Чистопрудный бульвар. Чистопрудный бульвар (проезд чистопрудного бульвара) История Чистых прудов

Если вы спросите меня про самый любимый дом в Москве, я скорее всего назову именно этот адрес: Чистопрудный бульвар, 14. В Москве немало красивых домов, но именно он... озадачивает, заставляет вглядываться пристально, думать, пытаться разгадать загадки.
Московский модерн очень творчески и одновременно бережно переиначивает мотивы древнерусского искусства, обращаясь к традициям допетровской Руси. Но этот дома обращает нас к традициям Владимирского княжества, которым на несколько столетий больше, от которых мало что осталось, которые сами - загадка.
Итак, Чистопрудный бульвар, довольно высокий, непримечательных форм дом - и через весь фасад, по высоте двух этажей - удивительный орнамент из сказочных животных, растений, узоров.
Впрочем, и сам дом раньше был совсем другим...

Дом на Чистопрудном был построен в 1908-1909 годах как доходный дом находившейся рядом (на Покровке)церкви Троицы что на Грязях. Проект разработал архитектор Л. Кровецкий, строительством руководил инженер П.К. Микини. К сожалению, об их творчестве мы можем судить не столько по дому, сколько по фотографиям - смотрите, какая красота и изящество.

И эта красота не сохранилась...

В 40-е годы XX дом был надстроен на два этажа, что совершенно убило его облик. И не знаешь, огорчаться ли этому или все-таки радоваться, что сохранилось почти полностью его оформление - работа художника С.И. Вашкова (1879-1914).
Сергей Вашков считал своим учителем Васнецова, хотя формально у него не учился. Он был художественным руководителем фабрики церковной утвари, а дом на Чистопрудном - его первый опыт в архитектуре. В своей работе он "сочетая древнерусские мотивы с древнехристианскими, синтезировал свой самобытный пластический язык, в котором средневековые формы получили новое прочтение, отражающее предметно-пространственное видение человека начала XX века" (красиво говорят искусствоведы).
Дом на Чистопрудном стилизован под барельефы , хотя мне по богатству фантазии и плотности сюжетов напоминает больше . Я не искусствовед и не умею красиво писать, но мне кажется, что отталкиваясь от древнерусских мотивов, художник создавал собственный сказочный мир человека начала XX века. Он оформлял также интерьеры дома (об их сохранности мне ничего не известно) и сам жил в нем до смерти в удивительно раннем даже для тех времени возрасте 35 лет.
Давайте просто посмотрим...


Современный вид (белые фигуры на голубом фоне) дом приобрел в 2000 году. Примерно в это же время пристроили крылечно, стилизованное под общий облик дома.

И примерно в это же время здесь появились... правда не вполне животные, но действительно "невиданой красы" - магазин "Морской аквариум", постепенно превратившийся в небольшой, но очень душевный океанариум.
Я очень люблю это место со времен магазина с бесплатным входом, когда я заходила в него при первой возможности "для поправки расстроенных нервов". Сейчас цена входных билетов способна расстроить нервы еще больше, но я все же надеюсь, что в обозримом будущем разорюсь на фотографирование и расскажу о нем подробнее.
Гуляя по Чистым прудам, не забудьте поднять голову и получить пищу для размышлений о наших корнях...

Одно из самых интересных в декоре фасада зданий в Москве - бывший доходный дом при храме Троицы на Грязех или, как его окрестили в простонародье, дом со зверями - находится на Чистопрудном бульваре.

Выполненное в стиле модерн здание начала 20-го века приобрело свою известность благодаря уникальным терракотовым барельефам фантастических животных, украшающих плоскости стен третьего и четвёртого этажей. На фасаде можно разглядеть сов и уток, грифонов, драконов, львов, химер, необычные растения и цветы, а к некоторым существам сложно даже подобрать название. Барельефы были выполнены художественной артелью "Мурава" по эскизам московского художника Сергея Вашкова, ученика Васнецова и одного из признанных мастеров московского модерна. Они появились не случайно - Вашков, будучи специалистом в области религиозного искусства, был восхищён средневековыми барельефами на стенах Дмитриевского собора города Владимира: его фасад украшают около 600 барельефов, изображающих святых, а также реальных и мифических животных. Они-то и стали прототипом мифических существ, заселивших фасад доходного дома - художник их не скопировал, но переосмыслил и "адаптировал" под архитектуру начала 20 века: существа стали заметно крупнее, а их прорисовка стала более гротескной и ироничной, что было характерно для модерна того времени.

Интересно, что после окончания строительства дома Сергей Вашков и сам в нём поселился.

Дом построили в 1908-1909 годах по проекту архитектора Льва Кравецкого и инженера-строителя Петра Микини. Деньги на строительство здания дала церковь - его возводили как доходный дом при храме Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот, и планировалось, что часть квартир выделят под проживание нуждающимся прихожанам, а остальные будут сдавать в наём для получения прибыли. Изначально возведённый по оригинальному проекту дом был 4-этажным, но после Великой Отечественной войны, в 1945 году, он был перестроен по проекту архитектора Б.Л. Топаза и приобрёл высоту в 6-7 этажей. Верхний ряд барельефов при этом был уничтожен, но в целом мифический бестиарий хорошо сохранился. Последние изменения в облике дома произошли в 2000-х годах: именно тогда он приобрёл теперешний бледный голубовато-зелёный цвет, а барельефы побелели.

На сегодняшний день здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.

Кстати, увидеть, как дом со зверями выглядел до реконструкции, можно в замечательном советском фильме "Подкидыш" (1939) - похождения потерявшейся в Москве девочки Наташи начались как раз с выхода из его подъезда.

Ну а посмотреть, как здание выглядит сейчас, можно и в живую: достаточно приехать на Чистые пруды - Чистопрудный бульвар, дом 14.


DSCN0959.JPG

Раньше в районе Чистопрудного бульвара находилась скотобойня – «Животинный двор», отходы с которого сбрасывали в пруд (здесь он только один), названный Поганым. В Петровские времена князь Александр Данилович Меншиков купил землю в этом районе. Угловое здание у Мясницких ворот с 1699 года стало принадлежать ему. Князь построил в глубине двора церковь, которую прозвали Меншиковой башней, очистил пруды и запретил их загрязнять. С тех пор они именуются Чистыми. Мясная торговля на этом месте была свернута. Когда А. Меншиков был отправлен в ссылку, его дом перешел к князю Куракину, затем к армянину Лазареву. В 1783 году в этом здании открылся Московский почтамт. Пожар 1812 года не пощадил и район Чистопрудного бульвара. При его восстановлении были снесены остатки стены Белого дома, пруд очищен. Были построены два гостиничных здания. Одно из них, у Мясницких ворот, простояло до строительства станции метро Кировская, которая в 1990 году была переименована в станцию Чистые пруды. А гостиница у Покровских ворот сохранилась до наших дней.
Исторически у стен Белого города; с XVIII века - на Чистопрудном бульваре. Это название также носит и парковая зона на бульваре.
Известен с XVII века как Поганые болота (в него сбрасывались отходы располагавшихся неподалеку мясных лавок и боен). Из пруда вытекала река Рачка, протекавшая на юг и впадавшая в реку Москву у будущего Воспитательного дома. В начале XVIII века вошёл в состав московского имения А. Д. Меншикова, был вычищен и с того времени получил название Чистый пруд или Чистые пруды.
В 1990 году название «Чистые пруды» получила станция московского метрополитена (с открытия, 1935, именовавшаяся «Кировская»).
Начиная с 1990-х Чистые пруды стали знаменитым на всю Российскую Федерацию культовым «тусовочным» местом столицы, где собирается богема и неформальные группы, любители альтернативной музыки, в том числе рокеры, металлисты, панки, готы, иногда скинхеды. Обычно отдыхающие люди встречаются у памятника Александру Сергеевичу Грибоедову, пьют пиво и другие алкогольные напитки «на травке», лавочках и у фонтана в западной части Чистопрудного бульвара и называют это место «ЧП», «Чистаки» или просто «Чистые». По городской легенде, подкреплённой многочисленными фактами, правоохранительные органы закрывают глаза на массовое распитие алкогольных напитков в данном общественном месте, в том числе несовершеннолетними. Также являются постоянным местом всевозможных политических митингов и празднований футбольных побед. Часто становятся местом проведения всевозможных флешмоб-акций. В зимний период пруд используется как стихийный ледовый каток.

Усадьба Е. П. Кашкина - А. А. Дурасовой
Дом с мезонином
Москва, Чистопрудный бульвар, 10с2


DSCN0913.JPG


DSCN0914.JPG


DSCN0906.JPG

Доходный дом (1875, арх. А. Е. Вебер)
Некогда являлось флигелем и входило в комплекс зданий усадьбы Кашкина-Дурасовой.
Здание периодически перестраивали. Случалось это и 1817, и в 1859 годах.
Последней перестройке флигель подвергся в период 1875-1876 годов. Руководил работами архитектор Вебер. Тогда-то дом и стал отдельно стоящим зданием.
Именно при нем строение украсили лепниной в виде миниатюрных розеток, а также венками. В центре последних разместили скульптуры летящих голубей, переплетенных ленточками.
Особую прелесть зданию придают рельефные плиты с сидящими малышами и колонны с коринфскими капителями.

Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства
Москва, Чистопрудный бульвар, 4


DSCN0356.JPG


DSCN0360.JPG

Год постройки 1898,
Архитектор, скульптор, реставратор: А.П. Попов
Двухэтажное здание с остроугольными шпилями на крыше построено в конце XIX века на средства почтово-телеграфного ведомства России.
Здесь располагался "Дом призрения" (как сейчас принято говорить, "Дом престарелых"), в котором доживали свой век люди, большую часть жизни проработавшие по почтовому ведомству, не имеющие близких родственников.
Здание и сейчас отностися к Главпочтампу России.
После революции дом приспособили под учреждения и квартиры. В 1922 г. здесь разместилось «Трудовое объединение химчистки» - артель «Гамма». В одной из квартир в 1929 г. жил Александр Васильевич Свешников, бывший тогда хормейстером Второго МХАТа. Потом в здание переехала ведомственная поликлиника Московского почтамта.
Строение заложили в мае 1895 года и в 1898 году здесь приняли первых посетителей. Автором проекта был назначен архитектор А.П. Попов.
Фасад здания, обращенный к Чистопрудному бульвару, оформили в псевдорусском (неорусском) стиле.

Москва, Чистопрудный бульвар,1
Дом купца Гусятникова, именем которого назван соседний Гусятников переулок. Дом пережил Московский пожар (1812). Второй дом на бульваре, под тем же номером, выстроен Б. В. Фрейденбергом в 1886.


DSCN0364.JPG

Трехэтажный дом на углу бульвара был построен в 1806 году. Фасад дома со стороны Мясницкой улицы украшал шестиколонный портик, который при реконструкции дома в 1876 году был удален, а в здании были открыты магазины.

Российская академия живописи, ваяния и зодчества
Москва,Мясницкая улица, 21с1


DSCN0366.JPG

Дом Юшкова. Здесь начиная с дореволюционного периода до 1946 года проживал русский живописец П. И. Келин, ученик В. А. Серова, учитель В. Маяковского и Б. Иогансона. В доме располагалось Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сейчас Российская Академия живописи, ваяния и зодчества). Построен на рубеже 1780-х - 1790-х гг. архитектором (предположительно) В. И. Баженовым. Во дворе находятся: Дом Московского художественного общества (1913, архитектор Н. С. Курдюков) и выставочный зал (1910-е, архитектор Н. С. Курдюков совместно с В. Г. Шуховым).
Российская академия живописи, ваяния и зодчества.
Основана в 1987 Народным Художником СССР Ильей Сергеевичем Глазуновым. С этого года по настоящее время он является ректором Академии. Активную педагогическую деятельность Илья Глазунов начал в МГХИ им. Сурикова, в котором возглавлял мастерскую портрета. С 10 июня 2009 носит имя И. С. Глазунова.
Российская Академия живописи, ваяния и зодчества располагается в здании, построенном по проекту выдающегося русского архитектора В.И. Баженова по Мясницкой улице, дом 21, - историческом памятнике XVIII века.
Построенный в 1780-1790 годах для генерал-порудчика И.И. Юшкова дом стал популярным великосветским салоном столицы. После смерти супругов Юшковых дом принадлежал П.И. Юшкову, их сыну. К этому времени финансовые дела этой семьи пришли в упадок, что вынудило владельца сдать в 1838 году часть помещений под рисовальный класс Московскому художественному обществу. С этой даты и начинается новая жизнь дома Юшкова, связанная с Московской общедоступной школой художеств.
Руководителями и организаторами Московской (общедоступной) школы художеств в то время были М.Ф. Орлов, А.Д. Чертков, Ф.Я. Скарятин, Е.И. Маковский. В подготовленном ими проекте «публичного художественного класса» было определено, что создаваемая московская школа художеств должна предоставить возможность развиваться талантам из народа.
Главным выборным директором художественного класса и самым деятельным членом Художественного общества стал генерал М.Ф. Орлов, герой Отечественной войны 1812 года.
Правительственными органами художественный класс был признан только в 1843 году. В делах Московского учебного округа он начинает фигурировать с 1844 года, когда Московское художественное общество приобрело все здание.
В конце XIX века Училище фактически имело статус высшего учебного заведения, а в 1905 году последовало высочайшее распоряжение за подписью Николая II о предоставлении Московской художественной школе прав высшего учебного заведения с полной самостоятельностью по учебной части.
Московское Училище живописи отличалось от других учебных заведений демократическими условиями приема и подлинно творческой обстановкой. Эта художественная школа объединяла творческую молодежь, для которой главным принципом творчества в искусстве был реализм.
Многие из преподавателей Училища стали членами Товарищества передвижных художественных выставок.
С 1865 года в связи с присоединением Московской архитектурной школы Училище стало называться Училищем живописи, ваяния и зодчества.
Ведущим классом Училища был натурный класс. Его возглавляли В.Г. Перов, А. Рябушкин, С. Коровин и многие другие. Пейзажный класс вел академик живописи А.К. Саврасов. Среди его учеников были И.И. Левитан и К.А. Коровин - величайшие мастера русского пейзажа. После смерти А.К. Саврасова пейзажный класс вел П.Д. Поленов, а потом А.М. Васнецов. В 1870- 1890-е годы в Училище преподавали В. Пукирев, Е. Сорокин, Н. Неврев, С. Коровин, Л. Пастернак и другие.
В это время в помещении Училища проходили выставки знаменитых художников, концерты и благотворительные вечера. Старинный дом на Мясницкой улице всегда притягивал массу людей. В конце XIX века к зданию дома Юшкова но Боброву переулку было пристроено четырехэтажное учебное здание, а в начале XX века во дворе поднялись два восьмиэтажных жилых дома для профессорско-преподавательского состава и студентов.
В это же время по чертежам архитектора И.О. Курдюкова во дворе был построен выставочный зал.
Застекленную крышу зала проектировал известный русский конструктор В.Г. Шухов - автор первой радиотрансляционной и телевизионной башни в Москве. После революционных событий 1917 года Училище живописи, ваяния и зодчества перестало существовать, а в помещениях на Мясницкой улице, дом 21 были открыты Первые государственные художественные мастерские (вторые были открыты на базе Строгановского училища). В качестве руководителе мастерских пришли такие художники, как Лентулов, Кончаловский, Машков, Родченко и другие, входившие в объединение ХУДОЖНИКОВ «Бубновый валет», а также Малевич и Кандинский, которые являлись основоположниками абстрактного искусства.

Москва,Фролов переулок,1
Доходный дом питерского Страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре (1899-1902, арх. Н.М. Проскурнин, А.И. фон Гоген) - один из крупнейших дореволюционных жилых комплексов и одно из красивейших зданий в городе.


DSCN0380.JPG

В этом легендарном доме (вернее, комплексе зданий) в одной из его квартир (N85) до революции помещалось правление Московской футбольной лиги; после 1917 - Российское телеграфное агентство (РОСТА), Главное артиллерийское управление Красной Армии, Наркомпрос[вещения]. В здании бывали И.Е. Репин, М.Горький, В.И. Ленин; работали М.А. Булгаков, Н.К. Крупская; жили учёные М.И. Авербах, Б.Д. Греков, И.Е. Тамм. В конце 1940х в доме открылся первый московский пункт проката. Известный архитектор-конструктивист Ш.Э. Ле Корбюзье считал этот дом самым красивым в Москве.

Дом Валерьяновой
Москва,Бобров переулок, д. 6, строение 3


DSCN1432.JPG

М. Тургеневская, Чистые пруды
Московский международный центр перевода
(территория Тургеневской библиотеки)
Дом с квартирами для сдачи в аренду построен в 1900 г. по проекту архитектора П.Л. Сюзева. Заказчиком была А.А. Валерьянова.
Дом отреставрирован в 2000-х гг.
Анна Александровна Валерьяновой – жена статского советника Валерьянова Константина Николаевича, межевого инженера, члена Общества вспомоществования студентам межевого института.

Москва, Фролов переулок, 2
Московский театр «Et cetera» под руководством Александра Калягина; ресторан «A’propos».


DSCN1433.JPG

Появился он на месте старого московского квартала в 2005 г., и сразу вокруг него разгорелись страсти.На вывеске, расположенной справа от входа, перечислены архитекторы А.В. Кузьмин, А.В. Боков, А.А. Великанов, М.В. Бэлица. Однако, Великанов, начавший разработку проекта, доведя строительство здания до "бетона", потребовал исключить себя из списка авторов, не желая иметь ничего общего с домом Фролов, 2. Остальные обсуждали не достоинства здания и удачные решения, а объясняли, почему так получилось.
дом 2 не только не нашел общего языка с близлежащими зданиями, он не обрел гармонии с самим собой. Правая часть выступа шайбы напоминает Казанский вокзал, левая – усеяна многочисленными окнами различных стилей. Русь с готикой, дворцовый портал и колонна с пьедесталом. Портал зачем-то продублирован, а пустующий пьедестал наводит на мысли о Церетелли. Статуя его работы достойно завершила бы Дом 2.
многочисленные окна различных стилей – символ множественных реальностей. Колонна с "ухом", обращенным к небу. Двойной портал – дверь перед тобой, но если поднять голову, то увидишь еще одну. Все это можно понимать, как идеи театра Калягина.
Дом 2 Сан Саныча
Вот только, в списке архитекторов Сан Саныча нет, и если когда нибудь Дом 2 станет визитной карточкой Москвы, как Эйфелева башня стала символом Парижа, то слава достанется не ему.

Дом Герасимова
Москва,Бобров переулок, д. 6, строение 1


DSCN1435.JPG

Здание построено в 1895 году по проекту архитектора Адольфа Николаевича Кнабе На территории усадьбы дворянского рода Петрово-Соловово. В настоящее время здание занимает старейшая городская общедоступная бесплатная Библиотека-читальня имени И.С. Тургенева.
В основе здания по адресу Бобров переулок, 6 С1 палаты XVII.
Дом реконструировали в 2004 г.
В начале XIX в. на этом месте была усадьба купца Василия Герасимова с двухэтажным каменным домом, выходившим главным фасадом в переулок. В 1822 г. она перешла во владение купца Кирилла Бирюкова, а затем – к его родственнице Анне Александровне Валерьяновой – жене статского советника Валерьянова Константина Николаевича, межевого инженера, члена Общества вспомоществования студентам межевого института.
Дома отреставрированы в 1996-2004 гг. Строения 1 и 2 передали Библиотеке-читальне И.С. Тургенева.

Москва, Сретенский бульвар, 6/1с1


DSCN1440.JPG

Комплекс зданий бывш. страхового общества «Россия» (1899-1902, архитектор Н. М. Проскурнин, при участии В. А. Величкина, кованая ограда - архитектор О. В. Дессин). После 1917 года здание последовательно занимали РОСТА, Главное артиллерийское управление РККА, Наркомпрос. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. В доме жил архитектор В. Е. Дубовской. Ранее на месте здания находилась панорама, построенная в 1875 году архитектором В. Н. Карнеевым.

Доходный дом церкви Троицы на Грязех
Москва, Чистопрудный бульвар, дом 14с3


DSCN0096.JPG

Построен в 1908-1909 гг. по проекту архитектора Л.Л.Кравецкого (разработка плана) и инженера-строителя П.К.Микини (Чистопрудный бульвар, дом 14). Плоскости стен второго - четвертого этажей полностью покрыты терракотовыми барельефами фантастических животных, птиц и деревьев, выполненными художественной артелью «Мурава» по эскизам художника С.И.Вашкова. Образцами послужили барельефы Дмитриевского собора во Владимире.
Очень интересен дом №14 по Чистопрудному бульвару - доходный дом церкви Троицы на Грязех, известный в народе как «дом со зверями». Он был построен по проекту Л.Л.Кравецкого и П.К.Микини в 1908-1909 годах. Здание украшено сказочными зверями работы С.И.Вашкова в стиле барельефов Димитриевского собора города Владимира. При этом Сергей Вашков занимался не только внешним оформление дома, но и внутренним. Сам он поселился в этом же доме, где и скончался в ноябре 1914 года.
Первоначально дом был четырехэтажным с двумя шатровыми башнями по краям, а в послевоенные годы - надстроен до нынешних 7 этажей архитектором Б.Л.Топазом. Это была повсеместная послевоенная практика. Звери, большей частью, сохранились.
Сейчас весь нижний этаж доходного дома церкви Троицы на Грязех занимает магазин «Морской аквариум на Чистых прудах» и музей Океанариум. Изюминкой «Морского аквариума» можно считать круговой 25-метровый панорамный аквариум «Батискаф», в котором плавают 10 акул и регулярно проходит шоу кормления акул и мурен.
А сама церковь Троицы на Грязех расположена неподалеку, у Покровских ворот.Плоскости стен второго - четвертого этажей полностью покрыты терракотовыми барельефами фантастических животных, птиц и деревьев. Барельефы были выполненны художественной артелью «Мурава» по эскизам художника С.И.Вашкова. Он занимался не только внешним оформление дома, но и оформлением его внутренних интерьеров. Потом он сам поселился в этом же доме и жил в нем до своего конца.
Первоначально дом был четырехэтажным, с двумя шатровыми башнями. Но в 1945 г. его надстроили тремя этажами по проекту архитектора Б.Л. Топаза. При этом уничтожили балконы второго этажа и башни. Правда, дом стал более гармоничным: верхняя часть дома уравновесила насыщенные декором нижние этажи.


Чистопрудный бульвар на панораме Яндекса

Чистопрудный бульвар – бульвар в Басманном районе Центрального административного округа Москвы. Находится между площадью Мясницкие ворота и Покровкой. Длина бульвара – 822 м.

Чистопрудный бульвар в Москве – история, название

Когда-то в здесь протекала речушка под названием Рачка. Начиналась она в Поганой луже, протекала по Колпачному и Подкопаевскому переулкам, пересекала Подколокольный переулок, улицу Солянка и впадала в Москву-реку рядом с Яузой. В Переписи дворов патриаршей слободы 1630 г. "лужа" упоминается как Поганый пруд: слободская церковь именовалась, как церковь "Гавриила Великого, что на Поганом пруду". После того, как в 1703 г. по приказу Меньшикова пруд привели в порядок, его стали называть Чистым. В таком виде пруд и дал название бульвару – Чистопрудный.

Существует несколько версий относительно происхождения названия Поганый пруд.

Наиболее распространенная во всем "винит" слободу мясников. Якобы, мясники сбрасывали в пруд отходы, чем и "прославили" его на всю округу. Но... Во-первых, город не блистал чистотой: было много претендентов. Тем не менее другие "антисанитарные" названия вспомнить трудно. Во-вторых, пруд был не самым близким местом для отходов. Существующий сейчас Костянский переулок получил своё название именно потому, что мясники много чего туда сваливали, он находился ближе.

Вторая версия напоминает, что слово "поганый" произошло от латинского paganus – "сельский". В процессе "внедрения" христианства в древнем Риме наибольшие успехи были достигнуты в городах. Сельские жители долгое время оставались язычниками. Это привело к тому, что слова "сельский" и "языческий" стали синонимами. Первоначально просто констатировало конфессиональную принадлежность. Позже, когда христианство начало вести с язычеством настоящую религиозную войну, слово приобрело современный смысл, поскольку всё, связанное с язычеством, объявлялось вне закона. Вторая версия заключается в том, что в стародавние времена у пруда стояли языческие идолы, которые при наступлении эры христианства нашли в нём последний приют. Но это глубокая старина.

Последние исследования показывают, что Поганый пруд был в другом месте.

Теперь о второй части названия – "бульвар". Чистопрудный бульвар разбит в 1820-х гг. на месте крепостной стены Белого города . Такое же "крепостное" происхождение у остальных бульваров. Обычай устраивать на месте крепостных стен аллеи с цветами, кустами и деревьями пришёл к нам из Франции, где они назывались boulevard. В свою очередь, французское boulevard произошло от немецкого Bolwerk – "крепостная стена". Так что предлагая прогуляться по бульвару, мы предлагаем пройтись по крепостной стене. Чистопрудный бульвар является частью Бульварного кольца .

В 1950-х гг. на Чистопрудном бульваре летом работала лодочная станция, а зимой – каток. С утра на каток запускали детей и младших школьников, к вечеру он открывался для старшеклассников. Каток был огорожен высоким забором из досок, так что проникнуть на него вечером, минуя вход, было трудно. Оставалось прильнуть к щели в заборе и смотреть на падающий снег, гирлянды фонарей и катающихся, как тогда казалось, взрослых. В 1958 г. лодочную станцию закрыли. Вместо лодок запустили лебедей и уток. Потом закрыли и каток, который недолгое время был детским.

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 19.05.2013

Адрес: Москва, Чистопрудный бульвар, м."Чистые пруды", "Сретенский бульвар".

Местность, занимаемая бульваром, известна с XVI в., когда здесь обосновались скотобойни - «Животинный двор», позже «Государев боевой двор». Мясная торговля дала имя прилегающей Мясницкой улице, а её отходы, сбрасываемые в ближайшее болото - «Поганому пруду». Из болота вытекал ручей Рачка, протекавший на юг и впадавший в реку Москву у Воспитательного дома.
C 1699 г. угловое владение у Мясницких ворот принадлежало А.Д.Меншикову, построившему в глубине двора Меншикову башню. Мясная торговля на Мясницкой была свёрнута в 1710 г., а в 1723 г. и бойни были выведены подальше от дома Светлейшего.
После пожара 1812 г. остатки стены Белого города были снесены, пруд - очищен, а в торцах образовавшегося бульвара выстроены два гостиничных здания.
Гостиница у Покровских ворот дожила до наших дней, а у Мясницких - была снесена в 1930-е г.г. На её месте вестибюль станции метро Чистые пруды и памятник А.С.Грибоедову.
В течение XIX в. застройка бульвара чётко разделялась - внутренняя сторона была застроена двухэтажными домами знати и казёнными учреждениями, внешняя - одноэтажными домами победнее. В конце века бульвар застроен трёх-четырёхэтажными доходными домами; в 1945-1952 г.г. большинство этих домов были надстроены до шести-семи этажей с сохранением общего архитектурного облика.

"Дом со зверями" (Чистопрудный бульвар, 14) - доходный дом церкви св. Троицы Живоначальной, что на Грязех
(снимок из семейного архива рода Дмитревских сделан между 1908-1917 г.г.)



Здание стасовских гостиниц (самое начало XIX в.)


Чистопрудный бульвар, 23 - доходный дом Н.Д.Телешова, 1900 г., архитектор С.В.Барков. Изначально четырёхэтажный, в 1947 г. надстроен до 7 этажей. Библиотека имени Ф.М.Достоевского в первом этаже здания работает с 1907 г. В квартире 2 в 1920-1934 г.г. жил С.М.Эйзенштейн.

Чистопрудный бульвар, 14 - доходный дом церкви Троицы на Грязех (1908-1909 г.г.) - памятник позднего «национального» модерна. Дом по проекту архитектора Л.Л.Кравецкого и П.К.Микини украшен сказочными зверями работы С.И.Вашкова. Первоначально дом был четырёхэтажным, а в послевоенные годы - надстроен до нынешних 7 этажей. Звери, большей частью, сохранились.


Чистые пруды


Чистопрудный бульвар, 19а - Московский театр «Современник». Построен в 1914 г. Р.И.Клейном как кинотеатр «Колизей»; работал под этим именем до 1970 г.; театр открыт в 1974 г.

Чистые пруды. Многофункциональный комплекс на Чистых прудах "Белый лебедь".

Чистые пруды


Фонтан "Поющий журавль"


Один из первых московских доходных домов постройки в стиле "модерн" 1898-1899 г.г. постройки,владелец хлеботорговец Рахманов.


Памятник Абаю Кунанбаеву (1845-1904 г.г.) - казахский поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы. Открыт в 2006 г., скульптор М.Айнеков, архитектор В.Романенко.

Чистопрудный бульвар, 10 стр. 1 - Усадьба Е.П.Кашкина - А.А.Дурасовой (1876 г., архитектор А.Е.Вебер)