Мантуя – что посмотреть за один день. Мантуя в италии Лучшие блюда и рестораны Мантуи

Город Мантуя изначально строился как оборонительный пункт: здесь очень удачное место для контроля путей из Северной в Центральную Италию. Жители Мантуи были надежно защищены как крепостными стенами, так и многочисленными болотами, в которых увязла не одна армия, пытавшаяся захватить город в обход единственного пути.

ОЗЕРНЫЙ ГРАД

За свою долгую историю Мантуя несколько раз оказывалась то среди новых русел рек, то среди топких болот, и в ее окрестностях образовались озера.

Итальянский город Мантуя расположен в довольно необычном месте. Как правило, градостроители сторонятся болот с их болезнетворной атмосферой, непригодной для проживания множества людей. Мантуя — исключение из правил.

Город обосновался на берегах реки Минчо, неподалеку от ее впадения в реку По. Мантуя с трех сторон окружена водой: в этом месте Минчо многократно изгибается, образуя новые русла, старицы и озера. Фактически город стоит на острове посреди болот, и такое местонахождение было выбрано специально.

Люди жили здесь со времен неолита 6-7 тыс. лет назад. На землях вокруг города обнаружены остатки многочисленных поселений. В дальнейшем этот край заселили этруски, основавшие город в VI в. до н. э. и назвавшие его в честь Мантуса — одного из богов подземного мира.

В III в. до н. э., когда Рим расширял границы своих владений, им была захвачена и Мантуя. Славу городу принес тот факт, что в 70 г. до н. э. неподалеку от него появился на свет Вергилий (70— 19 гг. до н. э.) — величайший поэт Древнего Рима, прозванный «мантуанским лебедем». В период падения Рима город неоднократно подвергался разрушениям германскими племенами.

До конца VI в. Мантуя была связана с Адриатическим морем рекой Минчо, но в 589 г. разлилась соседняя река Адидже, ее наводнение изменило окружающий ландшафт, русло Минчо отклонилось, и она стала притоком По.

В 603 г. город был завоеван лангобардами, затем стал резиденцией графов Тосканских (Каносса). Напоминание о тех давних временах — необычная на вид церковь-ротонда Сан-Лоренцо.

В XII в. скончалась последняя представительница рода графиня Матильда Тосканская и Мантуя добилась статуса независимой коммуны, что положило начало расцвету города.

Мантуя стала членом Ломбардской лиги — военно-торгового союза северо-итальянских городов, противостоявших Священной Римской империи. Столь мощное покровительство дало возможность мантуанцам провести мелиоративные работы на болотах и, не опасаясь нападения, построить множество прекрасных зданий. Горожане выкопали четыре огромных пруда, ставших линией обороны Мантуи: до наших дней сохранились три из них. Город оказался как бы на полуострове, добраться до него можно было только по узкому перешейку, и захватить было практически невозможно.

В XIII в. Мантуя оказалась в центре борьбы политических группировок гвельфов и гибеллинов и перешла во власть рода Бонакольси. Именно при них и были построены несколько заметных зданий Мантуи, сохранившихся до наших дней и сообщающих городу непередаваемое средневековое очарование.

В XIV в. род Бонакольси захудал и ему на смену пришел род Гонзага, чей двор стал самым блистательным в Европе. Гонзага были известными меценатами, давали заказы поэтам и художникам, при них в Мантуе начинал свой творческий путь сам Рубенс. В XV-XVI вв. Мантуя была одним из центров итальянского Возрождения. Правители Гонзага, хотя и были кондотьерами (фактически — главарями банд наемников), возвели все знаменитые городские замки, дворцы и сады.

В 1708 г. Мантуя была захвачена Австрией и находилась под ее властью вплоть до 1866 г., с перерывом в 1797— 1814 гг., когда ею владели французы.

В 1866 г. Мантуя вошла в состав Итальянского королевства.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ИДЕАЛ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В 2007 г. исторический центр Мантуи включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, так как в его планировке и застройке ярко выражено оптимистическое настроение итальянского Ренессанса.

Дни величия Мантуи миновали, и сегодня это небольшой город с богатой историей, привлекающей массу любителей старины.

В прошлом веке экономика города активно развивалась, как и вся экономика городов Севера , и сегодня здесь крупные промышленные предприятия — нефтехимический комбинат, машиностроительные заводы — соседствуют со старинными зданиями. Такое соседство вызывает большую озабоченность городской общественности, недовольной экологической обстановкой в городе.

Беспокойство горожан понятно: ведь туристы приезжают в Мантую, привлеченные в первую очередь ее историей, в том числе и культурной. Именно в соседней Вероне и Мантуе, куда выслали Ромео за смерть Тибальда, происходит действие трагедии Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»: «И мы пустились вскачь на лошадях из Мантуи сюда к ограде склепа...». А тут еще и знаменитый повеса, ловелас и куплетист Герцог, герой оперы Джузеппе Верди «Риголетто» — правитель Мантуи. И в 1607 г. композитор Клаудио Монтеверди дал в Мантуе премьеру оперы «Орфей» — при поддержке маркиза Гонзага.

Маркизы Гонзага были очень богаты и могли себе позволить такую роскошь, как покровительство лучшим зодчим Италии. По их заказу Леон Батиста Альберти (1404-1472 гг.), основоположник новой европейской архитектуры и выдающийся теоретик искусства эпохи Возрождения, построил церкви Сан Себастьяно и Сан Андреа, определившие основное направление в архитектуре кватроченто.

В церкви Сан Андреа покоится прах придворного художника герцогов Гонзага и самого оригинального художника Возрождения Андреа Мантеньи (около 1431-1506 гг.), оставившего после себя в городе несколько гениальных творений.

Другой великий архитектор и живописец—Джулио Романо (1492-1546 гг.), самобытный представитель искусства маньеризма — по заказу тех же Гонзага построил Палаццо Дель Те — роскошный дворец с фресками самого Романо и его учеников. Маркиз Федерико Гонзага был без ума влюблен в некую придворную даму, и все Палаццо-дель-Те задумано и выполнено как поэма любви. Здесь и зал Психеи со сценами брачного пира Психеи и Амура, и залы Солнца, Метаморфоз, Зодиака, Гигантов.

Свой средневековый облик сохранил фасад другого дворца — Палаццо Дукале, где совершенно случайно, в 1969 г., были открыты фрески по мотивам легенд о рыцарях короля Артура одного из наиболее выдающихся художников эпохи Возрождения Антонио Пизано, или Пизанелло (1395-1455 гг.).

Более поздние строения — Епископский дворец и кафедральный собор в стиле барокко. Основное здание собора было построено еще в начале XII в. От его прежней готической архитектуры уцелела только колокольня, а новый барочный фасад выполнен во второй половине XVIII в.

Самая старая из сохранившихся церквей города — ротонда Сан-Лоренцо, построенная из кирпича в виде круглого здания в романском стиле. У церкви странная судьба: маркизы Гонзага еще в 1579 г. закрыли ее для богослужений — так недолюбливали род Каносса. Потом здание служило то складом, то доходным домом. И только в начале XX в. ее реконструировали, и с 1926 г. здесь вновь проводятся службы.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАНТУИ

Культовые:

■ Церковь-ротонда Сан-Лоренцо (XI в.).

■ Ренессансные церкви Сан Себастьяна (1460 г.) и Сан Андреа (1472-1494 гг).

■ Мантуанский кафедральный собор (XII в., вторая половина XVIII в.).

Архитектурные:

■ Часовая башня (Торре-дель-Оролоджо, XVI в.).

■ Палаццо Дель Те (1525-1534 гг).

■ Делла Раджо-не (1250 г.).

■ Бролетто (1227-1273 гг) и Бонакольси (XIII в.).

■ Галерея и музей Палаццо Дукале (1290-1708 гг.).

■ Площади Пьяцца-делле-Эрбе и Сорделло.

■ Театр Биббиена (1767-1769 гг.).

Исторические:

■ Замок Сан-Джорджио (Святого Георгия, 1395-1406 гг.).

■ Дом Андреа Мантеньи (1476 г.).

■ Дом Джулио Романо (1544 г.).

Культурные:

■ Вергилиевская академия наук и искусств (1768 г.).

■ Манту-анская библиотека (1780 г.).

■ Памятник Вергилию (1927 г.).

■ В Мантуе сохранился дом самого архитектора Джулио Романо, где он жил, пока занимался выполнением заказов для маркизов Гонзага, причем уже существовавшее строение он перестроил в собственном характерном стиле.

■ Знаменитый мантуанский театр Биббиена в действительности довольно мал и вмещает всего 363 зрителя. В 1770 г. 13-летний Вольфганг Амадей Моцарт играл здесь концерт с невероятным успехом.

■ С 1997 г. в Мантуе происходит одно из самых значимых культурных событий Европы — Литературный фестиваль. В нем принимают участие авторы со всего мира — до 700 чел. Они читают лекции в исторических зданиях города в течение пяти дней.

■ Название Мантуя носят города и поселки в , и на .

■ Римский поэт Вергилий родился в деревеньке под Мантуей, которая существует и поныне, под названием Виргилио. В самом городе в 1927 г. был открыт монумент с бронзовой статуей Вергилия в сквере у набережной Минчо.

■ Мантуанская библиотека была основана во второй половине XVIII в. именным указом императрицы Марии-Терезии (1717-1780 гг).

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: Западная Европа, Северная Италия.
Дата основания: VI в. до н. э.
Административная принадлежность: провинция Мантуя, регион Ломбардия, Италия.
Административный статус: административный центр провинции Мантуя.
Язык: итальянский.
Этнический состав: итальянцы.
Религия: католицизм.
Денежная единица: евро.
Реки: Минчо и По.

Мантуя (Mantova) — столица провинции Ломбардия в Италии, а также просто необыкновенно красивый и величественный город, окруженный водой. Мантуя — город, в планировке и застройке которого воплотились основные идеалы итальянского Ренессанса.

Первоначально Мантуя находилась на острове. В 12 веке провели работы по изменению русла реки Минчо, и город оказался на полуострове. Озеро было разделено дамбами на три части: Lago Superiore, Lago Mezzo и Lago Inferiore. Мантуя постоянно как бы окутана легкой дымкой из-за повышенной влажности воздуха, что придает городу особую таинственную атмосферу.

В Мантуе происходит действие оперы Верди «Риголетто». Можно понять распутного герцога, постоянно пребывавшего в романтическом настроении в этом чудесном городе…

Один из самых известных памятников Мантуи — дворец Палаццо дель Те. Дворец построен в 16 веке учеником Рафаэля Джулио Романо. Романо расписал стены дворца фресками, до сих пор поражающими воображение.

Дворец Палаццо дель Те находится на окраине Мантуи. В эту поездку мы внутри дворца не побывали.

День был очень жаркий, прогулку по Старому городу мы начали вечером.

Старый город окружает крепостная стена. Вдоль стены — сплошная парковка, что очень удобно. Внутрь ведут несколько небольших проходов.

По улицам Мантуи достаточно тяжело идти. Улицы вымощены камнями, но кладка совсем не утоптана. Возможно, была произведена работа совсем недавно…

Покровителем Мантуи является Святой Ансельм, празднование Дня города ежегодно проходит 18 марта.

По мере приближения к центру города дома становятся выше и краше.

Исторический центр города Мантуи находится под защитой ЮНЕСКО.

Базилика ди Сант-Андреа занимает особое место в списке достопримечательностей Мантуи. Очень красивое здание постройки 15 века гармонично сочетает в себе несколько разных стилей — от готического до барочного.

Сант-Андреа — самый большой собор Мантуи, в нем хранятся Священные реликвии — вазы с кровью Христа, собранной из раны Спасителя римским легионером Лонгином.

Ежегодно в день Страстной пятницы в соборе Сант-Андреа проходит церемония открытия 12 ларцов, в которых в подземном склепе хранятся реликвии. Ключи находятся у церковных властей и администрации города Мантуя.

Затем непродолжительное время реликвии находятся у подножия статуи распятого Христа на левой стороне апсиды собора. Вечером проходит краткая процессия по городу, после чего реликвии вновь занимают свое место в ларцах в подземелье.

Рядом с Сант-Андреа находится ротонда Сан-Лоренцо — самая старая церковь Мантуи. Ротонда была построена в 11 веке и посвящена великомученику Лаврентию. Внешний и внутренний облик храма — почти копия храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Главный собор города (Дуомо ди Мантова) — базилика Святого Петра. Собор построен в конце 15 века, был неоднократно восстановлен после пожаров.

Palazzo della Ragione с часовой башней является частью комплекса дворцов и сооружений Палаццо Дукале.

Палаццо Дукале (Герцогский дворец) в Мантуе строился более 400 лет и включает множество строений. Представители правящей династии Гонзага постоянно расширяли свою главную резиденцию.

Общая площадь всех помещений Палаццо Дукале в Мантуе составляет свыше 34000 квадратных метров. Помимо этого в комплекс входит 15 садов и внутренних дворов. Дворец по своему богатству сравним с Ватиканом.

Дом Риголетто в Мантуе — искусственная достопримечательность, ведь по сюжету оперы шут жил за городом. Но туристам нравится.

Внутри дома Риголетто сейчас располагается туристическое агентство.

В 1978 году во дворе дома поставили бронзовую статую шута.

В Мантуе великое множество интересных сооружений, дворов, башен и галерей.

Мантую тоже не обошла стороной эпидемия строительства высоких башен в Средние века. Сохранилось их здесь очень мало. На фото — башня Torre della Gabbia.

Палаццо Дукале на закате солнца казался еще больше.

Самая старая часть дворца Палаццо Дукале — Кастелло ди Сан-Джорджо, замок Святого Георгия. Классический замок из сказок, окруженный водой.

Покидали Мантую мы утром, сняв на прощание панорамные снимки.

В этот необыкновенный город надо приезжать хотя бы на пару дней, чтобы осмотреть его как следует. Но в Италии таких мест немало, и на тщательный осмотр никогда нет времени…

До посещения Мантуи этот итальянский городок вызывал у меня ассоциации исключительно с Шекспиром, точнее с фразой из : «Я в Мантую послал факелоносца!»

Несмотря на то, что Мантуя у большинства россиян иначе, как с принудительной ссылкой Ромео, ни с чем больше не ассоциируется, город этот на самом деле — настоящий ларец сокровищ: маленький, но полный драгоценностей, как с исторически-культурной, так и с гастрономической точки зрения.

Начнем с небольшого даже не исторического, а географического экскурса. Изначально город располагался не на материке, как сейчас, а на острове в окружении озер и притока реки Минчо. В Мантуе, как и в Венеции, улицы соседствовали с каналами, которые позже были закрыты и преобразованы в мостовые.

Сейчас в городе всего один канал, но и он закрытый, зато озера никуда не делись, находятся на въезде в город и, когда проезжаешь мимо, они кажутся двумя огромными зеркалами, этакими водяными воротами Мантуи.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА: ЦЕНТР ГОРОДА

Несмотря на то, что первыми на озерах поселились этрусски и галлы, и именно здесь по преданию родился Вергилий, расцвет Мантуи пришелся на четырнадцатый-семнадцатый века, когда сеньорами мантуанского герцогства стало семейство Гонзага. Именно им Мантуя обязана таким количеством дворцов и замков, что город претендует на звание культурной столицы Европы в 2019 году. В принципе, про каждый дом Мантуи можно написать минимум пару предложений, но мы остановимся на основных достопримечательностях города.

CASTELLO DI SAN GIORGIO

Архитектором Castello di San Giorgio стал инженер Бартолино да Наварра. По его проекту мощные стены, украшенные, как и везде на севере Италии, знаками гибеллинов, обнесли рвом, наполненным водой из окрестных озер. Именно Замок Святого Георгия — первое, что видишь, въехав в город. Несмотря на то, совсем скоро замок стал использоваться не столько для оборонительных целей, сколько как место жительство Гонзага, а потому в XV веке к замку были достроены дополнительные помещения, а внутренние комнаты разукрасили фресками и картинами, — ров с водой и прочие атрибуты классической крепости сохранились тут и по сей день.

Сегодня замок Святого Георгия принадлежит даже не правительству Мантуи, а котам его населяющим, — толстых и хвостых тут водится даже больше, чем туристов, людей не боятся, но и гладить себя не дают.

ПАЛАЦЦО ДЮКАЛЕ

Вообще-то Дворец Герцогов (а именно так корректнее всего на русский язык перевести название Палаццо Дюкале) соединен с замком Святого Георгия, так что в принципе — это единый комплекс сооружений, принадлежавший сеньорам Гонзага, отстроившим настоящий город внутри Мантуи.

На фото: сад во дворе палаццо Дюкале

Дело в том, что семейство Гонзага местные жители не слишком жаловали, и сеньоры, опасаясь нападения со стороны мантован, старались без необходимости не выходить на улицы города, а свои дворцы обнесли внушительными стенами. Долгое время Палаццо Дюкале был закрыт для посещения туристов, но сегодня часть залов открыта для публики.

Итак, за стенами замка — роскошный сад, второй сад (подвесной) разбит на крыше первого этажа палаццо (совсем, как ).

Все комнаты и залы дворца сквозные и соединены друг с другом переходами, так что ни о какой приватности в жизни сеньоров Гонзага говорить не приходится. Из наиболее интересных и заслуживающих внимания залов: зал охотников с жутковатыми масками на потолке, зал зодиака с росписью в виде оживших созвездий, зал рек со статуями, сложенными из песчаника, зал-лабиринт с зашифрованной на потолке надписью: «Может, «Да», а, может, «Нет», а также галерея, фрески которой повторяют коридоры Ватикана.

Поскольку Гонзага не любили покидать свою обитель, в комплексе наличествует и домашняя церковь с таким родным для русского слуха называнием Санта-Барбара, правда, для посещения она закрыта. Зато можно увидеть внушительного размера постель герцогов, выписанную из Милана, каменную ванну и мраморную раковину, в которой представители аристократического семей принимали купались прямо на свежем воздухе.

ДОМ РИГОЛЕТТО

Напротив дворца находится дом Риголетто: именно по этому адресу проживал горбун — главный герой оперы Верди.

На фото: статуя Риголетто в Мантуе

Во дворе дома — бронзовая статуя Риголетто, а еще в этом же здании можно приобрести билет для массового посещения всех музеев города (стоит билет 15 евро).

PIAZZA SORDELLO

Одна стена Палаццо Дюкале полностью выходит на piazza Sordello . Площадь — удивительно красивая, но есть одно но, камни, которыми она вымощена, — настоящие булыжники, так что во время прогулки во вьятнамках подошвы ног испытывают невыносимые мучения.

На фото: гигантская брусчатка на piazza Sordello

Тут же на площади находится и Собор Святого Петра . Снаружи Дуомо Сан Пьетро ничего особенного не представляет, если не считать боковых вставок из красного кирпича, зато внутри храма можно провести ни один час и не только потому, что летом в базилике приятно-прохладно.

Изнутри купола собора украшены фресками, алтари — холстами Лоренцо Коста, а колонны храма выполнены из каррарского мрамора. В целом убранство собора настолько богатое, что может соперничать, к примеру, с Санта-Мария-Манджоре в Риме. Особого внимания заслуживает полотно Коста «Мученичество Святой Агаты», хотя, если честно — это не самый приятный христианский сюжет, ведь у Святой Агаты вырвали груди.

На фото: собор Сан-Пьетро в Мантуе

С другой стороны площади — Торре делла Габбиа (здание легко узнать по башне, долгое время бывшей самой высокой в городе), знаменито тем, что во времена Средневековья в железных клетках, прикрепленных к стене здания, публике показывались преступники.

По узким улочкам, мощеным уже не такими убийственными булыжниками, идем в центр города через галерею арок и попадаем на Пьяцца делле Эрбе — вторую главную площадь города. Тут находятся ротонда Сан Лоренцо — самая древняя церковь Мантуи, построенная в 1082 году по приказу Матильды ди Каносса. Кстати, обнаружили ее только в начале двадцатого века, после того, как снесли построенные на этом месте дома.

На фото: ротонда Сан Лоренцо в Мантуе

Практически вплотную к ротонде еще один дворец — палаццо Делла Раджоне , в основном внимание гостей города привлекает башня дворца с огромными астрологическими часами.

Ну и тут же находится базилика Сант’Андреа : красивое, но очень странное сооружение. Красивое, поскольку внутри ее интерьер — сплошь из золота, странная, потому что базилика входит в состав достроенного позже монастыря бенедиктинцев.

В результате получилось здание очень своеобразной формы, кажется, будто собор со всех сторон обложили гигантскими кубами-лего, а оттого даже найти вход в базилику получается не с первого раза. Также из интересных зданий, находящихся в центре Мантуи, хочется отметить дворец Торговцев. Палаццо делла камера ди коммерчо — не такое старое, как кажется на первый взгляд, возвели его лишь в 1913 году, однако оно представляет собой великолепный образец неосредневекового стиля.

На фото: Палаццо делла камера ди коммерчо

PALAZZO TE: ВНЕ ГОРОДСКОГО ЦЕНТРА

В отдалении от центра Мантуи находится Palazzo Te — еще один дворец Гонзага, построенный по проекту ученика Рафаэля Джулио Романо в шестнадцатом веке. Дворец внешним видом напоминает скорее виллу, окружен пышным садом, а стены облицованы блоками необработанного камня.

Внутри дворца — фрески и богато расписанные потолки, особенно можно выделить зал Лошадей: своды украшены резными панелями с греческими орнаментами, стены также декорированы панелями с изображением лошадей — любимых животных рода Гонзага. Еще из любопытного — зал Ветров и Зодиака, где в шестнадцати медальонах изображены знаки зодиака, а также фигуры Богов и Стихий.

Ну и, конечно, особого внимания заслуживает зал Амура и Психеи в помещении, предназначенном для банкетов. Вход сюда, что называется, только для взрослых, потому что сцены любви Амура и Психеи изображены со всеми порнографическими подробностями.

На фото: зал Амура и Психеи в Палаццо Те

В Палаццо Дюкале тоже есть зал Амура и Психеи, но там все чинно-благородно и без позиций из Камасутры. Кстати, говорят, художник по просьбе заказчика придал действующим лицам порно-фрески схожесть с членами благородных семейств Италии, так Психея — воплощение Боскетти, а Венера — Изабелла д’Эсте (мать герцога).

ШОПИНГ

Все главные магазины Мантуи расположены на улице, ведущей к Пьяцца делле Эрбе прямо под сводами арок. Тут и MaxMara со Sportmax, и бьюти-бутик Chanel, и множество мультибрендовых магазинчиков, торгующих в основном обувью. Из исконно итальянских брендов хочется отметить бутик Sandro Ferrone — римская марка, выпускающая туники, комбинезоны, обувь и платья, напоминающие по стилю MaxMara. Вещи высокого качества, но стоят в разы дешевле, чем у именитых соседой: от 50 до 120 евро.

На фото: витрина бутика Sandro Ferrone

Также близ Мантуи находится классическая аутлет-деревня Fashion District со 110 магазинами разной ценовой категории: от Bottega Veneta до Calzedonia и Adidas. Скидки: от 30 до 70 %, часы работы магазинов: с 10.00 до 20.00. Официальный сайт: , на нем же можно заказать трансфер в деревню-аутлет и обратно.

ГАСТРОНОМИЯ

После визита в Мантую место ссылки Ромео ассоциируется у меня исключительно с тортеллини, и это несмотря на то, что родиной этого вида пасты, представляющего собой итальянскую вариацию на тему наших любимых пельменей, считается соседний регион Эмилия-Романия.

По легенде своей формой тортеллини должны повторять форму пупка Венеры (или по другой версии форму пупка любовницы повара, придумавшего этот сорт пасты), но с тех пор много воды утекло, так, к примеру, классические тортеллини с тыквой (традиционное блюдо Мантуи) имеют форму квадрата. Начинка пасты: смесь вареной тыквы, соленого пармезана, горчицы, мускатного ореха, а также рикотты или ликера амаретто. Кстати, изначально этот вид тортеллини был традиционным угощением, подающимся в Сочельник, — накануне Рождества католическая церковь не рекомендует есть мясо.

Кстати о мясе, точнее об antipasti. В Мантуе в свободной продаже и практически в любой мясной лавке можно обнаружить кулателло — мясной деликатес наподобие ветчины, для приготовления которого требуется 36 месяцев. Также любителям всевозможных колбас рекомендуется попробовать salame mantovano — салями в белой оболочке из свинины с добавлением чеснока, крупной соли и перца, вялится колбаса от трех до шести месяцев в зависимости от размера.

Также из местных специалитетов — ciccioli mantovani — зажаренный свиной жир, очень напоминающий наши российские шкварки, изначально был блюдом окрестных деревень, но с течением времени прижился и в городе.

Подают мясные блюда с мостардой — соусом из фруктов, маринованных в горчице или сиропе. Хотя выглядит мостарда словно сладкий джем, на вкус она больше напоминает васаби, а потому употреблять горчицу следует аккуратно.

Самая знаменитая местная сладость — sbrisolòna, торт, тесто которого состоит из белой, желтой муки и сахара в равных долях, куда потом добавляют масло, желток и миндальную крошку.

Торт очень твердый, его невозможно разрезать, поэтому сладость разбивают на куски ударом кулака. Получившиеся кусочки, на вкус напоминающие миндальное печенье, едят, макая в белое вино.

Мантуя даже для богатой на достопримечательности Италии является уникальным творением человеческих рук. Неслучайно весь исторический центр города, включая площади, строения, улицы внесен в список ЮНЕСКО, как единая уникальная ценность. Ветры истории не смогли изменить индивидуальность Мантуи. А люди сделали все возможное, чтобы сохранить как можно дольше этот прекрасный город.

Его описывал Вергилий, упоминал Верди в «Риголетто». Ромео волею Шекспира был сослан сюда после поединка с Тибальдом. Такая слава неслучайна. Мантуя или Мантова, как называют ее итальянцы, еще во времена ренессанса была признана культурной столицей Италии. Кстати, в 2019 году именно этот город заявлен Италией на звание культурной столицы Европы.

Мантуя расположена на берегу реки Минчо. Когда-то она вообще находилась на острове между озерами и рекой, напоминая своими пейзажами Венецию. Но часть озер была осушена, каналы засыпаны. Оставили один, для полноты ассортимента достопримечательностей, наверное. Чтобы уж точно иметь в одном месте все возможные красоты и редкости. Два прекрасных озера у въезда в Мантую тоже сохранены.

Гонзага – покровители Мантуи

В 1328 году Луиджи Гонзаго победил забытого историей предшественника и на долгие века сделал свой род наследными правителями Мантуи. У знаменитого семейства было немало своих «скелетов в шкафу». Кто же из власть имущих в Средние века не занимался интригами, не отправлял неугодных родственников в монастыри и на тот свет. Герцоги Гонзаго не составили исключения. Но для города они стали настоящими радетелями, меценатами, бескорыстными покровителями.

Каждые следующие представители семейства одной из главных своих жизненных задач считали укрепление и расцвет Мантуи. Кроме привлечения к строительству города лучших архитекторов, творцов, строителей, они сделали его центром культуры и искусства. По сути, они стали законодателями художественных пристрастий, моды и даже нравов своего времени. Быть вхожим в мантуанский двор считалось престижным для всей Европы.

Понятно, что такое влияние стало возможным после укрепления политических позиций. Умные и дальновидные Гонзага роднились с представителями влиятельных семейств австрийской, византийской династии, установили дипломатические отношения со Священной Римской империей, Венецианской Республикой, с Папой Римским. В Герцогском Дворце – главной достопримечательности Мантуи, есть зал, украшенный портретами представителей рода. 13 епископов, 14 кардиналов, есть даже свой святой, утвержденный в этом звании Папой Римским. Достойный список. Один из портретов, на котором изображено семейство в своем составе на начало XVII столетия, принадлежит кисти самого Рубенса.

Благодаря искусному политическому лавированию правителей, Мантуя до XVIII века была единственным независимым городом. Потом, после очередных войн за главенство и территории, город был присоединен к Австрийскому королевству. Спустя время в нем «похозяйничал» Наполеон. Затем опять Австрия. На этом процветание Мантуи завершилось. Лишь в 1866 году она вошла в состав Италии.

Последующие политические бури тоже оставили след на ее облике. Но Италия сделала все возможное, чтобы восстановить, улучшить и сохранить прекрасное лицо города. Забавный факт: периодически в городской мэрии работают представители рода Гонзага. А его главе предоставляется право открытия ежегодного Мантуйского фестиваля в Италии.

Прелестная Мантуя

Город настоль гармоничен, что создает впечатление шкатулки сокровищ. Герцоги Гонзага, их многочисленные вассалы при строительстве жилищ стремились превзойти все европейские дворы. Многим это удалось. Дворцы и замки Мантуи уникальны настолько, что часто не дают возможности сравнения. У каждого здания в городе есть своя интересная история и свой колорит. Даже коротко рассказать обо всем, заслуживающем внимания, просто невозможно. Многочисленные туристы составили свой рейтинг топ-достопримечательностей.

Палаццо Дукале или Герцогский Дворец. Принадлежал он, естественно, семейству Гонзаго. И был в те времена самым большим в Европе. Сейчас величественное сооружение впечатляет не меньше. Это не одно, а целый ансамбль зданий, включающий крепость, базилику и сам дворец, насчитывающий 500 залов.

Как многие знаменитые постройки средневековья, эта достопримечательность города строилась не одно столетие. Отсюда смешение разных стилей, но сделанное мастерски, с соблюдением гармонии и красоты. Соединяют помещения красивые переходы, коридоры, галереи, внутренние дворики и сады. Интерьеры залов и помещений украшены ценнейшими произведениями культуры того времени. Здесь представлены работы Леонардо да Винчи, Донателло, Андреа Мантенья, Джулио Романо. Сохранились даже незаконченные фрески Пизанелло, интересные тем, что на них оживают страницы легенд о славном короле Артуре.

Кафедральный собор, находящийся на площади Сорделло прямо напротив Палаццо Дукале. Собор не впечатляет размерами, но настолько необычен снаружи! Особенно если обходить его, наблюдая резкую смену архитектурных стилей. Романский стиль сменяется готикой, стены из красного кирпича – многоцветным мраморным фасадом в стиле барокко, стрельчатые окна и шпили – строгими капеллами. Внутренние нефы и алтари собора украшены бесценными фресками, полотнами Франческо Коста, колоннами из каррарского мрамора. Роскошный и величавый – так можно охарактеризовать величественное сооружение, знаменитое на всю Италию.

Необычная архитектура, богатое внутренне убранство выделяют из общего ряда достопримечательностей Мантуи Базилику Сант’Андреа. Вначале на месте храма был бенедиктинский монастырь. В XV веке, взяв за основу самую красивую часть сооружения, архитектор Альберти спроектировал будущий шедевр. Увы, сам он не смог реализовать свои планы, а его ученики воплотили в жизнь лишь часть проекта. В общем, как большинство средневековых дворцов, здание стало долгостроем. Но нет худа без добра: каждые последующие зодчие вносили свои изюминки в создание шедевра.

Палаццо дель Те притягивает как магнит всех, кто хоть раз о нем слышал. Творение любимого ученика Рафаэля Джулио Романо считается эталоном маньеризма – стиля манерного, изощренного, своеобразного. Романо был сыном своего века и вложил в этот дворец все свое творчество, вдохновение, талант. В средствах его не ограничивали. Правящий в тот период Федерико Гонзаго процветал, и для полного счастья ему не хватало лишь специального помещения для развлечений и пиршеств.

Джулио Романо создал неповторимое произведение искусства. Причем необычная достопримечательность была возведена всего за полтора года. В течение последующего десятилетия интерьеры украшались и пополнялись все новыми шедеврами. Залы Гигантов, Амура и Психеи, большой Лошадиный зал оформлены фресками, над которыми трудился сам Романо. Красочные, зачастую пикантные сюжеты, богатство деталей, роскошь декора дают представление о фривольности и свободе нравов того времени. Колоссальные размеры фрески «Низвержение титанов» и своеобразный натурализм произведения просто ошеломляют!

Но кроме старинных достопримечательностей стоит познакомиться еще с одной – музеем Тацио Нуволари. Легендарный гонщик прославил родной город. У него даже прозвище было «Летающий Мантуанец». В 20-х годах прошлого века он стал звездой автогонок и навсегда остался гордостью Мантуи и всей Италии.

Мантуя – культурная столица Италии в 2016 году. Таким лозунгом встретил нас городок на берегу реки Минчо, который, хоть и относится к региону Ломбардия, напомнил мне Венето. От Венеции здесь вода, окружающая Мантую почти со всех сторон, а от родины самоотверженных шекспировских влюбленных – Вероны – романтика. Ведь здесь есть свои Ромео и Джульетта, которые жили в Эпоху Неолита…

Впрочем, когда-то Мантуя совсем походила на Венецию, так как полностью стояла на воде, а внутри города проходили каналы. Однако постоянные паводки разрушали город, и одно из четырех озер, окружавших его, было осушено. Из-за повышенной влажности и сейчас по утрам Мантую обволакивает непроглядный туман.

«Не волнуйтесь, часов в 11-12 выходит солнце», - заверила нас девушка на стойке регистрации в отеле с непривычным моему уху акцентом. Так и случилось. Сквозь серое небо к полудню начало просвечивать солнце: каррарский мрамор, из которого сделан фасад Кафедрального собора Мантуи заблистал, как будто его хорошенько начистили, на главную площадь высыпали туристы, а у озера появились пернатые обитатели Мантуи.

Переберитесь на противоположный от центра берег реки, чтобы увидеть очертания города.



Дворец Те

Практически все достопримечательности Мантуи сосредоточены в одном месте. Так, что если вы встанете у одной из них, то недалеко увидите другую. Особняком стоит лишь Дворец Те (Palazzo Te) – огромная вилла, выполненная в стиле маньеризм.

Человеку, знающему итальянский язык, может показаться, что название Палаццо Те в Мантуе каким-то образом связано с чаем (te – «чай»). Но это не так. Просто несколько веков назад на этом месте был небольшой речной остров Тейето . От него и получил свое название дворец. Служивший загородным домом для праздничных приемов принца Федерика II Гонзага, теперь Палаццо Те является музеем. Цена билета – 12 евро, для детей старше 11 лет и студентов – 4 евро.

Орлиные ворота

Прежде чем приблизиться к Дворцу Те, вы, наверняка, заметите две арки, на вершинах которых восседают орлы. Это Орлиные ворота (Portali delle Aquile), которые в начале 19-ого века спроектировал болонский архитектор Джованни А. Антолини. А вот хищных птиц на них «усадил» веронец Гаэтано Муттони.

Цена за парковку в Мантуе – 1 евро в час. Если вы хотите припарковаться на весь день, то выбирайте тариф giornalier o – 5 евро. Напротив Парка науки есть бесплатная парковка.

Площадь трав

Чуть ли не в каждом итальянском городе есть (или была) так называемая «площадь трав» - Piazza delle Erbe. Это площадь, на которой когда-то проходила торговля специями, овощами, фруктами (отсюда и erbe ) и не только. В Мантуе на Piazza delle Erbe и соседней с ней Piazza Mantegna сосредоточено сразу несколько памятников:

  • Дворец Разума (Palazzo della Ragione) с часовой башней Torre dell’Orologio – место, где десять веков назад собирались старейшины города, чтобы разрешить споры между его жителями. Башня с огромными часами, которые, между прочим, до сих пор работают исправно – показывают время, месяц и фазы луны – появилась рядом с Дворцом в 15-м веке.

На первом этаже самого Палаццо сейчас находятся рестораны. Ближе к обеду их работники начинают предлагать прохожим купоны со скидкой, но, как показывает практика, лучшие итальянские рестораны всегда хорошо спрятаны от глаз Ниже я расскажу вам, где покушать в Мантуе.

  • Ротонда святого Лаврентия (Rotonda di San Lorenzo) – одна из самых древних достопримечательностей Мантуи. Церковь круглой, формы появилась на этом месте в 1083-м году, но считается, что некоторые ее части существовали еще в 4-м веке. Так или иначе, долгое время Ротонда оставалась главной городской церковью, пока один из герцогов Гонзага не решил закрыть ее в 16-м веке. Заброшенная, почти разрушенная, она простояла вплоть до 1900-х годов, когда ее наконец-то отреставрировали и снова открыли для церковных служб.

  • Базилика святого Андрея (Basilica di Sant"Andrea) – необычайно большая для такого маленького города церковь. Большая не только из-за размера, но и из-за своего назначения: в ней хранится сосуд с кровью Христа! Говорят, что принес его сюда римский стражник, пронзивший копьем бок распятого Христа – Лонгин Сотник. Позже Лонгин с другими воинами остались сторожить гробницу Спасителя и собственными глазами увидели, как он воскрес, с того же момента уверовав в Бога.

Площадь Сорделло

Несмотря на значимость Базилики святого Андрея в христианской религии, Кафедральным собором Мантуи выбрали другой храм. Дуомо (так итальянцы называют главные городские церкви) – Duomo di Mantova – стоит на площади Сорделло (Piazza Sordello).

Здание собора – сборная солянка Это объясняется тем, что церковь не раз перестраивалась, к ней добавлялись элементы, которые (естественно) выполняли в стиле, популярном на тот момент. Фасад базилики сделан из каррарского мрамора – одного из самых ценный в мире. Кстати, я однажды побывала в горах, где его добывают, и обязательно об этом расскажу!

В воскресенье напротив Кафедрального собора Мантуи вы застанете блошиный рынок. Если любите вещи с историей, здесь есть чем поживиться: сумки, украшения, кофейные сервизы... Но даже если вы не собираетесь ничего покупать, то можете просто поностальгировать. Я, например, нашла 200-рублевую купюру из детства




Свое название площадь Сорделло получила благодаря родившемуся здесь хитрецу. Поэт и музыкант Сорделло похитил жену правителя Вероны и скрывался с ней во Франции. Впрочем, та не была против и вообще славилась своим распутством. Об истории этой парочки другие трубадуры сложили песни, а Данте поместил персонажа Сорделло в свою «Божественную комедию».

Герцогский дворец

Кроме Дуомо на площади Сорделло вы увидите Герцогский дворец (Palazzo Ducale). Как вы уже поняли, герцоги Мантуи носили фамилию Гонзага. Видимо, они любили похвастать своим богатством, если построили себе резиденцию в 34 тысячи квадратных метров, которая по своему богатству может тягаться разве что с Ватиканом.

Сейчас в огромном мантуанском дворце находится комплекс музеев. Если хотите выжать из поездки максимум, то приобретите Mantova Card за 20 евро. В ее стоимость входит посещение комплекса Палаццо Дукале (если покупать билет отдельно, то он обойдется в 12 евро), посещение уже упомянутых Дворца разума и Дворца Те и еще нескольких объектов в Мантуе и близком к ней городе Саббионета. Действует такая карта 72 часа – достаточно, чтобы увидеть оба города.

Влюбленные Мантуи

В отличие от Ромео и Джульетты, доказательств о реальном существовании которых нет, влюбленные Мантуи (Amanti di Mantova) самые что ни наесть настоящие. По крайней мере, были такими этак 6000 лет назад. Два обнимающихся скелета, мужской и женский, нашли в 2007 году в Вальдаро, квартале города Мантуя. На момент захоронения парню было 18-22 года, девушке – 16-20.

Дом Риголетто

Я шут, я… Риголетто! Дом придворного шута Риголетто – ни что иное как приманка для туристов. Ну, вроде, как балкон Джульетты в Вероне или дом Колумба в Генуе. Риголетто – персонаж одноименной оперы Джузеппе Верди. Он же прототип реально существовавшего шута Трибуле, который веселил французского короля Франциска I, а значит, жил во Франции! Пьесу «Король забавляется» об этих двух исторических персонажах написал Виктор Гюго, но цензура отчего-то не позволила использовать их в написанной по мотивам пьесы опере. Поэтому французский король неожиданно для всех превратился в герцога Мантуи, тоже не святого, а шут Трибуле – в Риголетто.

История какая-то совсем печальная, несмотря на то, что ее главный герой – шут. Короче, жил-был в Мантуе один развратный герцог, а его шут, зная о пристрастиях господина, тщательно прятал от него свою дочь Джильду. Но, видимо, не очень хорошо прятал… Переодетого в студента, красавца-герцога Джильда все-таки встретила, да еще и поддалась его сладостным обещаниям. Риголетто, узнав обо всем, решил отомстить за позор дочери и нанял убийцу для обостителя. Только вот бедолага не учел того факта, что Джильда была влюблена в герцога. Она решила пожертвовать собой ради спасения его жизни. Девушка нарядилась в мужские одежды, и наемник убил ее, а труп в мешке принес Риголетто… Теперь в доме Риголетто находится туристический офис, где можно взять карту города. А в его внутреннем дворике стоит статуя грустного шута.

Площадь Вергилия

Начнем с того, что Вергилий, он же «мантуанский лебедь», был древнеримским поэтом. В его родном городе – Мантуе – есть площадь, названная его именем – Piazza Virgiliana. Во время правления Гонзага, а это 14-18 века, на этом месте был небольшой порт. Теперь же это парк, украшенный монументом из уже знакомого нам каррарского мрамора.

Многие улицы и площади в Мантуе вымощены камнями – на время путешествия отложите свои красивые шпильки



Церковь Мадонны землетрясения

Соглашусь, это необычное название для церкви. Объясняется оно тем, что в Мантуе действительно произошло землетрясение в 1693 году. Горожане, почувствовав толчки, начали просить Богородицу о защите, и кажется, что она их услышала. Толчки прекратились, а в 1754-м на площади Каносса (Piazza Canossa) появилась Церковь Мадонны землетрясения (Chiesa della Madonna del Terremoto).

Замок святого Георгия

Замок святого Георгия (Castello di San Giorgio), построенный в начале 15-ого века, это часть все того же Герцогского Дворца. Но я предлагаю вам обойти уже знакомую нам площадь Сорделло с ее достопримечательностями и выйти за пределы исторического центра Мантуи, к реке Минчо. С этого ракурса замок кажется просто громадиной.

Жаль, что нам не удалось увидеть главное его достояние – Супружескую комнату (Camera degli sposi) – туда не пускали с собакой Художник Андреа Мантенья расписал стены и потолок этой комнаты, чем прославил свое имя на века. Еще бы! В то время люди понятия не имели о том, что такое 3D Вот вам картинка из интернета, чтобы вы понимали, как выглядит Супружеская комната.

Парк науки

Вдоль набережной Минчо есть местечко, где можно погулять и поучиться одновременно – Парк науки (Parco della Scienza). Малыши и взрослые могут пообщаться со своим эхо через длиннющую трубу, посмотреть, как несколько линий «превращаются» в треугольник, если взглянуть на них под правильным углом, и отыскать разные профили в одной и той же картинке. Вот что вы, например, увидели на этих изображениях?

На первом спрятались пожилой мужчина и двое влюбленных, а во второй молодая девушка и старуха. Смогли разглядеть? Пишите в комментариях!

Что и где поесть в Мантуе?

Как обещала, раскрываю секреты, где можно вкусно полакомиться в городе Мантуя. Ресторан Giallо Zucca (рейтинг 4,5/5 в Google) находится по адресу Corte dei Sogliari, 4. Название, видимо, связано с любимым литературным жанром хозяина заведения – «giallo» в Италии называются детективы, а их в заведении уйма. А «zucca» - то есть тыква – тут, скорее всего, оттого, что этот овощ жители Мантуи используют в местной кухне.

Обед или ужин в Giallо Zucca обойдется вам в 30-40 евро, если брать первое, второе и десерт. Плюсуйте к этому плату за сервис – coperto – 2,50 евро на человека. Меню тут меняется каждый месяц, но всегда есть традиционные мантуанские блюда. Как, например, tortelli di zucca al burro, salvia e grana padano – пельмешки с тыквой, сливочным маслом, шалфеем и сыром местного производства «Грана Падано». Или рассыпчатый пирог sbrisolona

Мантуя поражает своим спокойствием и невозмутимостью. Утром город покрыт туманной дымкой, но это его не только не портит, но и придает шарма. А прохожим дарит умиротворение. Если вы когда-нибудь окажитесь в тяжелой ситуации, и на душе заскребут тигры, просто приезжайте сюда на неделю-другую. Обойдется дешевле, чем поход к психотерапевту, поверьте