде исключения, с предварительного согласия Red Wings к перевозке в качестве багажа могут быть приняты вещи большей массы и габаритов. При этом учитываются основные характеристики воздушного судна: тип, коммерческая загрузка, объём грузовых отсеков, размеры загрузочных люков, дверей.

Пассажиру не рекомендуется вкладывать в свой зарегистрированный багаж хрупкие и скоропортящиеся предметы, денежные знаки, ювелирные изделия, драгоценные металлы, ценные бумаги и другие ценности, деловые документы, ключи и иные подобные предметы.

Сверх установленной нормы бесплатного провоза багажа принимаются детские коляски весом до 12 кг. на одного ребенка. По желанию пассажира детская коляска может быть принята под трапом при посадке пассажиров на борт ВС и выдана под трапом при высадке пассажиров с борта ВС.

В соответствии с п.135 ФАП-82 к провозу в салоне самолета допускаются:

  • рюкзак или дамская сумка, или портфель с вложенными в рюкзак, или сумку, или портфель вещами, габаритами 40х30х20см, максимальный вес 3кг;
  • букет цветов;
  • верхняя одежда;
  • детское питание для ребенка на время полета;
  • костюм в портпледе;
  • устройство для переноса ребенка (детскую люльку, удерживающие системы (устройства) для детей до двух лет;
  • лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полета;
  • костыли, трости;
  • товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, упакованные в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, габаритами не более 40х30х20см, максимальный вес 2 кг.

*указанные вещи не предъявляются для взвешивания, не подлежат оформлению, не маркируются бирками и перевозятся в салоне самолета.

Авиакомпания вправе устанавливать по отдельным направлениям /рейсам/тарифным группам/категориям пассажиров исключения из нормы бесплатного провоза/габаритов багажа/ручной клади

Жидкости в ручной клади

В настоящее время в аэропортах, расположенных на территории Российской Федерации, действуют ограничения по перевозке жидкостей, гелей и аэрозолей в ручной клади пассажиров.

Это ограничение распространяется на: воду и другие напитки, супы, сиропы; кремы, лосьоны и масла; духи; спреи; гели, включая гели для волос и для душа; содержимое баллончиков, включая пенку для бритья, другие пенки и дезодоранты; пасты, включая зубные; смеси жидких и твердых веществ; тушь; любые иные подобные вещества.

Пассажирам разрешается проносить с собой на борт самолета лишь небольшое количество перечисленных выше веществ, но только при условии, что они упакованы в емкости, объем которых не превышает 100 мл. При этом данные емкости должны быть помещены в прозрачный пластиковый пакет объемом не более 1 л, и каждому пассажиру разрешается иметь при себе в качестве ручной клади только один такой пакет. Эти пакеты можно приносить с собой из дома, но они обязательно должны быть оборудованы специальной «молнией» (см. прилагаемый постер ниже).

В больших, чем указано, объемах разрешается перевозить в ручной клади только:

  • детское питание, необходимое ребенку во время полета;
  • необходимые во время полета лекарства (однако при прохождении досмотра будьте готовы к тому, что Вас попросят доказать необходимость этих предметов и веществ в полете);
  • предметы, не соответствующие данным требованиям, должны быть оставлены в аэропорту в камере хранения.

Перевозка животных

Авиакомпания Red Wings на чартерных и регулярных рейсах осуществляет перевозку домашних некрупных животных в пассажирских салонах самолета, общим весом не больше 8 кг с контейнером, габариты которого не должны превышать 115 см в сумме трех параметров. Животное можно перевозить только в сумке-переноске или контейнере с доступом воздуха. При этом животное должно иметь возможность встать в полный рост. Во время полета нельзя открывать контейнер или сумку и доставать питомца.

Контейнеры (клетки) должны соответствовать следующим требованиям:

  • Жесткий каркас (мягкая переноска не допускается!) с доступом воздуха;
  • Крепкий замок;
  • Размеры контейнера должны быть достаточными для того, чтобы животное могло встать в полный рост и повернуться вокруг себя;
  • Дно контейнера (клетки) должно быть водонепроницаемым и покрыто абсорбирующим материалом;
  • По периметру дна должен быть борт, исключающий просыпание абсорбирующего материала;
  • Клетки птиц должны быть покрыты плотной светонепроницаемой тканью.

В качестве багажа и ручной клади на воздушных судах Red Wings могут перевозиться следующие комнатные животные: собаки, кошки, птицы. Любые другие животные не принимаются к перевозке в багаже и ручной клади и могут быть перевезены в качестве груза.

Пассажир обязан информировать авиакомпанию или уполномоченного агента о перевозке животного при оформлении бронировании перевозки или приобретении им пассажирского билета не позднее 48 часов до начала перевозки. Перевозка животного / птицы возможна только совершеннолетним пассажиром (не более 1 контейнера / клетки на одного пассажира). Авиакомпания имеет право отказать в перевозке пассажиру с животным, если перевозка животного не была забронирована и подтверждена авиакомпанией, это необходимо для обеспечения безопасности полета либо предотвращения нанесения ущерба имуществу авиакомпании или пассажиров.

За услугу взымается дополнительная плата.

Температура воздуха в багажно-грузовых отсеках некоторых воздушных судов может опускаться до 0 градусов по Цельсию, содержание воздуха и давление соответствуют нормальным значениям; во время транспортировки по территории аэропорта, а также во время ожидания погрузки в воздушное судно и при выгрузке из воздушного судна животное находится на открытом воздухе. Перевозка живых животных в качестве зарегистрированного багажа производится только при письменном согласии пассажира с транспортировкой живого животного/птицы в обозначенных условиях.

Red Wings не перевозит в качестве зарегистрированного багажа животных, относящихся к брахицефальным породам.

Убедитесь, что Вы можете предоставить все необходимые документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, международными договорами и законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

С требованиями Российской Федерации, касающимися перевозки животных, можно ознакомиться на интернет-сайтах Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Управления Россельхознадзора по г. Москва, Московской и Тульской областям, а также обратившись в пункты ветеринарного контроля.

Оплата перевозки животных

Перевозка животного/птицы не включается в норму бесплатного провоза багажа и оплачивается как нестандартный багаж. Оплата животных/птиц, перевозимых в одном контейнере, производится за каждое животное/птицу отдельно.

Бесплатно перевозятся только собаки-поводыри, сопровождающие своих хозяев в полете.

Портативные электронные устройства

В целях обеспечения безопасности воздушных перевозок портативные электронные устройства (ПЭУ), работающие на литиевых батареях, такие как ноутбуки, планшеты, смартфоны, мобильные телефоны и пр., на время полёта должны быть полностью выключены (не находиться в режиме ожидания или пониженного энергопотребления).
Во избежание неумышленной активации или повреждения ПЭУ на время полёта должны быть помещены в любую защитную упаковку из твёрдого (жёсткие чемоданы, портфели, кейсы, кофры) или амортизирующего материала (например, обёрнуты одеждой).
В целях соблюдения безопасности полётов перечисленные правила обязательны к исполнению всеми пассажирами.

Запрещено провозить в самолете

В целях обеспечения безопасности полетов не принимаются к перевозке в качестве багажа, ручной клади и в вещах, находящихся при пассажире:

  • Огнестрельное оружие, охотничьи патроны, взрывчатые вещества, фейерверки, сигнальные ракеты.
  • Окисленные материалы и перекиси органического происхождения, отбеливатели и комплекты ремонтных инструментов из стекловолокна.
  • Сжатые газы, бутан, кислород, пропан и баллоны аквалангов.
  • Яды, средства от насекомых, гербициды, мышьяк, цианиды, вещества инфекционного характера, бактерии, вирусы.
  • Едкие вещества, ртуть, кислоты, щёлочи, жидкостный элемент батареек.
  • Легковоспламеняющиеся жидкости и твердые материалы, бензин для зажигалок и печей, краска и все виды спичек.
  • Радиоактивные материалы.

Анастасия Иванова, Марианна Чурсина

В России 5 ноября вступили в силу новые правила провоза ручной клади в самолётах. Согласно изменениям, авиакомпания сама будет устанавливать максимальный лимит того, что можно взять с собой в салон. Минимальный же вес теперь определён законом - не меньше 5 кг. Пассажирам с возвратными билетами поправка гарантирует бесплатную транспортировку не менее 10 кг багажа. Невозвратные тарифы подразумевают оплату вне зависимости от веса. В Минтрансе отмечают, что эти нормы расширят тарифную сетку авиакомпаний и помогут разрешить спорные ситуации, касающиеся провоза багажа. О том, как будет работать новый регламент, - в материале RT.

  • Gettyimages.ru
  • izusek

Новые правила провоза ручной клади в самолётах вступили в силу 5 ноября. Соответствующие поправки были внесены Минтрансом в Федеральные авиационные правила.

Согласно поправкам, норму бесплатного провоза ручной клади устанавливает сама авиакомпания. Однако её вес должен быть не меньше 5 кг.

Теперь при регистрации на рейс перевозчики могут потребовать от пассажира взвесить его ручную кладь.

В то же время для пассажиров, которые проходят регистрацию на рейс онлайн, отменяется маркировка ручной клади.

В этом случае они могут взвесить багаж непосредственно перед выходом на посадку.

Что можно взять с собой в самолёт

Пассажир может взять в салон в качестве ручной клади рюкзак, дамскую сумку или портфель, верхнюю одежду, букет цветов, детское питание для ребёнка во время полёта, костюм в портпледе, детскую люльку или коляску, костыли, трости и иные технические средства реабилитации, лекарства и товары, купленные в магазинах duty free и упакованные в запечатанные пластиковые пакеты.

При этом нормы веса и размера товаров, приобретённых в беспошлинной зоне аэропорта, будут устанавливать сами перевозчики.

В данный список не вошли телефоны, фотоаппараты, зонты и книги. В Минтрансе считают, что их можно убрать в дамскую сумочку, портфель или рюкзак.

Пассажиры с возвратными билетами могут провозить бесплатно багаж весом не менее 10 кг. Невозвратные тарифы не предполагают бесплатного провоза багажа.

Новые правила позволят расширить тарифную сетку авиакомпаний и помогут разрешить спорные ситуации, касающиеся провоза багажа, считают в Минтрансе.

  • globallookpress.com
  • Chris Seward

Вес считаем, размер в уме

Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков назвал данные нововведения полезными.

«Для тех пассажиров, которые летают по безбагажному тарифу, гарантирование их прав на бесплатный провоз ручной клади и вещей при пассажире — это, безусловно, полезно», — сказал он в беседе с RT.

В то же время специалист отметил необходимость наряду с минимальным весом установить также и минимальный размер ручной клади.

«Федеральные авиационные правила должны были и какой-то минимальный размер установить. Дело в том, что максимальный размер ручной клади устанавливается исходя из типов воздушного судна, какого размера там полки для ручной клади. Но, к сожалению, некоторые авиакомпании в погоне за дополнительными сборами с пассажиров устанавливают уменьшенный размер допустимой ручной клади», — пояснил Янков.

Для авиакомпаний — конкуренция, для пассажиров — экономия

Ключевой момент нового регламента — то, что именно авиакомпания устанавливает максимальный вес ручной клади, отметил председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. Таким образом, по словам эксперта, у пассажира появляется выбор, а между авиакомпаниями рождается конкуренция.

«Важно, что последнее решение по этому вопросу принимает авиакомпания. <…> Одна предложит 10 кг бесплатного багажа, а вторая — 15 или 20 кг. И это будет конкурентное преимущество. И когда вы будете брать билет, а вам надо лететь, например, с тяжёлым чемоданом, вы выберете компанию, которая предлагает наибольший вес этого чемодана, входящий в стоимость билета», — отметил эксперт в разговоре с RT.

Кроме того, считает Смирнов, новые правила избавят пассажиров от необходимости платить за багаж при краткосрочной поездке.

  • РИА Новости
  • Сергей Гунеев

«Это хорошо, когда пассажир выбирает: с чемоданом или без чемодана. Например, летите вы в командировку в Питер. Зачем вам чемодан? 30 минут лететь. Ну взяли вы там духи, помаду, пудру, пару-тройку платьев — это в 5 кг всё войдёт. А без этого закона вам приходилось платить за багаж», — резюмировал председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора.

Напомним, законопроект, предусматривающий отмену бесплатного провоза багажа для покупателей невозвратных авиабилетов, был одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года. Закон также подразумевает правила, согласно которым авиаперевозчики не смогут устанавливать норму бесплатной ручной клади менее 5 кг.

«Договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, может не предусматривать норму бесплатного провоза багажа», — значилось в документе.

Также отмечается, что «в случае заключения такого договора пассажир воздушного средства обязуется оплатить воздушную перевозку, а при сдаче им багажа также провоз этого багажа».

В России с осени вступают в силу новые правила пассажирских авиаперевозок. Изменения в основном касаются условий перевоза багажа и ручной клади. , к чему теперь готовиться пассажирам, собираясь в полет по России и миру отечественными авиакомпаниями.

Безбагажные тарифы

У бюджетных перевозчиков, прежде всего у «Победы», появятся так называемые безбагажные тарифы для тех, кто путешествует налегке. Ожидается, что по сравнению с нынешними базовыми тарифами лоукостеров они будут дешевле на 10-20%.

При этом сохраняется возможность купить билеты, в стоимость которых входит багаж. При регистрации за него не будут требовать доплату (кроме случаев перевеса).

Если вы поспешили приобрести безбагажный билет, а потом решили взять с собой чемодан, то за него можно будет доплатить позже. По нынешним расценкам «Победы», одно место в багажном отсеке стоит 1,5-2 тысячи рублей, если доплачивать через сайт или колл-центр (где звонок, кстати, платный). Если же вы спохватились уже в аэропорту, то отдадите не меньше трех тысяч. И не исключено, что суммы доплат могут увеличить в ближайшее время.

Для тех, кто заранее доплатил за багаж, а потом всё-таки решил лететь без него, тоже есть решение. По словам высокопоставленной чиновницы Минтранса Светланы Петровой, вы без проблем сможете вернуть свои деньги.

«Покажете квитанцию, скажете, что вы оплатили, но багажа не будет. Соответственно, вам вернут деньги. Безусловно, вы платите только за ту услугу, которой воспользуетесь. К тому же она дополнительная», – сказала Петрова.

Специалисты также рекомендуют быть внимательными при покупке билетов онлайн, чтобы выбрать подходящие: с багажом или без. Нажимайте на название тарифа, чтобы появилось окошко с пояснениями, и ищите иконку, символизирующую багаж.

Ручная кладь

Правила провоза ручной клади меняются для всех пассажиров. Предполагается, что они вступят в силу с ноября. На данный момент они дорабатываются Минтрансом, но уже вызвали массу кривотолков и здорово напугали общественность.

По задумке ведомства, обновленные правила обяжут всех лоукостеров, включая «Победу», независимо от тарифа пускать на борт с сумками, рюкзаками и чемоданами. Минтранс хочет, чтобы норма веса была не ниже 5 кг на пассажира, а каждая компания будет решать сама, увеличивать её или нет.

При этом «Победа» заявила, что будет ориентироваться не на вес, а на габариты ручной клади.

«Мы возьмем общий объем багажных полок, поделим его на 189 (это количество мест в каждом самолете) и сможем сказать пассажиру: вот у вас есть столько места, можете в пределах этой нормы провозить любое количество предметов, сумок, рюкзачков – что хотите. Даже если это все будет весить более 5 кг, главное, чтобы вся ручная кладь вписывалась в размер», – пояснил гендиректор компании Андрей Калмыков.

Новость об изменении норм для ручной клади породила немало слухов. Так, появилась информация, что теперь придется платить, чтобы взять в салон ноутбук, гаджеты, зонт и даже верхнюю одежду. Но это неправда – все перечисленные вещи можно будет бесплатно пронести на борт. Разница в том, что пока эти предметы разрешено иметь при себе помимо ручной клади, а после обновления правил их нужно будет включать непосредственно в ручную кладь и предъявлять к взвешиванию. Уложитесь в минимальные 5 кг – и лоукостер не потребует доплаты. А у большинства традиционных авиакомпаний нормы по ручной клади вдвое выше, так что переживать не стоит.

Итак, вот что останется в списке разрешенного сверх норм ручной клади:

  • дамская сумка или портфель;
  • костюм в портпледе;
  • детское питание для ребенка во время полета;
  • детская люлька при перевозке ребенка;
  • костыли, складная кресло-коляска.

А вот то, что перекочует в ручную кладь и будет подлежать взвешиванию:

  • портативный компьютер;
  • телефон сотовой связи;
  • фотоаппарат;
  • видеокамера;
  • зонт;
  • печатные издания для чтения в полете;
  • папка для бумаг;
  • букет цветов;
  • трость;
  • верхняя одежда.

Отметим, что данные списки находятся еще в разработке, и что-то из второго могут по просьбам пассажиров снова вернуть в первый. Например, мобильник, лежащий в кармане, или верхнюю одежду, учитывая, что одна только шуба может весить 2,5 кило.

Что касается того, будут ли лоукостеры засчитывать в вес ручной клади товары из duty-free, чиновники из Минтранса намекают, что низкобюджетные компании будут всячески придираться к покупкам в чистой зоне, чтобы заставить вас заплатить за перевес. Поэтому лучше заранее ознакомиться с их условиями на сайте. Сейчас, например, «Победа» взимает за провоз покупок из duty-free 2 тысячи рублей в российских и 35 евро в заграничных аэропортах.

Для пассажиров, покупающих возвратные билеты (которые можно сдать, вернув деньги), новые правила не изменят ровным счетом ничего.

В конце сентября в силу вступил закон, позволяющий авиакомпаниям продавать безбагажные невозвратные билеты. Новые правила провоза ручной клади в самолете разработаны в рамках реализации принятых в конце сентября изменений.

Что изменилось?

До вступления в силу с 5 ноября новой редакции Федеральных авиационных правил (ФАП) пассажир имел право на бесплатный провоз не менее 10 кг багажа как для возвратных, так и для невозвратных билетов. Авиаперевозчик при этом самостоятельно определял, каким способом эти 10 кг будут перевозиться – в ручной клади или в багажном отделении воздушного судна.

Теперь пассажиры могут бесплатно провозить на борту самолета не менее 5 кг ручной клади на человека, а норма бесплатного провоза багажа, если он включен в тариф, установлена не менее 10 кг на человека. При этом по желанию перевозчика норма провоза багажа может быть увеличена.

Поправки также устанавливают три типа тарифов на авиабилеты: невозвратный билет без нормы багажа, невозвратный билет с багажом и возвратный билет с багажом весом от 10 до 30 кг. При этом вес багажа пассажиров, которые летят вместе, можно суммировать, но в сумме вес одного места не может быть более 30 кг.

Изменения также расширяют перечень вещей, перевозимых сверх нормы ручной клади. Без взимания дополнительной платы пассажиры по-прежнему могут перевозить дамские сумки, мужские портфели, портпледы, верхнюю одежду, детское питание и детские коляски, букет цветов, костыли, ходунки, трости, складные кресла-коляски, позволяющие безопасно разместить их на полке над сиденьем либо под сиденьем впереди стоящего кресла. При этом если костыли, трости, ходунки, складные кресла-коляски нельзя безопасно разместить на полке над сиденьем либо под сиденьем, они по новым правилам сдаются в зарегистрированный багаж без взимания дополнительной платы.

Однако из списка исчезли зонты, печатные издания для чтения в полете, телефоны, фотоаппараты, видеокамеры и портативные компьютеры. Все гаджеты необходимо убирать в ручную кладь, портфель, дамскую сумочку, рюкзак или карман, чтобы избежать возможных конфликтов с представителями авиакомпаний на посадке.

Рюкзак по новым правилам включен в список личных вещей, поэтому его можно взять на борт сверх ручной клади. Однако вес и габариты рюкзаков устанавливаются перевозчиком, что "связано с обеспечением безопасности пассажиров на борту". А вот портфели и дамские сумочки перевозчик ограничивать в размере и весе не имеет права.

В перечень личных вещей также были добавлены лекарственные препараты и товары, приобретенные в магазинах Duty Free. Однако нормы провоза на борту пакетов с покупками из магазинов Duty Free Минтранс поручил определять перевозчикам.

"Победа"

Теперь в стандартный тариф "Победы" включен только сам перелет и ручная кладь. Пассажиры могут без дополнительной платы пронести в салон любые вещи, которые не противоречат ФАП и помещаются в калибратор, габариты которого 36х30х27 см. Исключение составят костыли, детская люлька, складные кресла-коляски - все это можно пронести на борт без дополнительной платы.

"Мы решили уйти от ограничений по количеству и весу ручной клади на наших рейсах. Пассажиры смогут без дополнительной платы пронести в салон все, что не противоречит ФАП и помещается в калибратор, габариты которого — 36х30х27 см. Даже если вы хотите перевезти 16-килограммовую гирю, если она помещается в калибратор, то пожалуйста", — заявил недавно гендиректор перевозчика Андрей Калмыков.

При этом с 15 ноября "Победа" прекратила онлайн-продажу платной ручной клади габаритами 115 см в сумме трех измерений и весом до 10 кг. Теперь она продается только в аэропорту по цене 2000 рублей и только при наличии свободного места на борту.

Что касается сдаваемого багажа, то сейчас по базовому тарифу он платный. В момент приобретения билета или позднее, но не позже чем за 4 часа до вылета, можно купить провоз 1 места багажа до 10 кг и 203 см в сумме трех измерений по специальной цене 499 руб. Однако это предложение действует только на одного пассажира в бронировании. Если пассажиров в одном бронировании несколько и они также хотят провезти багаж до 10 кг, то за него придется заплатить в аэропорту 1 тыс. руб. за место (15 евро при вылете из других стран). Также пассажиры могут заранее купить возможность провоза багажа весом до 20 кг. Эта услуга стоит 1499 руб. при покупке на сайте или через колл-центр и 3 тыс. рублей (или 45 евро) в аэропорту. При этом доплата за каждый 1 кг перевеса в аэропорту будет стоить 500 руб.

"Аэрофлот"

Ручная кладь пассажиров "Аэрофлота", летящих в эконом-классе, может занимать одно место и весить не более 10 кг. Ее габариты с конца февраля 2018 года не должны превышать: 55 см в длину, 40 см в ширину, 25 см в высоту. Авиакомпания после вступления в силу новых правил провоза ручной клади включила рюкзак в список альтернатив портфелю или дамской сумке, ограничив его размер 80 см в сумме трех измерений и весом 5 кг. При этом портфель и дамская сумка в размерах и весе не ограничены. Товары, приобретенные в магазинах беспошлинной торговли в аэропорту, должны быть упакованы в один запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет, с габаритами по сумме трех измерений не более 115 см. Этот пакет разрешается брать в дополнение к ручной клади и другим личным вещам.

Кроме того, в списке бесплатно провозимых "Аэрофлотом" вещей значатся: букет цветов, верхнюю одежду, детское питание для ребенка на время полета, костюм в портпледе, устройство для переноса ребенка, лекарственные препараты, специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полета, костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляску, используемые пассажиром с ограничениями жизнедеятельности, и которые можно безопасно разместить в салоне воздушного судна. Складное кресло-коляска провозится в салоне воздушного судна при наличии места для его безопасного размещения, в ином случае сдается в багаж без взимания дополнительной платы.

При регистрации и/или выходе на посадку пассажир по требованию перевозчика обязан предъявить для взвешивания ручную кладь, а также рюкзак, детскую люльку, детскую коляску при перевозке ребенка. Ручная кладь, превышающая установленную перевозчиком норму бесплатного провоза ручной клади, сдается пассажиром в багаж в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира.

Сдать бесплатно в багаж пассажиры эконом-класса, кроме тарифов группы Премиум, по-прежнему могут одно место до 23 кг и 158 см в сумме трех измерений.

Пассажиры дочерней авиакомпании "Россия" на рейсах под кодом SU имеют такие же нормы провоза багажа, как и на рейсах материнской компании.

S7 Airlines

Пассажиры эконом-класса авиакомпании могут взять на борт одно место ручной клади весом до 10 кг и размером не более 55х40х20 см. При этом для пассажиров, купивших билеты по тарифу "Эконом базовый", ручная кладь является единственным бесплатным вариантом провоза багажа. Пассажиры, купившие билеты с включенным багажом, могут помимо ручной клади сдать одно место до 23 кг и 203 см в сумме трех измерений.

На сайте авиакомпания пока не регламентировала провоз рюкзаков и покупок из Duty Free сверх нормы ручной клади.

"ЮТэйр"

Авиакомпания опубликовала 20 ноября изменения в правилах перевоза ручной клади. Дополнительно к норме ручной клади, которая у "ЮТэйр" составляет 10 кг и размеры 55х40х20 см, пассажиры могут провезти рюкзак габаритами не более 40×25×20 см и весом не более 5 кг или дамскую сумочку или портфель, размер и вес которых не лимитируются. Что касается пакетов из Duty Free, то авиакомпания разрешила провоз не более одного такого пакета (в запечатанном виде) весом до 3 кг. Габарит его не лимитирован.

По тарифу "Лайт" ручная кладь является единственной бесплатной возможностью провоза багажа. По тарифам "Стандарт" и "Гибкий" кроме ручной клади пассажиры имеют возможность сдать в багаж одно место до 23 кг и 203 см.

Как сообщил порталу "Интерфакс-Туризм" президент Utair – "Пассажирские авиалинии" Павел Пермяков, авиакомпания на сегодняшний день не рассматривает возможность введения тарифов без обязательного провоза багажа. "У нас есть тариф "Лайт", по которому пассажир может 10 кг провести в салоне, и хотя мы изучаем потенциал снижения стоимости этого тарифа, полностью отменять бесплатную норму провоза багажа не планируем", — сказал он.

NordWind

Пассажиры эконом-класса авиакомпании NordWind могут взять на регулярный рейс ручную кладь, которая занимает одно место и весит не более 5 кг, а размеры которой не превышают 55x40x20 см. На данный момент авиакомпания не уточнила порядок провоза рюкзаков и покупок из Duty Free. Пассажиры, купившие билет по тарифу "Оптимум", помимо ручной клади могут сдать в багаж одно место до 20 кг и 203 см. На чартерных рейсах имеется возможность провоза ручной клади (одно место до 5 кг) и багажа (одно место до 20 кг).

"Уральские авиалинии"

Размер ручной клади пассажиров эконом-класса авиакомпании с 20 ноября не должен превышать размеры 55х40х20 см, а вес – не более 5 кг. При этом перевозчик также пока не уточнил порядок провоза рюкзаков и покупок из Duty Free на своем сайте.

Пассажиры авиакомпании по тарифу "Промо" имеют возможность помимо ручной клади сдать в багаж одно место до 10 кг и размером до 203 см в сумме трех измерений, но не более 100 см по любой из сторон. По другим тарифам эконом-класса норма багажа составляет одно место до 23 кг.

AZUR air

Авиакомпанией установлены следующие нормы бесплатного провоза багажа одним пассажиром, как на внутренних, так и на международных чартерных рейсах: одно место в ручной клади до 5 кг и одно место багажа до 20 кг. Перевозчик отмечает, что вправе разрешить к перевозке багаж в качестве ручной клади весом более 5 кг (количеством мест не более одного), если его размеры не превышают 55х40х20 см.

Red Wings

По тарифу "Лайт" авиакомпания разрешает перевозить только одно место ручной клади весом до 10 кг и размерами 55х40х20 см. По тарифу "Стандарт" в качестве ручной клади можно взять на борт одно место до 5 кг, а также сдать в багаж одно место до 23 кг и 203 см.