Как добраться из симеиза до ай петри. Ай-Петри Крым: Ялта с высоты птичьего полета, головокружительная канатная дорога и многое другое

Ближе к нам от Главной горной гряды отходит отрог Иограф. Продолжение его в черте Ялты - это холм Дарсан, водораздел речных долин Водопадной (Учан-Су) и Быстрой (Дерекойки). Прогуливаясь по Ялте , вы не раз переходили эти речки.

Прямо под ногами - конусовидная гора Могаби, по которой мы колесили, взбираясь на Ай-Петри. Ее вершина почти на 400 м ниже скалы Шишко. Почему-то многие думают, что Могаби - потухший вулкан; очевидно, на эту мысль наводит правильная конусообразная ее форма. В действительности же - это отторженец горной гряды, каких совсем немало на Южном берегу. Могаби скрывает от нас ту часть берега, где расположены Ливадия и Ореанда. К западу от этой горы открывается вид на мисхорский курортный район. Из-за склона Могаби виден мыс Ай-Тодор с Ласточкиным гнездом .

У скамых ваших ног внизу под Ай-петри раскинулась Алупка , и если присмотреться то виднеется даже Воронцовский дворец и парк . А еще восточнее раскинулся наш любимый курорт Симеиз во главе с горой Кошка и скалой Дива .

Обернувшись на север, вы увидите в дали гору Бедене-Кыр с белыми куполами – это военная база. Ну и внизу под вами Виднеется верхняя станция канатной дороги Ай-петри, восточный базар, и бесчисленное количество кафе с восточной кухней...

Но нас больше интересует панорама солнечного южнобережья, надолго приковывающая внимание... Но вот небольшая тучка на минуту закрыла солнце, и все сразу изменилось: иначе легли тени от гор, море стало зеленым, потускнели яркие краски. Панорама та же, но видишь ее совсем иной...

С Ай-Петри можно наблюдать великолепную картину восхода солнца. Но обычно экскурсия на Ай-Петри рассчитана на один день, и можно увидеть только закат солнца на Ай-Петри... А что бы полностью дополнить картину о крымских горах посетите еще Большой каньон Крыма , лучше в программе экскурсии Новая Крымская Швейцария – это эксклюзив.

О зубцах Ай-Петри и красном флаге

Летом 1950 г. в Ялтинский краеведческий музей пришел Николай Павлович Анциферов - научный сотрудник Московского литературного музея. Он рассказал, что в 1907 г. еще юношей вместе со своим другом совершил восхождение к зубцам Ай-Петри и на одном из этих зубцов увидел изрытые пулевыми ямками остатки надписи «Долой царизм». Молодые люди сфотографировали ее. Через 43 года Николай Павлович разыскал интересную фотографию и вот теперь передавал ее музею.

Прошло несколько лет, пока сотрудникам музея удалось выяснить происхождение этой удивительной надписи. А дело было так. Осенним утром 1905 г. на вершине Ай-Петри затрепетало алое знамя, а под ним все увидели надпись «Долой царизм». Это было время, когда шла на подъем первая русская революция. И вот здесь, в «благословенной Тавриде», такой далекой от рабочих центров России, рядом с летней дачей царя в Ливадии тоже появился призрак революции. Охотников лезть на скалу, чтобы сорвать знамя, полиция не нашла. Тогда решили... расстрелять знамя и крамольные слова, высеченные на камне. К Ай-Петри отправился пулеметный взвод. Скошенное очередью древко знамени упало, но не свалилось в пропасть: красное полотнище зацепилось за расщелины скалы. Вновь и вновь поливал его свинцовый дождь и рвал в клочья. Тщательно выбивали пулями каждый сантиметр надписи на скале. Но долго еще краснели обрывки знамени в расщелинах ай-петринского шпиля, долго еще можно было различать надпись...

Кто же взобрался на вершину зубца, за одну ночь сумел укрепить знамя и сделать надпись, каждая буква которой была в рост человека?

После продолжительных поисков работникам музея удалось найти одного из участников этой смелой демонстрации. В 1957 г. они встретили его в Москве: А. А. Теодорович работал сотрудником Института лекарственных растений. Вот что он рассказал.

Однажды на Южном берегу появилась небольшая группа туристов-шведов, которая на удивление хорошо говорила по-русски. В Мисхоре они нашли проводника, которых! провел их к подножию зубцов. Вырубив в скале несколько ступенек и пристроив подвесную люльку, «шведы» установили красное знамя и сделали надпись.

Проводником этой опасной экспедиции был каменщик из Мисхора И. Д. Ананьев (скончался в 1947 г.), а «шведы» оказались членами РСДРП(б), эмигрировавшими за границу и нелегально приехавшими в Россию в 1905 г...

Высоту горы Ай-Петри запомнить легко – 1234 м над уровнем моря. Это не самая высокая вершина Крымских гор, но определенно самая известная. В переводе с греческого языка замысловатое название горы означает «Святой Пётр».

Способы подняться на Ай-Петри

На канатке

Это, пожалуй, самый популярный и живописный вариант подъема на гору. Канатная дорога «Мисхор – Сосновый бор – Ай-Петри» берет свое начало практически у самого берега моря, в поселке Мисхор, и поднимает на высоту 1234 м. Стоимость проезда – 300 рублей, уточнить график работы канатной дороге можно на официальном сайте .

Кабина фуникулера рассчитана на 35 человек. Между станциями «Сосновый Бор» и «Ай-Петри» нет ни одной опорной вышки, а расстояние между ними составляет 1670 м. Это один из самых длинных безопорных пролетов в Европе. Превзошла крымскую канатку только дорога в Германии, где в местечке Оберьеттенберг канатный подъемник Райтеральпе имеет длину пролёта 1980 м. Подъемник на Ай-Петри может похвастаться своей безаварийной работой.

На маршрутке или машине

Если ехать из Ялты в сторону Алупки по Южнобережному шоссе, то в районе поселка Виноградное вы увидите поворот направо на Бахчисарай. 22 км горного серпантина приведет к конечной станции канатной дороги «Ай-Петри». Дорога очень живописная, она проходит мимо водопада Учан-Су, горного озера и нескольких смотровых площадок.

Оставить машину можно на платной парковке возле конечной станции канатной дороги.

Пешком

Наверх ведет так называемая Кореизская (Мисхорская) тропа, протяженность которой 4 км. Берет свое начало напротив крымскотатарского поселка Чатал-Кая, пеший маршрут начинается сразу от остановки «Самота» на Южнобережном шоссе.

Рынок на Ай-Петри

Первое, с чем вы встретитесь, оказавшись наверху – огромный рынок, который расположился прям на пути к знаменитым зубцам Ай-Петри (несколько отдельно стоящих скал). Здесь вам в очень навязчивой форме предложат купить сувениры, сладости и теплые вещи. Продавцы – в основном татары. Рынок работает в любое время года. Сам проход на Ай-Петри платный.

44.448089 , 34.056201 Высоту горы Ай-Петри запомнить легко - 1234 м над уровнем моря. Это не самая высокая вершина Крымских гор, но определенно самая известная. В переводе с греческого языка замысловатое название горы означает «Святой Пётр». Ай-Петри

Приветствую! Я приготовила для вас экскурсию с экстремальным восхождением. Совершить подъем на плато Ай-Петри на машине решаются далеко не все водители, есть и такие, для кого поездка становится развлечением. Бесспорно, маршрут запоминающийся и живописный — чем выше поднимаешься, тем больше восхищает панорама южного берега Крыма.

Дорогие читатели! Статья была написана давно, но все еще пользуется спросом, поэтому я постоянно ее обновляю и вношу актуальную информацию. Обновлено 04.01.2019 г.

Подняться на Ай-Петри можно четырьмя способами: пешком, на собственной машине, на канатной дороге или с перевозчиками (список перевозчиков за январь 2019 г. в ВК: https://vk.com/ai.petri?w=page-1728944_54122784 ). Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, но хотя бы одним нужно воспользоваться обязательно. Для пешеходных маршрутов есть в Сети схемы.

Из-за отсутствия снега на крымских курортах в начале января 2019 г. плато Ай-Петри стало самым популярным местом для активного отдыха. Сотни туристов выложили свои снимки в соцсетях с заснеженной горы: кто на санках, кто на лыжах, а кто-то в километровой пробке.

2 января 2019г. на плато Ай-Петри движение было парализовано, нашлись чудики, которые поднялись на летней резине (их пришлось вытаскивать).

фото из группы ВК «Погода на Ай-Петри».



Уважаемые, перед поездкой смотрите в Сети погодные условия в зимнее время! Если вам плевать на себя, подумайте о детях! К некоторым участкам спасательные службы не могут добраться.

Расчитывайте возможности своего авто: 4х4, шипы или цепи, полный бак.

Актуальная информация о погоде на Ай — Петри: https://ru.snow-forecast.com/resorts/Ay-Petri/6day/mid или в указанной группе в ВК.


4 января 2019 года сошло 6 лавин, транспорт сам выбраться не смог, вызвали тяжёлую технику и шнекороторы для пробивки к застрявшим людям. Лавины накрыли много транспорта.


Раньше для посещения Ай-Петри существовало негласное правило: подъем на плато по узкому серпантину до 12 ч. дня, спуск – после 12 ч. дня. Теперь это правило автотуристы игнорируют и создают проблемы себе, другим и спасательным службам.

Наша поездка на Ай-Петри состоялась в середине марта, с дорогой повезло — снежные заторы повстречались нам лишь на северном спуске.


Горный серпантин, ведущий на плато, самый затяжной и извилистый в Крыму. В зависимости от погодных условий некоторые участки или вся дорога могут закрываться, о чем предупреждает знак в начале пути или постовые. Бывают здесь оползни, обвалы и лавины.

Дорога Т 0117 ведет на плато Ай-Петри, а затем по северному склону, через Большой каньон Крыма, в Бахчисарайский р-он. Второе название — старая Ялтинская трасса.


По пути следования есть родники, интересные скалы и самые известные водопады Крыма: (на южном склоне) и Серебряные струи (на северном склоне).

Со всей уверенностью можно сказать, что дорога на Ай-Петри является одной из самых опасных дорог Крыма, поэтому уставшим водителям и новичкам делать там нечего!

На вершину Ай-Петри мы направились после прогулки по Ялтинской набережной во второй половине дня. С моря дул холодный ветер и я опасалась, что на верху мы замерзнем окончательно, но вышло наоборот.

Для тех, кто не знает, как выглядит серпантин на Ай-Петри карта нашего маршрута.

Просмотреть увеличенную карту

Второй отрезок ближе к плато настоящие американские горки с поворотами на 180°.

Как, я уже сказала, поездка состоялась в начале весны, поэтому листвы на деревьях не было. На середине пути мы остановились сделать несколько фото, дальше такой возможности не представилось из-за особенности трассы. Есть «карманы», но их лучше не занимать, мало ли кто свалится вам на голову …

Фото из группы ВКонтакте «Погода на Ай-Петри» сделаны 2 декабря 2018 года. Со стороны Бахчисарая дорога на Ай-Петри намного хуже, много ям.



В Сети появилась информация о том, что зимой 2019 г. дорогу на Ай-Петри закрывать не будут.

В этом году специалисты «Крымавтодора» решили изменить правило. На подходах к горе установят метеостанции, которые будут прогнозировать погоду и состояние дорожного полотна. Это даст дорожникам вовремя среагировать, обработать дорогу и привести её в рабочее состояние.

В марте в лесу целые поляны подснежников, но фраза «ой какие цветочки, давайте остановимся» была явно не уместной, поэтому сфотографировала то, что росло рядом с дорогой.


На некоторых участках ограждение полностью отсутствовало. Но мой вопрос: «Почему нет отбойников?», друг ответил: «Если мы будем лететь вниз, они нам не помогут». Спасибо, успокоил…

Оставалось дождаться, когда мы поднимемся на Ай-Петри. Мысленно я представляла, как выглядит плато, ведь в последний раз я была там еще лет ….дцать назад. Въехав на гору, оставили машины на свободном участке рядом с администрацией метеорологической станции.


С так называемой обзорной площадки открывался чистый простор — бирюзовое небо с проблесками лазури утопало в морской глади Черного моря. Вечнозеленые кустарники и деревья обрамляли своими зарослями Алупку и Кореиз.

Тишина и умиротворение летали в воздухе, пока под моими ногами …..не зазвенело стекло.

В общем, вниз лучше не смотреть и до ограждения «видовой» площадки не дотрагиваться. Это я потом поняла, что для радости туристов есть совсем другая обзорная площадка, а эта, просто так, на всякий случай…

Вот и само ограждение с витиеватым орнаментом. Жаль, что еще немного, и оно улетит в пропасть. Как же обзорная площадка без ограждения останется….


Правее вдали, хорошо видны зубцы Ай-Петри, именно там находятся верхняя станция канатной дороги, самая высокая точка 1234 м. и пещера Трехглазка.

Прямо пойдешь — на разборки попадешь.

Вот такое «архитектурное» сооружение осталось после чей-то дележки. До 2011 года на этом месте находился лыжный клуб. Видимо, теперь эти развалины будут служить в назидание потомкам.

Дальше было совсем грустно. Настроенные рядами «кафе» и торговые палатки с непонятными сувенирами, не имеющими ничего общего с изделиями крымских мастеров. Особого колорита национальной кухни тоже не заметили, поэтому на обед никуда не заходили, оценить предлагаемые блюда не могу.



Кругом запущенность и хаос. Частные дома, сараи, кафе, шалманы, стройки. Уже через 15 минут забываешь, за каким лешим ты сюда поднялся.

По всем городам проходят субботники, а самая известная гора Крыма, из-за сложного подъема, остается в стороне от цивилизации. Нет даже самых обычных мусорных баков.

«Горцы» не хотят облагораживать территорию из-за нерешенных земельных вопросов. Экологи бьют тревогу и призывают прекратить хозяйственную деятельность на территории Ай-Петри, ограничить пропускную способность для развития эко-туризма. Вот только поздно спохватились: многие предприниматели работают здесь уже не один десяток лет. Круг замкнулся и теперь вся надежда на новую власть, которая примет рациональное решение, чтобы и «волки были сыты и овцы целы»….

На краю обрыва еще одна «архитектурная достопримечательность». Строилась с размахом так, чтоб ы из всех окон и горы, и море и солнце были видны.


На выцветшей вывеске надпись — Кафе «Веселый Роджер», лучшие рецепты восточной кухни.

Рядом с «восточной кухней» еще одна видовая площадка.



Здесь можно повернуться к морю и отвлечься от действительности, но только в одном направлении, потому что с других сторон всю красоту плато закрывают стройка и частные дома.




Из-за особенности рельефа Ай-Петри называют яйла — летнее пастбище. С давних веков на плато строили поселения, но самый большой «вклад» внес нomo sapiens.

Еще в 2014 году в СМИ сообщили, что плато Ай-Петри приведено в порядок, убран весь строительный мусор и нет незаконных построек. Неужели было еще интереснее….

Пожалуй, единственный объект, который находится на своем месте — памятник крымским партизанам Великой Отечественной войны, которые погибли в бою в декабре 1941 года.

Дорога на Ай-Петри имела важное значение во времена Второй мировой. Именно по ней фашисты перебрасывали войска и технику в сторону Севастополя. Партизанам удалось взорвать участок дороги и помешать осуществиться вражеским планам, но все они погибли в неравном бою.

Ценой невероятных усилий солдаты смогли защитить свою землю, память о них должна передаваться из поколения в поколение, а не исчезать под строительными лесами…

Вернувшись на стоянку, мы отправились на машинах через всю равнину плато.

Чем дальше на север, тем снега становилось больше. В низинах, там где снег еще не растаял, на склонах катались сноубордисты. Первый снег выпадает на Ай-Петри в октябре, а устойчивый слой сохраняется с середины декабря и до марта-апреля.


А нам предстоял затяжной спуск по горному серпантину в сторону Бахчисарйского района. В начале дороги была колея из снега и льда.

Раньше, при плохих погодных условиях для частных авто дорогу на Ай-Петри перекрывали и со стороны Ялты и со стороны Бахчисарая. Везде дежурила ДПС. Подняться на Ай-Петри можно на канатке или на транспорте, который осуществляет перевозки.

Желающие добраться на Ай-Петри могут без особого труда найти контакты перевозчика (ссылка выше) в социальных сетях. Отправляется комфортабельный транспорт ежедневно из Ялты.

Организаторы трансфера не скрывают, что на самом деле трасса закрыта. При этом, как именно «пробираются» перевозчики через посты ДПС выяснить не удалось: «У нас другие ходы. Неважно как, но мы доберемся».

Примерно в 35 км от вершины Ай-Петри, находится стоянка и туристическая тропа в Большой каньон Крыма. Об этом маршруте я уже рассказывала в своем отчете .

Конечно, в марте там не так интересно, как в октябре.

Наша мартовская поездка на Ай-Петри завершилась. Впечатления остались неоднозначные.

Что происходит на Ай-Петри в июне 2018 года.

Между «горцами» и владельцами канатной дороги идет соперничество за своего клиента. Интересно, чем удивит верхняя станция подъемника на Ай-Петри. Как будут развиваться события, покажет время. Статья все время обновляется.

Отели Крыма на Букинге . Под формой бронирования обязательно установите галочку в графе «Я путешествую по работе», из-за санкций Букинг заблокировал поиск отелей Крыма.

Благодарю за внимание!

Ай-Петри - самая популярная гора в Крыму и считается одной из визитных карточек Крыма.

Если подняться на вершину Ай-Петри, то сверху откроется вид на Большую Ялту и бескрайние морские просторы. Тем, кто в горы подниматься не желает, есть хорошее предложение: отдых в пансионатах и санаториях Крыма с видом на величавые Ай-Петринские зубцы.

Фото Ай-Петри:



Это интересно:
  • 1234 метра - высота массива;
  • 1052 мм осадков выпадает на плато за год. Это в полтора раза больше, чем в Ялте;
  • 50 м/с - с такой силой дуют ветра на плато;
  • 40-50 м - высота каждого из четырех крупных зубцов.

Ай-Петри: исторический экскурс

Свое название «Святой Петр», гора получила от древних греков. На вершине стоял монастырь. Очень уж любили в старину ставить храмы в труднодоступных местах. Ученые доказали, что по происхождению горный массив Ай-Петри — это типичный коралловый риф. Шли тысячелетия, в результате выветривания горных пород образовались знаменитые зубцы. Макушку одного венчает флагшток, на другом после съемок фильма «Дети капитана Гранта» остался деревянный крест. Он придает местности мистический вид.

Возле автотрассы Ялта-Алушта находится метеостанция, одна из старейших на Крымском полуострове, построена она в далеком 1895 году. В начале двадцатого века под руководством К. Ф. Левандовского здесь велась научно-исследовательская деятельность по изучению розы ветров и атмосферного электричества. Кроме этого на станции серьезно относились к работам в области естественных наук: почвоведения, биологии, астрофизики.


Варианты знакомства с Ай-Петри

Ай-Петринское плато протянулось длинной полосой между Ялтой и Форосом. Горный массив отличается необыкновенной структурой вершин: острота их зубцов выделяются среди остальных яйл полуострова. Место это уникальное и живописное. Каждый отдыхающий может выбрать собственный вариант знакомства с плато. Что вы предпочитаете: любоваться красотой крымских гор со стороны моря, подниматься на фуникулере или дойти до вершин самостоятельно? Каждый из способов находит своих почитателей.

  1. Во всей красе предстают вершины во время поездки по автомобильной трассе Ялта-Алушта. Остановившись в Мисхоре или Кореизе, можно снять жилье с видом на горы и любоваться зубцами из окна или с веранды.
  2. В живописном поселке Мисхор начинается канатная дорога которая довезет Вас до самых Ай-Петринских зубцов. С высоты чуть ниже ста метров над уровнем моря начинается первый отрезок пути наверх в небольшой кабинке. На высоте 391 метр пассажиры пересаживаются в вагончики верхнего участка и преодолевают самый продолжительный в Европе участок длиною 1 670 метров. Путешествие занимает 15 минут. Дух захватывает! Виды побережья от Гурзуфа до Фороса очаровывают.
  3. Настоящие туристы поднимаются на плато пешком. От поселка Мисхор наверх ведут хорошо промаркированные туристические тропы. Самостоятельный подъем занимает от 2 до 4 часов. Нерадивым отдыхающим местные жители предлагают подняться вверх на джипах за умеренную плату.
Обратите внимание:
на северо-востоке от зубцов можно прогуляться по реликтовой тисовой роще. Самому старому дереву, тису ягодному, более 1 000 лет. Настоящий исполин!

Видео обзор:

Режим работы канатной дороги

Канатная дорога начинает работу в 10 часов ежедневно. До 16-00 туристы могут подниматься наверх, спуск организован до 17-00. В одну кабинку, больше напоминающую трамвайный вагончик, одновременно вмещается до 30 человек. Стоит иметь в виду, что приезжать лучше в первой половине дня, подняться наверх всегда много желающих.


Стоимость билетов:

  • взрослый - 350 рублей;
  • льготный и детский - 250 рублей. В период большого наплыва туристов цены могут быть увеличены.
Совет от бывалых туристов:
даже летом на Ай-Петри возьмите теплую одежду, ветровку, штаны, кроссовки. Ветра наверху случаются очень сильные.

Развлечения и отдых

На плато имеется большое количество оборудованных кафе и мест для отдыха. Посетителям предлагают блюда крымско-татарской кухни: беляши, шашлыки, шурпу, очпочмак.

Есть удобные смотровые площадки для фотосессий и селфи. Лучшие кадры получаются на подвесном мостке перед одним из крупных зубцов.

Желающим предлагают конные прогулки и катание на джипах. Профессиональные экскурсоводы готовы провести экскурс по окрестностям, рассказать интересные истории про Ай-Петри.

Имеются и более экстремальные развлечения. Для любителей адреналина на вершине организован аттракцион: с помощью страховки пройтись по подвесному мостику над пропастью между зубцами!

Туристы-спелеологи забираются на плато ради посещения пещер. Их в окрестностях три: Ялтинская, Геофизиков, Трехглазка. Последнюю так назвали, благодаря трем отверстиям-входам. Внутри туристов ожидают гигантские кальцитовые наросты, сталактиты и сталагмиты, ледяной каток и огромный сугроб снега. Даже в самые жаркие июльские деньки температура в пещерах держится на уровне +4°C.

Как добраться до Ай-Петри в Крыму

Удобно добираться до Ай-Петри из города-курорта Ялты. Ехать нужно на автобусном маршруте №27 или 32 до остановки «Канатная дорога».

На собственном авто от Ялты едут в направлении Мисхора, станция канатной дороги находится в центре поселка. Для пешей прогулки авто можно поставить на платную стоянку.

Ай-Петри на карте Крыма

GPS Координаты: N 44 26.831 E 34 03.107 Широта/Долгота

Гора Ай-Петри - одна из самых ярких и интересных достопримечательностей Южного берега Крыма. Здесь путешественников ожидает живописный природный ландшафт, чистый горный воздух, тишина и покой, уникальные виды растений, завораживающие точки обзора как на Чёрное море, так и на города, окружающие Ай-Петри (Алупка, Мисхор, Ялта и др.).

Если и выбирать какие-нибудь обязательные пункты культурно-развлекательной программы в ходе посещения Крыма, то Ай-Петри определённо должно достаться одно из первых мест.

Гору на Южном берегу видно едва ли не отовсюду - поверни голову от Чёрного моря, и вот она - Ай-Петри, далёкая, прекрасная и манящая. С греческого название горы переводится как "Святой Пётр".

Высота Ай-Петри составляет 1234 метра. Много это или мало? Не Эверест, конечно, который возвышается аж на 8848 метров. Но он к нам и не близко. Лучше измерим Ай-Петри чем-то более доступным. Возьмём, например, обычный 20-этажный дом и поставим на него Останкинскую башню, а на неё ещё одну Останкинскую башню. И вот получится экзотическое сооружение сходное по высоте с горой Ай-Петри. А теперь представьте, какой оттуда вид открывается...

На Ай-Петри температура в среднем на 10 градусов ниже, чем в Ялте, и нередко бушует сильный ветер. Поэтому, едете вы или идёте к вершине, обязательно возьмите с собой тёплую одежду и/или ветровку, иначе рискуете заболеть или отбыть обратно несолоно хлебавши. Как пел Высоцкий , здесь вам не равнина, здесь климат иной .

Как добраться до Ай-Петри на транспорте?

Вопреки заголовку заметки, начнём с самых распространённых вариантов транспортировки себя на гору. Сразу стоит отметить, что и вагончик канатной дороги, и автомобиль частника доставляют туристов только до плато Ай-Петри , от него до вершины ещё придётся пройтись минут 15-30.

1) Канатная дорога "Мисхор - Ай-Петри"

Длина дороги составляет почти три километра, с учётом одной пересадки на промежуточной станции "Сосновый бор". Ехать всего 15 минут. Цена билета в один конец - 400 рублей (детям с 6 до 12 лет - 250 рублей ).

Из Ялты к началу канатной дороги следуют автобусы №102 и №132 , остановка "Канатная дорога". Можно добраться и от Воронцовского парка или Ласточкина гнезда на тех же автобусах, это удобно при ограниченном запасе времени, когда задача стоит - посмотреть всё за день, что вполне возможно. Хотя, я бы советовал так не делать, и уделить прогулке на Ай-Петри целый день, подробнее об этом ниже.

c 10 до 16 - на подъем; с 10 до 17 - на спуск. Без выходных. Однако канатная дорога может не функционировать из-за метеоусловий , это не такая уж и редкость. Поэтому если хочется прибыть на Ай-Петри именно таким путём, а за окном не пойми что, нелишним будет перед выходом уточнить работоспособность канатки - на официальном интернет-ресурсе и/или позвонить администраторам (телефоны есть на сайте). В зимний сезон канатная дорога может вовсе закрыться на профилактику, о чём проинформирует сайт.

Мне по канатной дороге не довелось прокатиться из-за погодных условий, дальнейшие строки основаны на отзывах из различных источников.

В сезон посетители жалуются на большие очереди в кассу - как на подъём, так и на спуск, доходит до двух часов ожидания. Это и понятно, Ай-Петри - место популярное, а кабинки на канатке небольшие, человек на 40. Запускать их в большем количестве тоже нет возможности по техническим причинам.

Стоит ли ожидание впечатлений? Тут мнения расходятся - у кого-то доступная визуальная панорама вызывает восторг, затмевающий очередь в кассу. Другие рецензенты сетуют на переизбыток людей в вагончике и духоту, а также на невозможность приемлемого обзора для всех пассажиров. Третьи сходятся на том, что один раз в любом случае прокатиться нужно, интересно, а вот второй уже не стоит. В плане экономии времени поездка выгодна только если не ждать посадки более 30 минут.

2) Частный легковой автотранспорт

Частники сосредотачиваются около кассы канатной дороги. Искать никого не надо, вам ещё на подходе много раз предложат "увлекательную поездку в горы".

Стоимость такая же, как и на канатке, 400 рублей [зимой, когда канатка не работает, ценник поднимается до 500 рублей ]. Бонусом к поездке некоторые водители предлагают бесплатную экскурсионную программу и три остановки в интересных точках по пути к Ай-Петри, в частности у водопада Учан-Су. С одной стороны - это безусловный плюс, с другой - сковывающие лимиты времени, не дающие возможности прогуляться по достопримечательностям в своё удовольствие.

Ехать на машине 30-40 минут, если без остановок. Привлекательных пейзажей за окном практически не будет. Дорога приемлемая, есть кочки, но никаких "американских горок". Хотя, некоторые туристы жалуются именно на некачественную дорогу, а также на лихачей-водителей. Тут кому как повезёт.

В зимнее время из-за снежных заносов автомобильная дорога на Ай-Петри может быть перекрыта .

Чтобы попасть на гору по средствам частного извоза, не обязательно добираться в Мисхор до начала канатной дороги. В Ялте, например, возле автовокзала хватает криков "Ай-Петри, кому на Ай-Петри?".


В обратную сторону ситуация схожая - почти все таксисты концентрируются у канатной станции. Уехать можно практически в любой из близлежащих городов (Алупка, Ялта, Мисхор, Кореиз и т.д.) за те же 400 рублей . Мест хватает, машин хватает.

3) Личный автомобиль

Здесь всё понятно. Дорога есть. Стоянка есть. Ехать недолго. Единственное, о чём не стоит забывать, - если дело происходит в зимнее время, не каждая машина способна проехать наверх без цепей на колёсах, да и с ними не каждая.

4) Централизованная экскурсия

Об экскурсиях подробнее в конце заметки - в дополнении от 2018 года.

Прогулка к плато Ай-Петри

Если хотите от посещения Ай-Петри действительно запоминающегося приключения, отличных эмоций и потрясающих видов, на гору нужно идти пешком. Либо с горы. А в идеале - без транспорта проделать путь и туда, и обратно. Благо, широкое разнообразие различных пешеходных маршрутов позволяет не повторяться, и с не меньшим интересом забираться на Ай-Петри и во второй, и в третий раз.

Маршрутов много , отличаются они не только географической принадлежностью и окружающим ландшафтом, но и протяжённостью, и сложностью, и уклоном, и расчётным временем на подъём. Есть специально обозначенные туристические тропы, есть и безымянные тропинки, иногда позволяющие срезать путь, а иногда от него уводящие.

В ходе прогулки настоятельно советую иметь на смартфоне навигатор . Да, вдоль троп встречаются указатели, но не часто и заметны они не всегда. К тому же, лишняя программа на мобильном в любом случае рюкзак не оттянет. В который раз, говоря о Крыме, рекомендую программу Maps.me . Она мало того, что отображает большинство тропинок, но и с успехом выстраивает по ним маршрут. А ещё навигатор показывает не только горизонтальное расстояние между конечными точками пути, но и вертикальное (уклон дороги), что позволяет наиболее продуктивно распределить свои силы. Maps.me - бесплатная программа с минимумом рекламы, легко устанавливается на большинство современных телефонов, подключения к интернету не требует (только чтобы саму карту скачать). А вот карты от Яндекса или Гугла мало помогут при походе на Ай-Петри, большинства троп на них попросту нет.

Нужна ли какая-то специальная подготовка, чтобы пройти по туристическим тропам, сложно ли это? Нет, всё вполне доступно. Прогулкой за грибами, правда, этот поход тоже не назовёшь, но ничего сверхъестественного. На пути часто попадаются беседки, скамейки, удобно поваленные деревья и уютные камешки, на которых можно присесть и отдохнуть, попить водички, перекусить. Тут и там встречаются завораживающие виды на окрестности, любование которыми и фотографирование тоже добавляют свои минуты отдыха. В итоге двигаешься вперёд в охотку и даже лёгкая усталость необременительна и приятна.

В зависимости от выбранного маршрута, скорости, рюкзака за плечами, путь до плато Ай-Петри (там, где располагается верхняя станция канатной дороги) отнимет от 2-х до 4-х часов . Это в среднем. Имеет смысл планировать свою прогулку только в светлое время суток, иначе существенно увеличивается риск заблудиться.

Какую тропу выбрать - этого советовать не буду, поскольку у каждой есть свои привлекательные стороны, точки маршрута и особенности. Можно и к Ялте выйти, и к Алупке, и к Гаспре...

Как выбирал я - по географическому признаку (ближе к месту жительства/автобусной остановке) и по принципу "покороче", поскольку и время поджимало, и в подобных походах у меня опыта лишь на чуть (вдруг, заплутаю). Выбор пал на Кореизскую тропу . Как говорят путешественники, она самая сложная в плане уклона. Но и самая короткая.

Немного о моей прогулке по Кореизской тропе

Не совсем понятно - где именно начинается Кореизская тропа, навигатор показывает одно место, большая часть путешественников говорят о другом. Но разницы по сути немного. Обе точки начала Кореизской тропы - на Южнобережном шоссе: одна у автобусной остановки (Гаспра или Самота, название на картах различается), другая - на следующей (Кореиз). От Гаспры до плато идти чуть дальше.



Вышел из автобуса я на остановке Гаспра и направился к тропе, но тут меня смутил шлагбаум, её перегораживающий, и вывеска, запрещающая проход. Они там на постоянной основе. Людей, правда, вокруг нет, непонятно, кто будет штрафовать. А вдруг? В общем, поскольку автобус уже уехал, я отправился по шоссе до следующей остановки пешком.

Пройти или проехать остановку Кореиз сложно, ведь рядом располагается огромный дорожный знак, Кореизская тропа начинается в двух шагах от него. Весь путь можно условно разделить на две половины. Первая - до беседки с родником (на картах выше - красная точка), лёгкая прогулка по лесу: удобная широкая дорога длиной в 2 километра, уклон сравнительно небольшой (290 метров). Идёшь по ней и идёшь, а вершина Ай-Петри всё далеко, и думаешь: "Неужели я попаду наверх? Или там где-то лифт будет дальше?". Но нет, лифта не будет, будет вторая половина пути, посложнее.

По поводу родника - к своей досаде я на него не наткнулся, но, как впоследствии уверяли местные жители, он там точно есть [похоже, он даже на фото попал], равно как есть и ещё один повыше (его я тоже не встретил). А вот беседку не заметить не получится. Здесь можно комфортно отдохнуть: скамейка, спинка, стол, крыша над головой. Правда, это будет более актуально при спуске. При подъёме и устать-то к тому времени ещё не успеваешь. От беседки можно пойти прямо по довольно внушительному уклону, а можно свернуть направо и сделать небольшой крюк, дорога здесь будет длиннее, но полегче.

Вторая условная половина Кореизской тропы - от беседки до плато Ай-Петри - длится 1,7 километра [если не делать крюк], а уклон увеличивается до 530 метров, что уже весьма ощутимо. Рекомендую до начала второго отрезка пути найти себе подходящую палку для дополнительной опоры , благо дефицита в них здесь не наблюдается. Да, уклон местами крут, но идти всё же комфортно. Тропа уже не широкая и чёткая, она не всегда различима, здесь может понадобиться gps-навигатор.

Виды окрестностей всё чаще и чаще будут стягивать на себя внимание и заставлять немного уйти с тропы в сторону, чтобы попасть на более привлекательную точку обзора. Тут важно не забывать смотреть себе под ноги. Каких-то серьёзных опасностей нет, но любители острых ощущений, конечно, найдут, как пощекотать себе нервы. Однако это вовсе не обязательно.

За всеми этими красотами как-то и не замечаешь, что путь-то закончился , и вот ты уже на плато Ай-Петри, довольно улыбаешься, оглядывая впереди толпу туристов, приехавших на машине или по канатной дороге. Огромную часть интересного приключения они пропустили, а ты нет. Приятно же?

Отчётное время прохода по Кореизской тропе - 2 часа . У меня прогулка заняла на час больше, избыток - это фотографии, видео, отдых на втором отрезке пути едва ли не каждые 50 метров. Вообще, я шёл расслабленно и в своё удовольствие, за спиной меня отягощал лишь наполовину пустой 40-литровый рюкзачок. За весь путь мне повстречалось всего три человека: девушка-турист с огромным рюкзачищем (она до плато добралась на час позже меня) и два тренирующихся местных парня.


Не забудьте взять с собой в дорогу достаточное количество питьевой воды. Само собой нужна удобная обувь, одежда, ветровка, головной убор. В период активации клещей, не лишними будут соответствующие нормы безопасности: заправленная длинная одежда, спрей, повышенное внимание к себе, любимому.

Плато Ай-Петри и путь на вершину

Помимо станции канатной дороги на плато располагаются смотровые площадки, кафе, несколько торговых лотков с сувенирами, платный туалет, автомобильная стоянка и прогрессирующая стройка. Раньше здесь было гораздо больше и палаток, и кафе, и различных торгашей. Недавно площадку "почистили", теперь на плато пустовато, но и прилипал значительно меньше. Впрочем, вам обязательно (и не раз) предложат покататься на лошади или квадроцикле.

Что похвально, некоторые торговые точки здесь принимают к оплате банковские карты. Цены более-менее средние.

Пройдя вглубь плато 500-800 метров, можно попасть к пещерам, доступным для посещения, - Ялтинской, Трёхглазке и Геофизической. Вход платный - по 200 рублей за каждую, экскурсии прилагаются.

Если повернуться к канатной дороге спиной, то путь на вершину будет слева. Всего 700 метров по сравнительно комфортной широкой каменистой дороге с небольшим уклоном (62 метра). Здесь уже туристов немало, заблудиться практически невозможно, а удобная обувь по-прежнему обязательна.

Что наверху?

Огороженная триангуляционная вышка с российским флагом, по ней отсчитываются те самые 1234 метра. Да, вышка за заборчиком, но никому из желающих это не мешает перелезть его и пофотографироваться над пропастью: полшажочка назад, и пиши пропало. Впрочем, легко можно сфотографироваться и на менее опасном месте, разницы по фото всё равно никто не заметит.

Между зубцами Ай-Петри протянуты канатные дорожки, за 500 рублей по ним предлагается прогуляться. Со страховкой, конечно. А ещё можно съехать с вершины на плато на неком подобии тарзанки. Стоит это удовольствие 1000 рублей , но учтите - имеются ограничения по весу.

Прощайте, вершины под кровлей снегов,
Прощайте, долины и скаты лугов,
Прощайте, поникшие в бездну леса,
Прощайте, потоков лесных голоса.
В горах моё сердце... Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах моё сердце, а сам я внизу!

Роберт Бёрнс

Дополнение от апреля 2018 года

В мартовской поездке по Крыму в 2018 году у меня в планах присутствовала прогулка на Ай-Петри, только уже другим маршрутом - через водопад Учан-Су; более длительным (10 км), но от этого и менее интенсивным. Перед поездкой, конечно, начались активные поиски в интернете - ходил ли кто на Ай-Петри в марте, какие сложности могут возникнуть в это время года, не опасно ли и пр. К сожалению, так ничего полезного мне найти и не удалось, разве что различные группы на просторах Вконтакта, предлагающие трансферы на гору.

Оказывается, зимой Ай-Петри весьма популярна у любителей сноуборда и лыж. Здесь имеется несколько весьма качественных спусков. Но да сейчас не о том. Насторожило меня достаточное для катания количество снега на горе в марте месяце. Ведь снег и сам по себе способен существенно утяжелить прогулку, а уж что говорить о насте и льде, которые в горах попросту опасны. И вот в таких условиях ни одного хоть более-менее подробного рассказа о прогулке на гору. Не будет его и от меня, поскольку у нас по разным причинам поход на Ай-Петри был заменён экскурсией, о которой подробнее ниже.

Но добавлю несколько наблюдений - в самом начале пути на Ай-Петри земля очень даже пригодна для комфортной прогулки, с подъёмом она становится более влажной, но не до кашеобразной степени, чтобы ноги в ней хлюпали, наверху всё вновь выглядит здорово. К 15 марта снег стаял почти весь, лишь на плато (и, возможно, на самой вершине) остались небольшие снежные островки (см. на фотографии). Температура при этом в течение ближайших дней колебалась на нулевой отметке (+/- 5°C), минус - ночью, плюс - днём. В общем, на первый взгляд вполне приемлемо для похода, сам бы, как минимум, рискнул попробовать, но никого не агитирую.

Экскурсия на Ай-Петри, или Долгая поездка в харчевню

Мы брали билеты на набережной Ялты, в одной из экскурсионных палаток. Насколько я понял, экскурсии на Ай-Петри (а возможно и в другие места) наборные, и все эти палатки и лоточки в различных частях города лишь посредники. Нам билет продала одна гражданка, она же ждала у палатки в день экскурсии, до маршрутки вела другая, а непосредственно сопровождающим и «экскурсоводом» выступал уже мужчина. Вероятно, как брат предположил, здесь очередная схема, чтобы не платить налоги и уйти от ответственности в случае чего. На руках нам даже билетов не оставили.

Что предлагают : 4-часовая экскурсия с несколькими остановками и интересным рассказом. Всё удовольствие обойдётся в 1000 рублей . Т.е. цена та же, что и у частников (зимой, напомню, они берут 500 рублей за дорогу в один конец), однако имеется какая-никакая гарантированная программа и времени вполне достаточно для осмотра, как мы предполагали : 1,5 часа на дорогу туда-обратно, 1 час на остановки по пути к плато и 1,5 часа на прогулку до вершины Ай-Петри и неспешное созерцание окрестностей. Минусом выглядела только маршрутка на 16 человек, полностью забитая, но зато не надо искать частника, договариваться с ним.

Что получили :


Учан-Су с крымскотатарского переводится как «Летящая вода». Высота водопада составляет почти 1 километр. В начале весны, когда обильно тает снег, Учан-Су особенно примечателен и эффектен. Портят картину разве что множественные заграждения и какая-то длинная труба (похоже, водозабор).


Помимо обычной пешей прогулки добраться до водопада можно и другим бюджетным способом, безо всяких экскурсий или частников. До Учан-Су от автовокзала Ялты ходит обычный рейсовый автобус №30 . Время отправления от автовокзала: 7-30, 8-40, 10-20, 12-00, 14-00, 15-40, 17-30 . В обратную сторону: 7-50, 9-30, 11-10, 13-00, 14-50, 16-30, 18-15 . Перед поездкой имеет смысл лишний раз уточнить расписание на вокзале.

Этот автобус позволяет не только полюбоваться на водопад без лишних затрат, но и существенно сократить пешеходный маршрут до Ай-Петри или обратно.

О других достопримечательностях Ялты и окрестностей читайте в этой заметке. На этом всё. Благодарю за внимание!