Г хайдарабад индия. Описание индийского города хайдарабад. Краткий экскурс в историю


А виза туда нужна?

Нужна, но дают ее очень легко. Для получения туристической визы в Индию не нужно вообще ничего, кроме действующего загранпаспорта, билетов на самолет и брони отеля. Визовый центр рядом с метро Сухаревская небольшой, народу там немного, сотрудники душевные. Визу делают несколько дней.

Нам нужна была виза для посещения конференции - у индусов это отдельный тип виз (в Европу на конференции ездят по обычной туристической визе). Поэтому у нас все было чуть сложнее, и не без вездесущего индийского колорита.

Для оформления визы на конференцию, помимо прочих документов, консульство потребовало от оргкомитета некую бумагу - что-то вроде разрешения на проведение конференции. Мы сначала попытались сами вытрясти эту бумагу из оргкомитета, но после недели общения по электронной почте и международному телефону перепоручили эту непростую задачу сотрудникам консульства. Чтобы они сами объяснили соотечественникам, чего от них хотят. Процесс затянулся. Остальные документы были давно собраны, мы сидели как на иголках. У нас даже завелся свой сотрудник консульства, которому можно было звонить на мобильник и спрашивать, как идут дела. До вылета оставалось меньше недели.

Наконец за два дня до вылета консульство и оргкомитет нашли общий язык. Мы подали документы, и за день до вылета получили готовые визы. Мы делегировали от нашей компании в консульство засланца. Там сначала попытались возмутиться, что визы выдают с пяти до шести и что это он тут вообще в обед делает. Но пробегавший мимо индус узнал его - а, так это вы! - и вынес ему наши паспорта. Вот так просто - без документа, без доверенности, без квитанции, без никто.

Бардак с одной стороны, человечность - с другой. Пытаюсь представить себе такое в шенгене - и не могу.


Как туда попасть

Проще всего - самолетом. В нашем случае это была авиакомпания Emirates, рейс из Москвы до Хайдарабада с пересадкой в Дубае. Лететь из Москвы в Дубай 5 часов, из Дубая в Хайдарабад 3,5 часа. Пересадка была 9 часов на пути туда и 5,5 - на пути обратно.

Аэропорт Дубая - это особенное впечатление. Во-первых, там +40. Ощущение - будто сидишь зимой в автобусе, и тебе в ноги дует печка. Только это не печка, это весь воздух такой. Во-вторых, это плавильный котел. Центр мира, где сходятся дороги пяти континентов. Здесь можно наблюдать представителей всех культур, освоивших авиасообщение. Индусы в ярких одеждах. Мусульмане: женщины наглухо замотаны в паранджи, расшитые золотом, мужчины в белых свободных одеждах. Африканцы и азиаты. Доминиканские монашки индийской национальности. Европейцы - в жалком меньшинстве. Кажется, здесь можно пожить с месячишко - и набрать гору культурологического материала, какой не соберешь и за годы экспедиций.

И отдельно хочу выразить восторг по поводу авиакомпании Emirates. Потому что такого великолепного сервиса в эконом-классе за приемлемые деньги я не встречала еще нигде. Самолет огромный, каждому пассажиру полагается подушка, одеяло и экранчик с музыкой, фильмами, играми и камерами, глядящими наружу самолета. Очень качественная еда и металлические приборы. Стюардессы в форме, которая радует глаз, и говорящие на нескольких языках из разных регионов мира. А еще где-то там есть не только бизнес-класс, но еще и первый класс. У них отдельный вход, и что делают с людьми там, я не знаю - может, предлагают кровать и персональную массажистку. Настоящий восточный дворец сказок.


Где там жить

Жилье в Хайдарабаде найдется на любой вкус. Хочешь прочувствовать местный колорит - подбирай себе отель подешевле или даже хостел. Хочешь глядеть на местный колорит из комфортного номера со всеми удобствами - добро пожаловать в отель подороже.

Мы жили в отеле под названием Justa the Residence. Он обладал тремя звездами и отдельными элементами местного колорита. Местный колорит выражался в завтраках из местной кухни и гипер-услужливых сотрудниках. Завтрак в первый день вызвал недоумение формата «что это такое и как это едят»; впрочем, мы почти сразу разобрались и дальше с удовольствием это ели. Сотрудники таскали наши вещи, открывали перед нами дверь и по утрам приносили газету. Мы списали это все на остаточную колониальность сознания. Номера скромные, но все необходимое там есть. К номеру прилагаются чайные пакетики, растворимый кофе и кофеварка, которую предлагают использовать и для кипячения воды. На крыше отеля находится ресторан, у которого есть закрытая и открытая часть. В закрытой его части мы завтракали, а на открытую выходили глазеть на озеро и малоэтажные здания квартала, тонущие в джунглях. Тропический ливень и кислый запах тухлятины прилагаются.

Открытая терраса ресторана


Вид с крыши отеля на озеро


Вид с крыши отеля в сторону от озера


Абстрактная скульптура в одном из коридоров

Конференция проходила в пятизвездочном отеле Mariott. В холле и конференц-зале шикарное убранство, не уступающее таковому в аналогичных отелях Европы. В номерах не была, но предполагаю, что там все тоже на высоте. Дворик отеля ухоженный, с множеством диковинных деревьев и цветов. Территория отеля обнесена колючей проволокой под током, на входе - шлагбаумы и рамки металлоискателей. Чтоб никакой местный колорит не прорвался.


Скульптурная группа на территории Мариотта

И оба эти отеля умудряются находиться в бедном квартале с домами-пеналами, козами и коровами. Так что совсем избегнуть местного колорита, увы, не получится даже в Мариотте.


Чем там питаться

Вся индийская кухня делится на две категории: острое и вегетарианское. К острому быстро привыкаешь, поскольку мяса все-таки хочется. Мясо - это чаще всего курица, хотя иногда попадаются и другие варианты. Гарнир - в основном рис и овощи. Индийскую кухню принято есть руками, но европеизированные индусы пользуются приборами, и европейцам их тоже выдают.

На конференции кормили так, что необходимости питаться где-то еще не возникало; возможно, это тоже делалось с целью защиты нежной психики европейцев. Ели в городе мы только один раз. Тогда нам попался очень приятный ресторанчик с китайской кухней. Порции в ресторане были большие; сотрудник-индус очень удивился объему заказанного и, в частности, объему заказанного чая (всего-то по чайничку на брата). Впрочем, мы справились. Думаю, что в центре города можно найти рестораны на любой вкус и кошелек.

Прежде чем есть в Индии уличную еду, стоит десять раз подумать, - пишут во всех путеводителях для европейцев. Мы пробовали один раз пить сок сахарного тростника, и нам ничего за это не было. Мне кажется, правильнее всего ориентироваться на внутреннее чутье и здравый смысл.


На что там смотреть

Индия - страна большая, и интересные места размазаны по ней тонким равномерным слоем. В Хайдарабаде есть три основных достопримечательности, куда нас возили: это Чарминар, Голконда и комплекс гробниц султанов Кутб-Шахи. Чар-Минар и комплекс гробниц - это памятники мусульманской архитектуры XVI-XVII века. Они совершенно не ухоженные, но их былая красота проступает и из-под грязи и подтеков. Если бы их кто-нибудь отреставрировал - были бы конфетки. Голконда производит совсем другое впечатление: живописные руины замка на зеленом холме. Резьба по камню там потрясающая.

Но главное, что стоит увидеть в Индии - это даже не достопримечательности. Это уклад жизни, совершенно отличный от того, к чему мы привыкли. Это совершенно другая культура и совершенно другой взгляд на мир. В Индии, глядя вокруг, понимаешь многое про то, какой разный у нас мир и насколько сильно жизнь людей может отличаться от того, что мы видим в Европе.


Как перемещаться в пространстве

Транспорт по стране - это самолеты и поезда. А для перемещения внутри города есть несколько опций.

Всех иностранцев первым делом стремятся засунуть в такси и перемещать исключительно в нем. Помимо стандартного для нас варианта, когда такси просто отвозит тебя из точки А в точку Б (у индусов это называется drop-off), для иностранцев есть так называемые пакеты (packages). Можно выбрать пакет на 1, 3, 6 часов и другое количество времени. И все это время такси будет тебя катать: отвозить куда надо, ждать и потом везти в следующую точку. Туристы пользуются таким для шопинга и осмотра достопримечательностей. Такси комфортно и стоит по нашим меркам недорого: drop-off порядка 100-200 р, пакеты пропорционально дороже. Но это - совершенно неинтересно.

Гораздо интереснее рикши. Их можно вылавливать из потока индийской жизни и уговаривать отвезти тебя в нужное место за удобные тебе деньги. Их тарантайки снабжены счетчиками, но ездить по счетчику туристам категорически не рекомендуют: ушлые аборигены будут везти тебя в соседний квартал через полгорода, лишь бы посильнее его накрутить. Лучше договориться с рикшей о цене заранее. Соглашаться на первую предложенную цену тоже не советуют: она гарантированно будет раза в три выше, чем реальная стоимость поездки. Прежде чем ехать, нужно с рикшей поторговаться и скинуть цену. Торговаться следует, активно применяя язык жестов, поскольку с английским у рикш обычно не особо хорошо. Мы этим вполне успешно развлекались.

Еще в Хайдарабаде есть автобусы, но этих переполненных людьми монстров мы сторонились. Пешком и на рикше все равно смешнее.


Где делать покупки

Для шопинга в Хайдарабаде есть специальный квартал Basheer Bagh. Магазинов там великое разнообразие; мы освоили один из них - Woman’s World, магазин национальной женской одежды.

Покупать национальную одежду в Индии - это отдельное искусство. В магазине первые два этажа были целиком заняты сари. На третьем этаже продавалась другая одежда: платья, рубашки, туники и штаны. Подогнать одежду по фигуре может специальный портной прямо в магазине, в течение пары часов. К некоторым платьям отдельно прилагаются рукава. Их можно попросить пришить, а можно оставить как есть.

Одежда бюджетная и при этом яркая и необычная - как раз как я люблю. Качество, правда, не суперское - но за такие деньги почти совсем не обидно. Обиднее, что эта красота недолговечна.

А главным хайдарабадским сувениром считается жемчуг. Но как раз его-то мы и не купили - как-то руки не дошли.


Антисанитария: наш опыт

Индийская антисанитария - одна из любимейших страшилок для туристов. О ней пишут туристические сайты и рассказывают родственники, советуя по примеру двоюродного дяди-дипломата непременно взять с собой марганцовку - фрукты мыть.

Марганцовку в наше время днем с огнем не сыщешь, но от индийской антисанитарии хотелось как-то себя обезопасить. Мы набрали с собой, помимо стандартной аптечки путешественника, целый набор разнообразных лекарств от желудочно-кишечных расстройств, антисептические влажные салфетки и средство для протирки рук со спиртом.

К счастью, почти ничего из этого нам не пригодилось. Оказалось, что в Индии, чтобы не обрести приключений на свое здоровье, достаточно соблюдать обычные правила гигиены. Мы мыли руки с мылом перед едой, в течение дня время от времени протирали их салфетками или средством. Для чистки зубов мы использовали кипяченую воду. Пили воду в бутылочках, которую раздавали на конференции всем желающим. Бутылочки были маленькие, на 200 мл, и совершенно очаровательные, за что были окрещены бутылёчками. Фрукты перед едой тоже всегда мыли с мылом.

Особо впечатлительным следует опасаться психосоматики, помноженной на окружающие ароматы. В первый день, попробовав местной еды, мы съели активированного угля - больше с перепугу, чем по показаниям. Потом пугаться перестали, и есть активированный уголь необходимость тоже отпала.

Еще в Индии не советуют купаться в пресных водоемах. Там сидит червь ришта, который залезает человеку под кожу, и получается плохо.

По мере пребывания в Индии происходит постепенное ослабление бдительности в отношении желудочно-кишечных дел - видимо, параллельно с привыканием организма к местным условиям. Европейцы, пожившие в Индии долго, пишут, что воду из-под крана перестали бояться брать в рот уже к середине первого месяца. У меня этот момент наступил вечером перед отъездом: задумалась, когда чистила зубы. И ничего страшного со мной не случилось. Здесь как с едой: внутреннее чутье и здравый смысл - наши лучшие друзья.

Прадеш, имеет одну из самых богатых и самых ярких историй. Город известен своей великолепной архитектурой и богатой культурой. Множество влияний сформировало характер города за прошлые 400 лет.

Древняя История

Перед фактическим историческим подъемом города территория, на которой Хайдарабад был в итоге основан, находилась под властью нескольких королевств, включая буддистские и индуистские.

Этой территорией управляла индийская династия , чьи феодальные вожди Какатийя объявили и установили свое королевство вокруг Варангала. Падение Варангала силами Мухаммеда бен Туглука из Султаната в 1321 году н.э. принесла анархию в регион.
В течение следующих нескольких десятилетий Султанат Бахмани Декана боролся с Масунури Ниякасом на севере и Раясом на юге. Это противостояние к середине 15-го века закончи лось переходом контроля над территорией Султанату Бах мани.

История Хайдарабада в средние века

Династия Кутуб Шахи История Хайдарабада как города началась в 1518 году, когда Султан Кули "КутульМульк" провозгласил независимость от Султаната Бахмани и основал город Голконда, объявив себя султаном Кули Кутуб Шах. За десятилетия до этого, Султан Мухаммад Шах Бахмани поручил Кули Кутуль Мульк подавлять повстанцев и бес порядки в регионе, с чем будущий правитель справлялся очень хорошо. К тому времени он основал Султанат Голконды в титуле Султан Кули Кутуб Шах. С этого момента началось правление династии Шахи Кутуб, а Султанат Бах мани полностью распался, расколовшись на пять раз личных королевств.
В 1589 году город Хайдарабад наконец был построен на реке Муси пятым султаном династии в пяти милях к востоку от Голконды. Мухам мед Кули Кутуб Шах посвятил его своей жене Бхагяматхи, а также в 1591 году он приказал построить в городе памятник, который со временем стал его символом – мечеть Чарминар. Говорят, таким образом он ре шил, поблагодарить Всевышнего за подавление чумы, прежде чем она уничтожила бы его недавно построенный город.
Начиная с этого времени и до 17 века богатство и процветание Хайдарабада основывалось на успешной торговли алмазами. Все Султанаты Кутуба, будучи великими мыслителями и строителями, внесли огромный вклад в куль туру и богатство Хайдараба да, привлекая бесчисленные потоки туристов из других стран, которые сравнивали его с красивейшим городом Ирана – Исфаханом.

Могольская Империя

Слава Хайдарабада при влекла внимание императора великих Моголов Аурангзеба, который взял штурмом Голконду в 1686 году Аурангзеб большую часть своего времени проводил в Декане, установив там превосходство и суверенитет великих Моголов. В 1666 году, когда Шах Джахан умер, Аурангзеб укрепил свою власть как императора и пытался расширить свою им перию ещё дальше, чем его предшественник – великий Акбар. Его цель был Хайдара бад, в то время считавшимся одним из самых богатых го родов в регионе, и, как сообщается, являвшийся неприступным из-за защиты форта Голконды. Первоначальные походы Аурангзеба не увенчались успехом, и он впал в отчаяние. Однако в 1687 году крепость выдержала девятимесячную осаду императора Великих Моголов Аурангзеба, но пала через предательство.
гласит, что если бы подкуп ленный диверсант Аурангзеба не открыл ночью , город не был бы захвачен. Султан Абул Хасан Тана Шах, седьмой и последний царь из династии Кутуб Шахи был заключен в тюрьму вскоре после того, как Голконда был взят штурмом. Значимость Хайдарабада снизилась, его процветающая алмазами была разрушена, и город превратился в руины. Внимание Аурангзеба было сосредоточено на других частях Декана, особенно вследствие того, что Маратхи, хотя и медленно, но неуклонно набирали силу в противостоянии правителю Моголов.

Теперь Хайдарабад является столицей индийского штата Телангана и формально столицей штата Андхра Прадеш. Город занимает площадь в 625 км2 (241 кв. мили) вдоль берегов Муси, население его составляет около 6,8 млн, а население аггломерации около 7,75 млн, что делает Хайдарабад четвертым по численности населения городом и шестой самой густонаселен ной городской агломерацией в Индии. При средней высоте в 542 метров (1778 футов) большая часть Хайдарабада расположена на холмистом ландшафте вокруг искусственных озер, включая Хуссейн – предшествовавшее основанию города – к северу от центра.

Достопримечательности Хайдерабада

Чарминар

Чарминар – символ Хайдарабада, как в Агре или Эйфелева башня в Париже. Мухаммед Кули Кутб Шах, основатель Хайдараба да, построил Чарминар в 1591 году в центре оригинальной планировки города. Говорят, что здание было построено, чтобы предотвратить смертельную эпидемию чумы, бушующую в то время. Четыре изящных минарета поднимаются на высоту в 48,7 м над землей. Чарминар имеет 45 молитвенных помещений и мечеть на верхнем этаже. Посетители могут осмотреть архитектурное великолепие внутри мечети Чарминар. Особенно красиво Чарминар выглядит ночью. Он расположен по центру дороги с интенсивным движением автотранспорта, но уже полным ходом идет проект о превращении прилегающей территории в пешеходную зону.


Голконда является одним из самых известных фортов Индии. Название форта произошло от телугского сочетания ГоллаКонда, что означает "Пастуший Холм". Происхождение форта можно быть прослежено до династии Ядава Деогири и Какатияс Варангал. Голконда изначально был глиняным фортом, который перешел к династии Бахмани и позже ею управляли КутбШахи с 1518 до 1687 годов н.э. Первые три правителя КутбШахи перестраивали Голконду на протяжении 62 лет. Форт славится своей акустикой, дворцами, гениальной системой водоснабжения и знаменитым оружием Фатех Рахбен, одним из орудий, использованных в последней осаде Голконды Аурангзебом, в результате которой в конечном итоге форт пал.

Монолитная статуя Будды


Самая большая в мире монолитная статуя Будды в центре озера Хуссейн Сагар В 1992 году тогдашний главный министр штата АндхраПрадеш Н.Т. Рам Рао сделал это реальностью. Монолитная фигура Будды высотой 18 м и весом 450 тонн, над созданием которой трудились около двухсот скульпторов в течение двух лет, стоит на небольшом острове в центре озера Хуссейн Сагар и является главной его достопримечательности для туристов и большинства посетителей города.

Дворец Чоумахалла

Этот роскошный дворец 18го и 19го века служил официальной резиденцией нескольких низамов (титул правителей Хайдарабада), включает в себя четыре внутренних двора с садами, расположившимися в линию с севера на юг. Самый великолепный зал для торжественных приемов "Хилват Мубарак" находится в конце первого внутреннего двора, где низамы проводили церемонии под 19 огромными люстрами из бельгийского хрусталя. Сегодня его боковые комнаты хранят и исторические экспонаты, превозносящие добродетели низамов. Его балкон когда-то служил королевской гостиной для женщин, которые принимали участие в коллективных собраниях в парандже. В несколько других залах хранятся интересные экспонаты низамов: личные вещи, предметы искусства и ремесел, костюмы, а в южном дворе вы найдете 1911 желтых Роллс Ройса, которые были сохранены для особых случаев и прошедшие только 356 миль более чем за столетие.

Индийский вестник

February 17th, 2014 , 12:03 pm


Хайдарабад бытовой. Об укладе жизни

Хайдарабад (Hyderabad) - город в южной части страны, столица штата Андхра-Прадеш и шестой по величине город в Индии. А Индия - это страна, где все очень разнообразно и совершенно не как у нас.

Впервые индийская пестрота напрыгнула на меня, еще когда я заполняла анкету на визу. В ней есть пункт про вероисповедание. Читая его, я узнала три новых слова: бахай, парси и сикх. Все три - названия религий. Я даже не слышала о таких - а для индусов они настолько актуальны, что они включили их в анкету наравне с исламом и христианством.

Собираясь в поездку, я полдня провела в Википедии, стараясь разобраться во всех этих индуистских дхармах, кармах, сансарах и нирванах, и так толком не разобралась. Зато узнала, что население Индии говорит на огромном множестве языков, и хинди и английский - официальные языки государства - в ходу далеко не везде. В Андхра-Прадеш официальный язык - телугу, совершенно не родственный хинди. Индия - пестрый ковер, сшитый из самых разнообразных кусочков. Глядя на него, невольно думаешь, что Европа очень маленькая и одинаковая.

До Хайдарабада мы добирались рейсом авиакомпании Emirates, из Москвы с пересадкой в Дубае. Лететь из Москвы в Дубай 5 часов, из Дубая в Хайдарабад 3,5 часа. Пересадка была 9 часов на пути туда и 5,5 - на пути обратно. Аэропорт Дубая очень комфортный в плане длительных пересадок: там есть полулежачие кресла, на которых можно вздремнуть. По пути туда мы получили от авиакомпании талоны на бесплатный обед.

В Хайдарабад мы прилетели поздно вечером; нас сразу встретили и повезли на автобусе в отель. Автобус ехал по районам, показавшимся нам тогда окраиной города: странные одно-двухэтажные здания, этакие бетонные коробки из-под обуви, которые служили одновременно жильем и вместилищем разного рода заведений. Фонарей почти не было; окружающая темень разбавлялась иногда лампами над вывесками кафе и фарами автомобилей. Воздух, проникавший в автобус с улицы, имел вязкий сладковато-кислый запах. Этот запах преследовал нас всю неделю.

Мы поселились в отеле под названием Justa the Residence (между нами мы звали его Хуста). Номер люкс в этом чудесном месте стоит 7500 рупий за ночь (тогда - около 4500 р) при размещении троих взрослых, один из которых - на дополнительной кровати. Отель этот трехзвездочный - по европейским меркам средне-комфортно, но не шикарно. Тем не менее, когда мы попытались войти в отель, услужливый индус с поклоном открыл перед нами дверь. Стоило нам получить ключ от номера, как другой индус, не менее услужливый, схватил наши вещи и уволок их к нам в комнату. Такого приема мне не оказывали еще нигде.

Белых людей здесь принято всячески опекать и защищать от суровой окружающей действительности. Их держат в своего рода резервациях - дорогих отелях, обнесенных трехметровым забором и периметром под электричеством (я не шучу: пятизвездочный отель Mariott, где нам довелось бывать по работе, обладал именно таким забором). При попытке выбраться за территорию резервации белого человека тут же начинают активно отговаривать (я снова не шучу: именно так было с одним коллегой, который заикнулся индусам о своем намерении погулять по окрестностям). Если же белый человек настаивает, его сажают в такси и возят в нем, выпуская только в магазины и к достопримечательностям (и опять я не шучу: когда мы собрались за покупками, дама на ресепшене, заказывая нам такси, имела в виду именно такой вариант, и была искренне удивлена, что мы хотим другого). За всю неделю мы не видели на улицах ни одного белого человека, кроме нас, хотя в городе проходили две крупные международные конференции.


Отель Мариотт среди деревьев


А это периметр вокруг его территории. Под проводами - забор

Но мы были бы не мы, если бы не попытались немедленно из резервации улизнуть. Первая попытка закончилась провалом. Стоило нам выйти за дверь гостиницы и перейти дорогу, как припустил дождь. Настоящий такой тропический ливень. Сделав ручкой перспективе погулять, мы скрылись в отеле, откуда еще какое-то время наблюдали стену воды за стеклом.

А начиная со второй вылазки местный колорит предстал перед нами во всей красе.

Наш отель располагался в десяти минутах ходьбы от Мариотта. Трехзвездочный и пятизвездочный отели умудрились находиться в бедном квартале, и это зрелище для неподготовленного белого человека совершенно потрясающее. Люди там живут в этаких бетонных будочках - у нас так выглядят общественные сортиры из тех, что поприличнее. Вход в будочку завешен тканью, покрытой толстым слоем пыли с автомагистрали. Если улучить момент, когда ткань отдернется ветром, и краем глаза заглянуть в жилище, можно заметить несколько перегородок и электроплитку в дальнем углу. Бельё сушится здесь же. То есть прямо здесь - на тротуаре перед входом в дом. Или на заборе. Или на отбойнике дороги. Ковры, простыни, трусы, детские вещи. Сами дети тоже здесь - бегают босиком среди развешенного белья и праздношатающихся коз.


Вот так, например, можно сушить белье


Или так


А коврики - даже вот так

И все это погружено в кисло-сладкий смрад. На дорогах и газонах валяется разномастный мусор, тухнущие фрукты, человеческие и животные отходы жизнедеятельности. Общественные туалеты здесь как-то не в традиции - а у мужчин и вовсе считается непозволительным расточительством идти в туалет за деньги, когда за углом такая замечательная бесплатная стеночка. (О масштабах явления красноречиво свидетельствует надпись на глухом заборе напротив Мариотта: «Стена кладбища! Просьба не мочиться!») Естественно, в сырости и жаре +30 всё это великолепие легко и быстро тухнет, и никуда от него не денешься.

Зато там по улицам ходят настоящие коровы! Мы видели двух. Они костлявые и меланхоличные. А на рынке можно купить специальные овощи, чтобы их угостить.

Еще одна необычная деталь пейзажа - рикши. Современные рикши не бегают пешком, а ездят на трехколесных тарантайках, напоминающих переделанные мотоциклы. На переднем сиденье сидит водитель, на заднем располагается скамейка, куда влазят трое некрупных взрослых. Конструкция покоится на трех колесах, снабжена лобовым стеклом и кожаной крышей. Повозка желтого цвета, а сам рикша обычно одет в костюм цвета хаки.


Так выглядит повозка рикши

Вместе с рикшами и коровами проезжую часть дороги заполняют мотоциклы (во множестве), автобусы (редко, но метко), пешеходы (меланхоличные, как коровы) и автомобили (в подавляющем меньшинстве). Двери автобусов приоткрыты, и из них гроздьями свисают пассажиры. Все это движется по дороге единой гудящей и шевелящейся массой, игнорируя всякие правила дорожного движения. Двойная сплошная, маневрирование по встречке - никаких проблем. При этом за всю неделю мы не видели ни одной аварии: все едут медленно и каким-то непостижимым образом умудряются предсказать поведение друг друга. На крупных перекрестках стоят регулировщики (что помогает довольно неплохо) или светофоры и инструкции к их использованию (что не помогает почти совсем).

Район, где располагались наши отели, находился на берегу озера Хуссейн Сагар (Hussain Sagar) - огромного водного массива с большой статуей Будды на середине. По его берегам цветут чудесные цветы и останавливаются грациозные цапли. Мы приехали под занавес сезона дождей, и в солнечную погоду озеро было погружено во влажную дымку.


Статуя Будды на озере

Озеро могло бы быть очень живописным, если бы не свалка по его берегам и миазмы от сточных вод, которые в него в изобилии сливают.

Островок условной цивилизации среди трущоб - парк Санджевейа (Sanjeevaiah Park) у северного берега озера. Туда минут пятнадцать идти пешком от нашего отеля, там платный вход (10 рупий с человека, около 6 рублей по тогдашнему курсу) и внутри убираются. Вид от этого сразу становится гораздо приличнее. В парке - буйство зелени: вот где можно в подробностях изучить тропическую флору, которая совершенно не похожа ни на что из того, что есть в Европе. На деревьях висят таблички с их названиями. По всему парку развешаны плакаты с информацией о местной фауне и призывами беречь природу. По кустам прячутся забавные бурундуки и влюбленные парочки. Есть детские площадки и даже общественный туалет.


Такого рода плакаты висят по всему парку


А эти конструкции представляют собой детскую площадку. Динозавры с фото ниже тоже к ней относятся.


Зверь пальмовая белка похож на бурундука

И все было бы совсем чудесно, если бы не миазмы от озера и горы мусора по его берегам. Доходило до смешного. С одной стороны тропинки - плакат о том, как важна нам природа и как мы ее бережем. С другой стороны - свалка. По ней пытаются ходить цапли, перешагивая крупный мусор и наступая на мелкий.


Справа от дорожки


Слева от дорожки

На фоне всего этого удивляешься пестрому и жизнерадостному внешнему виду жителей. Мужчины в большинстве своем одеты в европейскую одежду - брюки и рубашки. Джинсы и футболки не в ходу. А вот женский гардероб гораздо разнообразнее. Во-первых, это сари. Самых разных расцветок, но неизменно яркие и красочные, расшитые бисером и камешками. Они продаются в виде рулонов ткани, и женщина может отмотать себе кусок нужной длины. Во-вторых, это сальвар-камиз - длинная туника, под которую надевают шаровары или бриджи. Тоже ярких цветов, с бисером и витиеватой вышивкой. Мусульманки носят свои традиционные одежды - черные, скрывающие всё, кроме кистей рук, стоп и лица. Но и их расшивают камнями и украшают золотом. Мы сходили в магазин национальной одежды: глаза разбегаются от буйства красок и изысканности украшений. Вся одежда в магазине была в единственном экземпляре; к магазину прилагался портной, который подгонял выбранную одежду по фигуре. Он сидел на чердаке магазина, под коробом вентиляционной трубы; у него была старинная ручная швейная машинка, к которой был приделан моторчик от автоматической точилки, чтобы крутить колесо.

Окружающий мир они тоже отмечают следами своего творчества. На заборах в городе, в целом невзрачных, есть чудесное граффити.

Кое-где посреди улицы попадаются маленькие алтарики, посвященные каким-нибудь божествам.


Не спрашивайте меня, что это за божество. Может, сведущие люди подскажут?


Совсем маленький алтарик под забором

Рядом с Мариоттом - чьи-то изваяния. Они довлели над нами, пока мы бродили мимо, изучая окружающий мир.

Изваяния - индийские политические деятели разных времен. Свидетели богатой истории этого края.


Хайдарабад культурно-исторический. Достопримечательности

Среди всей этой тропической эклектики призраками стоят мечети, минареты и форты - свидетели ушедших эпох.

Вот, например, Чарминар - конструкция из четырех высоченных минаретов. В переходах между минаретами, над арками, - мечеть. Огромная конструкция возвышается над плотным кольцом из хаотично движущейся массы индийского дорожного движения. Я хотела подойти и рассмотреть его поближе, но пересекать эту массу не решилась.


Вид на Чарминар от соседней мечети

Чарминар построили в 1591 году. О его происхождении есть несколько легенд. Одни говорят, что местный султан построил его там, где впервые встретил любимую жену. Другие - что его построили в честь избавления от чумы. На самом деле султаны построили его на перекрестье торговых путей. Именно с Чарминара началось строительство Хайдарабада - новой столицы султаната. Тогда же выкопали и озеро Хуссейн Сагар.

Рядом с Чарминаром - построенная примерно тогда же мечеть Мекка, самая большая и одна из самых старых в городе.

Вокруг Чарминара - квартал куда приличней нашего. Относительно чисто, публика опрятна и снабжена айфонами, по дороге попались несколько школ (и школьников в очаровательной форме, которые улыбались и махали нам из окон). Обнаружилась даже кошка - а кошки, как известно, животные чистоплотные и в грязи не живут. Хотя все равно отдельные личности мочились на стены и спали на крыльце магазина, завернувшись в пыльный плед.


Особняк в паре кварталов от Чарминара выглядит вполне прилично

А это форт Голконда: именно здесь располагалась столица султаната до постройки Хайдарабада. Сейчас от форта остались только живописные руины, расположенные на высоком холме. Руины утопают в зелени, а с вершины холма открывается чудесный вид на город.

Первая крепость на этом холме появилась в X веке. Последние и самые знаменитые ее хозяева - султаны династии Кутб-Шахи, правившие этими местами в XVI-XVII веках. Тогда Голкондский султанат был одним из самых сильных исламских султанатов региона. Экономическая мощь правителей Голконды держалась на торговле алмазами: в окрестностях было много богатых алмазных копей, а в Голконде был главный рынок, где все эти алмазы сбывались. Именно из копей Голконды происходят многие самые крупные и знаменитые алмазы - в том числе Кохинур, принадлежащий Британской короне. В XVI веке Индия была единственной страной в известном европейцам мире, где добывали алмазы; тогдашние путешественники считали, что больше в мире их нигде нет. Голкондский султанат пал в 1687 году под натиском империи Великих Моголов - мусульманских правителей, владевших практически всей Индией с XVII века и до пришествия англичан.


Каменная резьба на Вратах Победы - одном из входов в крепость

В сохранившихся частях комплекса можно наблюдать фокусы с акустикой, устроенные султанами Кутб-Шахи. Врата Победы - одни из ворот, через которые можно проникнуть в форт. Хлопок в ладони, издаваемый в воротах, слышен на вершине холма, на расстоянии почти в километр - это для защиты от нападений (правда, мы слышали звук еле-еле). Шепот стражников в других воротах был слышен правителю в спальне - чтобы предотвратить заговор.

Рядом с Голкондой нам удалось наблюдать еще два колоритных явления. Первое - это повозка, запряженная зебу - белым горбатым быком с изогнутыми рогами, совсем как в мультфильмах по Киплингу. Вторая - это сок сахарного тростника. Его выжимал уличный торговец при помощи агрегата, больше напоминавшего печатный станок: воронка и несколько громоздких шестеренок, измазанных мазутом. Стебли сахарного тростника лежали тут же, на тумбе чуть в сторонке от тротуара.

В нас долго боролись любопытство и инстинкт самосохранения, пока коллеги-индусы не уверили нас, что это совершенно безопасно (выпив аналогичное на наших глазах). И тогда любопытство победило. Жижа оказалась мягкого сладкого вкуса и неплохо освежила в жару. Было очень страшно, но вроде обошлось.

В 1 км к северу от Голконды расположены гробницы правителей династии Кутб-Шахи. Огромная территория с несколькими десятками усыпальниц; к ним прилагался комплекс бань, построенный специально для омовения усопших. Усыпальницы - огромные каменные шары на кубах-основаниях, с тонкой резьбой по камню. Вокруг них прогуливаются туристы и бездомные собаки, в гробницах гнездятся голуби, сквозь отверстия в потолке банного комплекса свисают корни растений. Кое-где сохранилась изразцовая облицовка, и она чудесна.


Гробница одного из принцев - размером гораздо меньше, чем у султанов

Гробницы было принято строить еще при жизни султана. Кроме самих правителей, в усыпальницах хоронили членов их семей и даже некоторых приближенных нецарского происхождения: известны могилы двух придворных лекарей, военачальника и куртизанки. При Кутб-Шахи вокруг комплекса гробниц были разбиты сады, в которых давали бесплатные представления для развлечения бедноты: танцы, песни, иногда даже спектакли. После свержения Кутб-Шахи комплекс был в запустении, пока его не отреставрировали в конце XIX века.


Резьба по камню на одной из гробниц


Зверь белка скачет по руинам


Дерево баньян рядом с входом в комплекс гробниц. От веток вниз отрастают воздушные корни

А потом были Великие Моголы, а после них - англичане. Англичане убили государства, что были до них, и принесли свои порядки. Эти новые порядки с англичанами же и ушли - оставив лишь отдельные островки там, где их научились поддерживать.

А от бедных кварталов, как и от памятников древней цивилизации, остается ощущение покинутости и разрухи. Былые дворцы - прибежища птиц, собак и бездомных. Люди - деревенские жители, которых привезли в город, но так и не научили в нем жить. Они все еще держат скотину во дворе и сушат белье на заборе. Даром что двор - это тротуар, а забор выходит прямо на проезжую часть оживленной трассы.

Девятнадцатый век был совсем недавно. Мысль эта впервые пришла ко мне в Лондоне, столице метрополии - и вернулась здесь, в ее колонии.

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Хайдарабад располагается в южной части , на берегах реки Муси, являясь административным центром штата Андхра-Прадеш. Этот внушительный мегаполис входит в число самых крупных городов страны. Он обладает множеством исторических и культурных достопримечательностей, а также играет важную роль в экономической и политической жизни государства.

Особенности

В Хайдарабаде хорошо развиты промышленность и торговля, работают текстильные, кожевенные, пищевые, стекольные, бумажные, фармацевтические и машиностроительные производства. Кроме того, здесь широко распространены ремёсла и кустарные промыслы, плоды которых можно увидеть на рынках, в магазинах и на прилавках многочисленных сувенирных лавочек. Не чужды мегаполису и высокие технологии, которые наряду с компьютерной индустрией, являются важной составляющей в жизни города. В отличие от многих других крупных центров страны, Хайдарабад отличается довольно приличным для Индии уровнем развития инфраструктуры, а проблемы низкой экологии и преступности, хоть здесь и присутствуют, но не в таких значительных масштабах.

В столице штата много парков и зелёных зон, есть музеи, уникальные архитектурные сооружения, храмы и другие интересные объекты. Гостиничный комплекс формируется из комфортабельных отелей на любой вкус, расположенных в разных районах города. Уровень грамотности населения в целом составляет 83%, хотя разница в образовании между населением проживающим в трущобах и более обеспеченными горожанами, очень заметна. В качестве основных религий тут выступают индуизм и мусульманство, а среди языков наиболее распространены местные наречия и английский.

Общая информация

Территория Хайдарабада занимает площадь, выраженную в нескольких сотнях кв. км, при численности населения свыше 3,5 миллионов человек. Местное время опережает московское на 2,5 часа. Часовой пояс UTC+5:30. Переход на летнее и зимнее время не осуществляется. Телефонный код (+91) 40. Официальный сайт www.ghmc.gov.in .

Краткий экскурс в историю

Согласно данным историков, город был основан в начале XVI – начале XVII веков, став столицей одного из мусульманских султанатов на юге Индии – Голконды. В период с 1724 по 1956 года, он преобразовался в центр Хайдарабадского княжества, а затем принял статус столицы штата Андхра-Прадеш. Своё название Хайдарабад получил в честь халифа Али ибн Абу Талиба, прозванного Хайдаром, что на арабском наречии означает «лев». Сегодня, город часто упоминается как «жемчужный», поскольку имеет репутацию важного центра по продаже жемчуга.

Климат

В столице штата преобладает саванный тропический климат. Сезон дождей приходится здесь на период с июня по сентябрь, а средняя температура воздуха даже зимой редко опускается ниже +15 градусов. Самое жаркое время наступает в промежутке с марта по октябрь, когда столбик термометра преодолевает отметку +35 и выше. Приезжать сюда лучше в зимние месяцы с декабря по февраль, когда нет изнуряющей жары, но в то же время стоит сухая и солнечная погода.

Как добраться

Хайдарабадский международный аэропорт имени Раджива Ганди (Hyderabad International Airport, IATA: HYD) находится в 22 км от центра города, в пригороде Шамшабад, принимая внутренние и международные рейсы. Также, Хайдарабад связан с другими городами страны при помощи междугороднего железнодорожного и автобусного сообщения.

Транспорт

В пределах городской черты наиболее популярны автобусы и мото-рикши. В самое ближайшее время местными властями планируется открытие метрополитена.

Достопримечательности

Одним из самых интересных архитектурных объектов Хайдарабада является уникальный комплекс середины XIX века - Пурани Хавели, созданный в неоклассическом стиле в качестве резиденции для Махбуба Али-паши. В восточном крыле здания сохранились интерьеры, рассказывающие о быте его хозяев, включая грандиозный гардероб площадью более 70 кв. м, с двухъярусными шкафами, оборудованными механическими подъёмниками и завешанными однотипными твидовыми костюмами, сшитыми на одной и той же фабрике. Также, тут можно полюбоваться на коллекции фарфора и всевозможные серебряные изделия. Среди многочисленных религиозных сооружений особое внимание стоит обратить на мечеть Чарминар, построенную ещё в средние века. С её смотровой площадки, взобраться на которую можно преодолев 149 ступеней, открывается потрясающий вид на город. Примерно в 11 км от городской черты размещается легендарная крепость Голконда, овеянная мифами и легендами. Согласно поверью, в её недрах по сей день покоятся богатейшие залежи драгоценных сокровищ, собранные индийскими князями в разные годы.

Любителям индийского кино непременно стоит посетить киностудию Рамоджи, считающуюся крупнейшим кино-производственным комплексом на планете и ежегодно посещаемую сотнями тысяч туристов в год. Ценителям музейных экспозиций нужно обязательно побывать в музее Саларджанг, чтобы увидеть эклектичное собрание из нескольких десятков тысяч предметов, относящихся к началу прошлого века и принадлежавших премьер-министру Хайдарабада. Также, достоин внимания здешний Археологический музей. Тем, кто неравнодушен к сиянию драгоценных камней, прямая дорога в здание царского утреннего дома – Ашуркхан, с его удивительной коллекцией украшений из золота и серебра. Отличным поводом полюбоваться на красоты природного мира Индии служат экскурсии в городской зоопарк и Национальный парк Махавир Харина Ванастхали, что в 15 км от городской черты. Желающие весело провести вечернее время суток, могут отправиться в поход по магазинам, а также посетить местные кинотеатры, бары и развлекательные заведения.

Кухня

В кулинарных заведениях Хайдарабада посетители имеют возможность опробовать самые разнообразные блюда на любой вкус, от морепродуктов, до овощных салатов и мяса, а также продегустировать местные напитки.

Шопинг

На рынках и в магазинах столицы штата, самым ходовым товаром считается жемчуг. Благодаря редкому мастерству изготовления и низкой стоимости ювелирных изделий, город имеет репутацию самого крупного центра торговли предметов из жемчуга на территории и одного из авторитетнейших в мире. Наиболее популярными местами для покупок здесь считаются улица Patther Gatti и базар Лад.

Хайдарабад уже давно пользуется повышенным туристическим вниманием и любители путешествий из многих стран мира, путешествуя по стране, как правило, считают этот крупный мегаполис неотъемлемой частью своего маршрута. Город в изрядной степени обладает традиционным восточным антуражем и располагает массой достоинств, позволяя своим гостям проникнуться здешней атмосферой и поближе познакомиться со столицей индийского штата Андхра-Прадеш.

Так получилось, что в небольшой, относительно уединенный в Гималаях городок Ревалсар мы прибыли уже достаточно поздно, настолько поздно, что мелким, сонным и ленивым провинциальным гостиницам было тяжко возиться с нашим заселением. Хозяева гостиниц пожимали плечами, качали головами и махая руками куда-то в сторону ночи захлопывали двери перед нашим носом. Зато нас охотно, правда не бесплатно приняли на жительство в в гостевой дом на территории тибетского буддийского монастыря на берегу озера.

Как это бывает нередко для тибетских мест, нашей встречей и размещением занимался индус, поскольку негоже тибетским монахам заниматься денежными и мирскими вопросами. К тому же монастырь уже не первый час был погружен в ночной мрак, а монахам следовало выспаться,чтобы завтра рано утром надо с бодрым и полным благочестия лицом идти на медитацию. Про это и о других горестях мира поведал индус давший нам ключи от гостиничного номера, и чтобы хоть как-то утешить себя настойчиво порекомендовал нам посетить это мероприятие в семь утра.

Основные темы ниже: автобусы и поезда, авиабилеты и визы, здоровье и гигиена, безопасность, выбор маршрута, гостиницы, питание, необходимый бюджет. Актуальность этого текста - весна 2017 года.

Гостиницы

"Где я буду там жить?", - этот вопрос почему-то очень сильно, просто ужасно напрягает тех, кто по Индии еще не путешествовал. Нет такой проблемы. Гостиниц там пруд пруди. Главное выбрать. Далее речь идет о недорогих, бюджетных гостиницах.

По моему опыту есть три основных способа найти гостиницу.

Спиральный

Обычно Вы будете прибывать в новый город автобусом или поездом. Так вот вокруг них почти всегда великая масса гостиниц. Поэтому достаточно немного отойти от места приезда и начать ходить по кругу с всё большим радиусом, чтобы натолкнуться на множество гостиниц. Надписи "Hotel" на значительной территории Индии обозначает место, где можно перекусить, поэтому главными ориентирами служат вывески "Guest house" и "Lounge".

В зонах массового безделья (Гоа, курорты Кералы, Гималаи) развит частный сектор, ну, как у нас на побережье Черного моря. Там можно о жилье интересоваться у местного населения и ориентироваться на таблички "Rent ". В буддистских местах можно жить в монастырях, в индуистских в ашрамах.

Чем дальше отходите от автовокзала или железнодорожной станции, тем ниже цены, но и гостиницы встречаются всё реже и реже. Так что осматриваете несколько гостиниц приемлемых по цене и качеству и возвращаетесь в выбранную.

Если путешествуете группой, то на поиски гостиницы можно отправить одного или двух человек налегке, пока остальные ждут на вокзале с вещами.

Если в отеле отказывают и говорят, что гостиница только для индусов, то настаивать на заселении практически бесполезно.

Спросить таксиста

Для тех, у кого много багажа или просто искать лень. Или хочется поселиться около достопримечательности, например у Тадж-Махала, а не у вокзала. Еще в крупных городах есть места традиционного скопления туристов: в Дели это Мейн-базар, в Калькутте это Садер стрит, в Бомбее тоже как-то называется, но я забыл, то есть туда в любом случае надо ехать.

В таком случае находите водителя моторикшы или такси и ставите задачу, где хотите жить, в каких условиях и за какие примерно деньги. В таком случае Вас иногда могут бесплатно довезти до нужного отеля, даже показать несколько мест на выбор. Понятно, что цена сразу возрастает, торговаться бессмысленно, поскольку в стоимость уже включена комиссия таксиста. Но иногда, когда лень или среди ночи, воспользоваться этим методом бывает весьма удобно.

Бронировать через интернет

Это для тех, кто любит определенность и гарантии, больший комфорт и меньше приключений.

Ну, уж если бронируйте заранее, то бронируйте гостиницы качественней и не слишком дешевые (не меньше 30-40$ за номер), потому что в ином случае нет никакой гарантии, что в действительности всё будет так прекрасно как на фотографиях. Еще мне жаловались, что порой приезжали в забронированную гостиницу, а номера, несмотря на бронь были уже заняты. Хозяева гостиницы не смущались, говорили, что пришел клиент с деньгами, и силы воли отказать не хватило клиенту с наличностью. Деньги возвращали, конечно, но всё равно обидно.

Поиск, заселение и проживание в недорогих индийских гостиницах само по себе может быть самостоятельным приключением, источником веселых, а иногда не очень веселых воспоминаний. Зато будет что дома потом рассказать.

Технология заселения

  • Освободитесь от присутствия "помощников-индусов" и зазывал, их присутствие автоматически повышает стоимость заселения.
  • Заходите в гостиницу, которая кажется достойной Вас и спрашиваете сколько стоит и решаете, стоит ли там жить, заодно успеваете оценить интерьер и услужливость.
  • Обязательно просите показать номер перед заселением, покажите всем своим видом недовольство и возмущение, попросите показать другой номер, скорее всего он, будет лучше. Так можно сделать несколько раз, добиваясь всё лучших условий размещения.

Тех кого интересует энергия Ошо и Будды, медитация и Индия, всех Вас приглашаем в путешествие по местам где родился, прожил первые годы жизни и обрёл просветление величайший мистик 20-го века Ошо! В одном путешествии мы совместим экзотику Индии, медитации, впитаем энергетику мест Ошо!
Также в план тура входит посещение Варанаси, Бодхгаи и возможно Каджурахо (по факту наличия билетов)

Ключевые места путешествия

Кучвада

Небольшая деревня в центральной Индии, где родился и прожил первые семь лет Ошо в окружении и заботе любящих его бабушки и дедушки. В Кучваде до сих пор находится дом, который остался именно таким каким был при жизни Ошо. Также рядом с домом находится пруд, на берегу которого любил часами сидеть Ошо и наблюдать бесконечное движение тростника на ветру, веселые игры и полёты цапель над гладью воды. Вы сможете посетить дом Ошо, провести время на берегу пруда, прогуляеться по деревне, впитать тот безмятежный дух деревенской Индии, который несомненно оказал первоначальное влияние на формирование Ошо.

В Кучваде находится достаточно большой и комфортный ашрам под патронажем саньясинов из Японии, там мы и будем жить, и медитировать.

Небольшое видео-"эмоциональное впечатление" от посещения Кучвады и дома Ошо.

Гадарвара

В возрасте 7 лет Ошо вместе с бабушкой переезжает к своим родителям в небольшой город Гадарвара, где проходят его школьные годы. Кстати, школьный класс, где учился Ошо по прежнему существует, и там даже стоит парта, за которой сидел Ошо. В этот класс можно зайти, посидеть за партой, где в детские годы так много времени провёл наш любимый мастер. К сожалению, попасть в этот класс это дело случая и везения, смотря какой учитель проводит занятия в классе. Но в любом случае Вы можете гулять по улочкам Гадарвары, посетить начальную и среднюю школу, дом где жил Ошо, любимую реку Ошо...

А главное, что на окраине города есть тихий, небольшой и уютный ашрам, где находится место, в котором в возрасте 14 лет Ошо испытал глубокое переживание смерти.

Видео из ашрама Ошо в Гадарваре

Джабалпур

Большой город с более чем миллионом жителей. В Джабалпуре Ошо учился в университете, потом работал в нём преподавателем и стал профессором, но главное, что в возрасте 21-го года обрёл просветление, которое произошло с ним в одном из парков Джабалпура, а дерево под которым это случилось до сих пор растет на старом месте.

В Джабалпуре мы будем жить в тихом и уютном ашраме с великолепным парком.



Из ашрама легко попасть на Мраморные скалы - чудо природы, где любил проводить время Ошо во время своего проживания в Джабалпуре.

Варанаси

Варанаси знаменит своими кремационными кострами, которые горят и днём, и ночью. Но там также есть на удивление приятная набережная, знаменитый храм Каши Вишванатх, прогулки на лодке по Гангу. Рядом с Варанаси находится небольшой посёлок Сарнатх, знаменитый тем, что там Будда прочёл свою первую проповедь, а первыми слушателями были обычные олени.



Бодхгайя

Место просветления Будды. В главном храме города, который окружает красивый и обширный парк, до сих пор растёт дерево в тени которого обрёл просветление Будда.

Кроме того в Бодхгайе стоит множество самых разнообразных буддистских храмов воздвигнутых последователями Будды из множества стран: Китай, Япония, Тибет, Вьетнам, Таиланд, Бирма... Каждый храм обладает своей уникальной архитектурой, убранством, проводимыми церемониями.


Каджурахо

Само Каджурахо не связано напрямую с Ошо, если не считать, что про тантрические храмы Каджурахо Ошо часто упоминал, а его бабушка имела непосредственное отношение к Каджурахо.