Какая религия в албании основная. Ислам в албании. Море в Албании

В целом. Несмотря на то что современную Албанию нельзя назвать типично мусульманской страной , те или иные элементы ислама признают до 60% населения страны. В отличие от Косово , влияние ислама в Албании ослабевает по мере интеграции страны в общеевропейское пространство. Тем не менее, долгое время Албанию было принято считать единственной официально признанной страной, полностью расположенной в Европе и при этом имеющей мусульманское большинство .

История

Основная статья: Религия в Албании

Древние албанцы были одним из первых христианизированных народов. Православный обряд в целом стал первой и преобладающей формой христианства среди албанских племён в V-ХV веках, когда они испытали на себе как сильное влияние Византийской империи, так и соседних славянских племён, расселившихся на её территории и усвоивших православие . После первого падения Константинополя в 1204 году от ударов рыцарей-крестоносцев, Албанское побережье попадает в зону влияния католической Венеции. С православием начинает конкурировать и католичество , особенно в северных и прибрежных регионах страны, ориентированных на торговлю с Италией и Далмацией ещё с античных времён.

Исламизация

Религиозным расколом в средневековой Албании, также как и в соседней Боснии и Герцеговине умело воспользовалась расширяющая свои владения Османская империя . В ХV-ХIХ веках большинство албанцев впервые за свою историю объединились политически, территориально и экономически под знамёнами ислама . В обмен на переход в ислам турецкие султаны сделали албанцев опорой своей власти на Балканах. Несмотря на то что в зените Османской империи на Балканах ислам исповедовали до 80 % албанцев, его реальное проникновение в жизнь албанского общества оставалось и остаётся под вопросом. В целом, ислам в Албании рассматривался как средство продвижения по карьерной лестнице в условиях новой власти. Православие и католичество продолжали тайно исповедоваться на протяжении всего османского периода. Более того, большинство албанцев-аранутов, расселённых османами в греческих землях к югу продолжали придерживаться православия и постепенно вошли в состав греческого народа после обретения им независимости в 1830 году . Часть православных албанцев (арбереши), не смирилась с турецким режимом и переселилась в Южную Италию , долгое время поддерживая давние православные традиции на юге этой страны , хотя со временем большинство их потомков постепенно перешло в католичество . Также, после обретения Албанией независимости в 1912 году , в стране началось усиление влияния Италии что опять привело к росту популярности католичества, как правило за счёт ислама. Запрет на любое вероисповедание в социалистической Албании 1964-1989 годов привёл к распространению атеизма и агностицизма .

Религиозная специфика

Периферийность Албании, а также постоянные нашествия разноязычных, разнорелигиозных народов нашли своё отражение в своеобразном восприятии религии албанцами, в том числе албанцами-мусульманами. Мусульмане Востока находили некоторые обычаи албанцев-мусульман просто абсурдными. Православные, католические, мусульманские и даже древние иллирийские культы часто соблюдались в одной и той же семье, члены которой при этом носили одновременно и христианские, и мусульманские имена. Поэтому, в отличие от южнославянских народов, розни на религиозной почве у албанцев никогда не наблюдалось. В результате смешения различных религий в Албании возникло направление бекташи , ставшее ядром идеи борьбы за независимость Албании. Так или иначе, но этнические албанцы всегда ставили национально-языковую принадлежность выше религиозной.

Современное положение

После обретения независимости влияние ислама в стране быстро ослабевало. Было отменено многожёнство , а намаз стал читаться по-албански, стоя и без поклонов. В 1967-1991 гг. страна была официально атеистической. Более того, бывший президент страны православный Альфред Моисиу даже назвал Албанию христианской страной, хотя в ответ он получил немало критики со стороны гуманитарной интеллигенции, объединённой в мусульманские организации, которые сохраняют заметное влияние, даже несмотря на относительно небольшое членство.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ислам в Албании" в других словарях:

    Монотеистическая религия. Последователи этой религии не поклоняются ее пророку Мухаммеду, считая его обычным человеком, которого Бог избрал своим посланником. Верующие называют себя мусульманами (араб. муслим). В настоящее время ислам… … Энциклопедия Кольера

    - [араб., буквально покорность, предание себя (воле божьей)], одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи мусульмане составляют большую часть (от 80 до 98%) населения Мавритании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта … Большая советская энциклопедия

    - (араб. покорность) одна из наиболее распространенных религий, иногда наряду с буддизмом и христианством называемая мировой религией. Ее последователи мусульмане (откуда ее др. название мусульманство) составляют подавляющее большинство (от 80 до… … Советская историческая энциклопедия - История Албании … Википедия

    Координаты: 41°21′00″ с. ш. 19°59′00″ в. д. / 41.35° с. ш. 19.983333° в. д. … Википедия

    Часть серии статей о Холокосте Идеология и политика Расовый антисемитизм … Википедия

    Основная статья: Албания Численность населения Албании 3,2 млн чел. Около 70 % населения исповедует ислам, 20 % православные христиане, 10 % католики (доли верующих в действительности меньше вследствие секуляризации в… … Википедия

Приехав в Албанию после пересечения границы, нам сразу бросились в глаза женщины в мусульманских одеяниях и сразу пришло понимание, что мы попали в мусульманскую страну. Хотя на самом деле, по мере перемещения по стране, мы поняли, что Албания отнюдь не настолько мусульманская страна, насколько этими являются многие другие, и что здесь население находится выше вопросов религии.

Какую религию исповедуют в Албании

В Албании присутствует несколько общепринятых религий. Большая часть населения исповедует ислам.

Но такое приверженство в вере это скорее не от наследия османского ига, а от последствия освобождения страны от диктаторства Энвера Ходжи. Ведь в годы его правления вера была полностью исстреблена. И после гибели диктатора и падения его строя, получилось так, что населению было все равно, какую религию принимать и почему-то они приняли решение исповедовать ислам.

Однако почти равнозначными религиозными приверженствами так же являются православие и католицизм. На территории страны эти два направления определенно стоят в одинаковой степени следования.

Толерантность

Говоря о религии в Албании, нельзя не упомянуть о степени толерантности в этих вопросах. Ведь именно в Албании никто не обращает внимание на приверженность человека к той или иной религии и позволяет посетить стены любого из религиозных зданий. А еще мы здесь столкнулись с очень показательным моментом: на главной площади Страны - Площади Скандерберга - стоят воедино мечеть, католический храм и православная церковь. Меня лично такое расположение очень удивило. Ведь именно про Албанию ходит много мифов о том, что здесь плохо относятся к христианам и что с туристов срывают кресты, и много еще других вариантов неуважительного отношения к приверженцам данной конфессии.



А еще, когда мы планировали свою поездку из Черногории у местного гида, многие наши соотечественники подходили к нам и говорили, что нельзя ехать в эту страну, ведь там совершенно дикий народ, и что албанцы радикальные мусульмане. Ну вот уже съездив, по факту данных параметров могу точно заявить, что в туристических городах таких явлений мы не наблюдали. И что толерантность в стране в религиозных вопросах царит повсеместно.

Какие нормы поведения стоит соблюдать

Албанцы в большинстве своем крайне уважительно относятся к туристам. Это конечно относится к местным жителям, которые живут в туристических городах. Большая часть северных районов ус их населением к туристам в принципе относится достаточно агрессивно. Не говоря уже о религиозных предпочтениях.

В одежде албанцы показались нам достаточно свободных нравов. Но пляжные вещи лучше носить на пляже. Хотя я в путешествие по Албании отправилась в коротких джинсовых шортах и майке с голыми плечами. И на меня ни разу никто в городах косо не посмотрел.

В туристических городах туристам вполне позволительно пить спиртные напитки. Но сами местные жители себе не особо позволяют распивать их на людях. Зато повсеместно в разгар дня в кафе и ресторанах встречались албанцы, которые сидят и распивают кофе часами напролет в разгар рабочего дня.

В каких религиозных обрядах можно поучаствовать

Наша экскурсовод по Албании это русская женщина, которая была замужем за албанским мужчиной. Она рассказывала много интереснейших историй, связанных с жизнью с албанцем. Так вот среди прочего она рассказывала, что некоторые албанцы промышляют вариантами предоставления услуг на предмет погулять на албанской свадьбе. Интересное должно быть мероприятие, потому что наш гид много рассказывала о проведении свадебных обрядов и церемоний и что албанская свадьба проходит одну неделю у жениха и одну неделю у невесты. Уж не знаю, какой из этих периодов предлагается провести туристами на таком мероприятии.


Расхожее утверждение о том, что нынешнее противостояние славян и албанцев на Балканах является проявлением глобального христианско-исламского конфликта, следует считать не совсем верным. Это подтверждает даже достаточно поверхностное обращение к религиозной истории албанского народа.
Албанцы, считающие себя потомками иллирийцев (древнейшее население западных Балкан), со времен раннего Средневековья находились в сфере европейского религиозного влияния. В VI-VIII вв. среди албанцев широко распространилось христианство, как византийско-православное, так и римско-католическое, причем с некоторым преимуществом последнего.
Суннитский ислам стал распространяться среди албанцев, как и среди других народов Балкан, завоеванных турками, с конца XVI - начала XVII века. Это был в большей мере политический, нежели религиозный выбор, поскольку принятие ислама в Османской империи означало некоторое расширение гражданских прав, а также облегчение налогового бремени по сравнению с иноверцами. В быту многие албанцы продолжали исповедовать своеобразное "криптохристианство" - сочетание христианских традиций с народными, почти полуязыческими обычаями. Бытовой религиозный синкретизм албанцев отмечали многие исследователи в XIX и XX вв. Так, паломничество в православные монастыри Черногории и Македонии часто совершали и албанцы-мусульмане. Для того чтобы совершить обряд бракосочетания или погребения, особенно в сельской местности, часто пользовались услугами служителя той религии, который в данный момент находился поблизости. Часто меняли христианство на ислам и наоборот, чтобы "насолить" местному попу (имаму). Отмечалось, особенно в Южной Албании, много случаев, когда человек одновременно исповедовал и ислам, и христианство, имел два имени и ходил по очереди то в мечеть, то в церковь. Вполне естественно, что на такой почве ислам, номинально господствующий среди албанцев, не мог, как, впрочем, и христианство, стать ведущим фактором в национально-политических движениях этого народа.
Кроме того, религиозная культура албанцев имеет еще одну интересную историческую особенность. С XIII-XIV вв. в стране распространялся суфийский орден бекташи, и сегодня около трети албанских мусульман традиционно считают себя бекташийцами. Фактически же бекташи - это секта с элементами христианства, ислама и древних верований, далекая как от суннитской, так и шиитской ветви традиционного ислама. Бекташи чтут "Святую Троицу" (Аллах, Мохаммад и его зять, имам Али), воздавая ей божественные почести. Бекташи живут в своеобразных мусульманских обителях, где они уединяются от мира. У них распространены неприемлемые для традиционного ислама обычаи: обет безбрачия, исповедь духовному наставнику и обряд, напоминающий причастие с употреблением вина и сыра (запрета на алкоголь у бекташи нет). Характерно, что именно из этой среды, которую многие воспринимали как национальную религию албанцев, вышло большинство лидеров албанских национальных движений разной направленности.
Кстати, именно выходец из семьи купца-бекташийца, коммунистический диктатор Албании Энвер Ходжа в 1967 г. одним махом решил проблему взаимоотношений религии и социалистического общества. Деятельность религиозных институтов была запрещена, более двух тысяч объектов религиозного культа были либо разрушены, либо перепрофилированы, а священнослужители репрессированы. Затем албанские коммунисты пошли еще дальше, запретив даже частное исповедание религии. Например, за молитву, произнесенную дома, можно было запросто угодить в тюрьму. Создание в Албании атеистического общества стало для коммунистического мира беспрецедентным шагом. Ведь во всех странах социализма, даже в Северной Корее, номинально сохранялись минимальные возможности исповедания религий. При этом мотивация этого шага была исключительно националистической. Коммунистические руководители тогдашней Албании утверждали с высоких трибун, что ислам есть проводник враждебного влияния Турции, католичество - Италии, а православие - Греции.
Интересно, что, по свидетельству самих албанцев, такой пируэт национал-коммунистической политики не вызвал в обществе ожидаемой болезненной реакции. Среди населения Албании до сих пор жива заложенная в атеистические годы традиция называть детей именами, не связанными с исламом или христианством, а взятыми из албанского или иллирийского языков. Поэтому, если сейчас встретить албанца среднего или младшего поколения с мусульманским или христианским именем, можно почти стопроцентно утверждать, что перед нами выходец из албанской диаспоры, а не уроженец Республики Албания.
В 1990 г. в Албании грянула религиозная свобода. Вновь открылись мечети, католические и православные церкви. Получили возможность официально действовать суннитская и бекташийская общины. В 1993 г. страну посетил Папа Римский, неоднократно приезжала на историческую родину самая известная в мире албанка - мать Тереза. Кстати, на сегодняшний день наиболее активны в религиозно-общественном смысле именно албанские католики.
Но при этом активного религиозного возрождения среди албанцев как-то не наблюдается. И особенно это касается мусульман, к которым себя причисляют 70% албанцев. Мусульманские священнослужители из числа зарубежных албанцев, прибывшие в страну в первой половине 90-х годов, обнаружили, что атеистическая волна в определяющей мере затронула именно албанцев-мусульман. Активно строившиеся в последнее время мечети стоят полупустые, выпускники трех существующих в стране медресе не спешат становиться религиозными учителями, поскольку это не дает им соответствующего социального статуса.
В 1992 г. инициированное тогдашним правым правительством Албании вступление в Организацию Исламская конференция (ОИК) встретило серьезное сопротивление общественности и влиятельных в стране левых сил. В результате на сессии ОИК в Саудовской Аравии тогдашний президент Сали Бериша заявил, что, несмотря на все-таки состоявшееся вступление в организацию, Албания - это прежде всего светское государство, в котором отсутствуют серьезные предпосылки для исламизации. Связь с исламским миром для беднейшей страны Европы, на 90% зависящей от иностранной помощи, обусловлена, конечно же, в первую очередь экономическими причинами. Мусульманские миссионеры, работающие в стране, отмечают достаточно низкий интерес людей к религиозному просвещению.
Среди мусульман-албанцев Косово и Македонии, по которым не проехал бульдозер государственного атеизма, значительно больше практикующих мусульман. При этом ислам для них не столько мировоззренческий фактор, сколько своеобразная форма защиты национальной самобытности перед лицом окружающих их православно-христианских народов (сербов, македонцев и греков).
Кроме того, рост влияния ислама серьезно сдерживает европоцентричная ориентация Албании и албанского народа в целом. В середине 90-х годов среди интеллигенции страны существовала идея отказа албанского народа от ислама и возвращение его в лоно европейской культуры и Католической Церкви. Ее, в частности, активно пропагандировал известный албанский поэт и писатель Исмаил Кадаре, чью роль в общественной жизни можно сравнить с ролью Солженицына в России. Наконец, следует заметить, что с 1997 г. в стране у власти бессменно находятся представители левых сил. Это в основном молодые, ориентированные на Европу социалисты с секулярным мышлением.
Итак, албанский вопрос еще далек от своего решения, но одно можно сказать однозначно: в ближайшем будущем исламский фактор, как и религиозный вообще, не будет играть в нем значимой и решающей роли.

Так уж получилось чисто исторически, что албанский народ на протяжении практически всей своей истории находился в центре политических событий, которые диктовали более сильные государства, прилегающие к территории современной Албании. С учетом этого национальная культура Албании , как ее язык, литература и архитектура, так и остальные ее элементы оказывались под воздействием этих информационных факторов. Однако, можно смело сказать, что национальная культура от этого не только выиграла, но и сохранив обычаи и традиции предков, приобрела много полезного.

Религия Албании

Официально Республика Албания является светским государством, которое не имеет официальной религии, но гарантирует всем своим гражданам свободу вероисповедания. На территории страны мирно сосуществуют: мусульмане и православные христиане, католики и протестанты, и даже приверженцы такой ветви шиизма, как бекташи. Так, что религия Албании в своих конфессионных вопросах придерживается европейских норм отношения к мирному и равноправному существованию на всей своей территории приверженцев всех религиозных направлений.


Экономика Албании

В виду своего географического положения Албания уже долгие годы является исключительно аграрной страной, несмотря на наличие таких полезных ископаемых, как нефть, природный газ, а так же месторождения хрома, меди и никеля. Исходя из этого, до середины восьмидесятых годов минувшего столетия экономика Албании в основном была сориентирована на производство разнообразных продуктов сельского хозяйства предназначенных для внутреннего потребления и экспорта. Однако, в те же восьмидесятые годы, оценив природные достоинства Албании, в стране довольно интенсивно начался развиваться туристический бизнес. Вместе с этим и транспорт Албании начал приобретать более современные формы. И на сегодняшний более 60% ВВП Албании приходится именно на эту отрасль экономики страны.


Наука Албании

Начиная с середины 90-х годов минувшего столетия, наука Албании развивается в русле общеевропейского научного сообщества, и помимо целого ряда научных и образовательных учебных заведений основным центром развития этого процесса является Академия наук Албании, которая объединяет и координирует все связанные с этим процессы.


Искусство Албании, и ее литература

В первую очередь, в этом плане стоит сказать, что искусство Албании , которое более широко известно европейскому сообществу представлено литературными произведениями, созданными албанскими поэтами и прозаиками. Практически до начала XVII века албанская национальная литература существовала в двух основных ее видах. Первая из них представляла собой устный народный эпос посвященный такому национальному герою как Скендербега и его воинов соратников по борьбе с турецкими завоевателями. А так же в виде песенно-поэтического творчества лирических песен и баллад по структуре и сюжету являющихся своеобразным аналогом сербско-мусульманской песенной лирики.

Более самостоятельно литература Албании заявила о себе в середине XIX века, когда албанская диаспора, жившая в Италии по инициативе албанца Джироламо ди Рада начала издавать исторические эпосы о Скендербеге, а так же сборники албанских народных песен. Несмотря на то, что довольно длительное время страна находилась под воздействием прокоммунистического диктата Энвера Ходжи, современная литература Албании развивается довольно динамично. И среди современных албанских авторов, можно отметить такие имена писателей, как Якина Шкодра, Несимбея да Премета, которые пишут лирические произведения, а так же Пострина Фрашери современного албанского драматурга.


Кухня Албании

Национальная кухня Албании , страны Балканского полуострова впитала в себя лучшие традиции национальных кухонь тех стран и тех народов, с которыми албанцы долгие годы имели самые тесные связи. В частности это кухни Турции , Греции и славянских народов. С учетом этого их основой является два основных ингредиента, а именно мясо и овощи, которые по той или иной рецептуре превращаются в популярные национальные блюда Албании.


Обычаи и традиции Албании

Несмотря на то, что Албания и ее народ довольно продолжительное время жили в атмосфере тоталитарного режима Ходжи, большинство албанцев сохранили свои культурные традиции и национальные особенности, что на сегодняшний день особенно интересно тем, кто посещает эту страну в качестве туриста.

Особо поражает многих путешественников, то обстоятельство, что на небольшой территории такой страны, как Албания, культурные традиции того же свадебного обряда довольно существенно отличается у одного албанского селения, от того же обряда расположенного практически рядом. В этом, пожалуй, и есть основная особенность, того, что обычаи и традиции Албании довольно пристально изучаются европейскими этнографами.

Исходя из этого, наиболее интересно путешествовать по этой стране в осенний период, когда все эти обычаи можно наблюдать воочию, когда албанские семьи празднуют не только окончание сбора урожая, но и отмечают создание новых семей.


Спорт Албании

На сегодняшний день спорт Албания довольно широко представлена во многих популярных видах, в части которых Албания уже не один год выступает и на Олимпийских играх. Так в частности, Тирану на многих международных соревнованиях представляли албанские легкоатлеты, футболисты, а так же сборные команды по баскетболу.