Раздел II. Организация использования воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства Раздел I. Общие положения

Кафедра технической эксплуатации

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО

ПРОСТРАНСТВА

1.1. Структура воздушного пространства

Организация ВП – это установление оптимальной структуры ВП в целях обеспечения его эффективного использования. Напомним, что под термином «оптимальная структура» понимается установление структуры в соответствии с выбранными критериями при наличии определенных ограничений.

В основу построения структуры ВП положены критерии экономичности и регулярности ВД при обязательном обеспечении заданного уровня безопасности полетов (БП). То есть в данном случае критериями оптимальности являются экономичность и регулярность полетов ВС, а к ограничениям относятся требования по обеспечению БП. Однако в настоящее время структура воздушного пространства РФ не соответствует современным требованиям и поэтому в Концепции и Программе сформулированы требования по изменению структуры ВП в РФ. В качестве основного критерия должны быть заложены требования по БП при ограничениях, связанных с экономичностью и регулярностью полетов ВС.

♦ метод обслуживания ВД (диспетчерское, полетно-информационное, консультативное, аварийное). Отметим, что в РФ применяется диспетчерское обслуживание ВД;

♦ правила выполнения полетов;

♦ летно-технические характеристики эксплуатируемых ВС;

♦ интенсивность полетов и вид ВД (регулярное или нерегулярное);

♦ тактико-технические характеристики радиотехнических средств обеспечения полетов и УВД;

♦ снижение до минимума числа передач управления ВС со стороны служб УВД;

♦ возможности диспетчерского состава как звена системы УВД по обслуживанию ВД;

♦ физико-географические и метеорологические особенности местности, административно-политические границы, в том числе и границы государств.

Обратим внимание, что по мере реализации концепции ИКАО CNS/ATM в РФ последний фактор постепенно будет утрачивать свое значение из-за повсеместного внедрения спутниковых систем навигации и УВД.

Собственно, структура ВП – это совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскостях элементов ВП, предназначенных для организации и использования воздушного пространства (ИВП).

В общем случае структура ВП включает в себя следующие элементы:

♦ зоны и районы ЕС ОрВД;

♦ ВП приграничной полосы;

♦ районы аэродромов и аэроузлов;

♦ воздушные трассы и местные воздушные линии (МВЛ);

♦ маршруты полетов ВС;

♦ спрямленные воздушные трассы;

♦ воздушные коридоры пролета границы РФ;

♦ коридоры входа (выхода) на воздушные трассы;

♦ специальные зоны полетов ВС;

♦ запретные зоны;

♦ зоны ограничений полетов;

♦ опасные зоны;

♦ районы полигонов;

♦ районы взрывных работ;

♦ районы противоградовых стрельб;

♦ районы авиационных работ;

♦ специальные районы;

♦ другие специальные элементы ВП, устанавливаемые для осуществления деятельности в ВП.

Среди приведенного перечня элементов ВП, определенных федеральными авиационными правилами (ФАП), выделим наиболее существенные для деятельности гражданской авиации (ГА).

К ним относятся:

♦ воздушная трасса – установленное ВП над поверхностью земли в виде коридора шириной 10 или 20км, по которому выполняются регулярные полеты. Это ВП обеспечено аэропортами и наземными техническими средствами;

♦ маршрут вне воздушных трасс – воздушный коридор для выполнения воздушных полетов;

♦ район аэродрома – ВП над аэродромом и прилегающей к нему местностью;

♦ зона специальных полетов - ВП, необходимое для решения специфических задач авиацией каждого ведомства, например, зона испытательных полетов;

♦ запретная зона – ВП, в котором полеты авиации всех ведомств запрещены.

Указанные элементы структуры ВП входят как составные части в районы УВД. Зоны УВД, как правило, значительных размеров, объединяют несколько районов. Районы УВД имеют различную конфигурацию, определяемую, прежде всего, направлением основных потоков ВС и размещением аэропортов с интенсивным ВД.

Границы элементов структуры ВП устанавливаются по географическим координатам и высотам. Они указываются в соответствующих инструкциях и публикуются в документах аэронавигационной информации.

Воздушное пространство подразделяется на нижнее и верхнее с границей между ними – высотой 6100м (ее относят к верхнему ВП).

По высоте выполнения полетов в ВП выделяются:

♦ предельно малые высоты – от 0 до 200 м включительно над рельефом местности или над водной поверхностью;

♦ малые высоты – свыше 200 м до 1000 м включительно;

♦ средние высоты – свыше 1000 до 4000 м включительно;

♦ большие высоты – свыше 4000 м до 12000 м включительно;

♦ стратосфера – свыше 12000 м и до стратопаузы включительно.

При полете ВС должны выполнять нормы эшелонирования, которые будут рассмотрены ниже в соответствующем разделе.

В верхнем воздушном пространстве полеты выполняются только по правилам полетов по приборам (ППП), а в нижнем – по ППП и правилам визуальных полетов (ПВП). Сами ППП и ПВП будут более подробно рассмотрены ниже. Часть нижнего ВП ниже высоты второго безопасного эшелона (в равнинной местности 1200 м) выделяется для полетов ВС на МВЛ. Понятие эшелона будет подробно рассмотрено ниже.

Помимо зоны полетов на МВЛ, в район УВД входят воздушные трассы, маршруты вне трасс, районы аэродромов, зоны специальных полетов. Воздушные трассы и маршруты вне трасс проходят в верхнем и в нижнем ВП. Районы аэродромов зоны специальных полетов ВС находятся, как правило, в нижнем ВП. При этом верхняя граница районов аэродромов в большинстве своем составляет м, а радиус 50-100 км. Эти размеры районов аэродромов определяются прежде всего летно-техническими данными эксплуатируемых ВС, направлениями подхода воздушных трасс к аэродрому, схемами предпосадочных маневров, тактико-техническими характеристиками радиотехнических средств обеспечения полетов (РТОП) и связи (С) (т. е. РТОП и С), числом и направлением взлетно-посадочных полос (ВПП), а так же специфическими особенностями района, связанными с базированием авиации различных ведомств, его физико-географическими, метеорологическими и другими особенностями.

При близком расположении нескольких аэродромов ВП над ними объединяется в район аэроузла. В районе аэродрома (аэроузла) организуются воздушные коридоры, зоны взлета, посадки и ожидания.

Воздушный коридор – часть ВП, в котором ВС снижаются и набирают высоту.

Зона взлета и посадки – ВП от уровня аэродрома до высоты второго безопасного эшелона полета включительно. Размеры этой зоны определяются летно-техническими характеристиками ВС, эксплуатируемых на данном аэродроме, возможностями средств РТОП и С, схемами захода на посадку и специфическими особенностями района аэродрома. Как правило, границы зоны взлета посадки удалены от аэродрома на 25-30 км. В данной зоне особо выделяется предпосадочная прямая, ориентированная вдоль оси ВПП. Размеры этой прямой определяются посадочными характеристиками самолетов, характеристиками радиотехнических и средств посадки, установленной для данного аэродрома безопасной высотой полета в зоне взлета и посадки и правилами полетов (инструментальный или визуальный заход на посадку).

Предпосадочная прямая удалена от торца ВПП до 15-20 км и ограничена высотой 400-600 м от уровня аэродрома. Если экипаж ВС по каким-либо причинам не посадил ВС с первого захода, то ВС уходит на второй круг, т. е. движется по специальному маршруту в зоне круга. Если ВС не разрешено движение по маршруту захода на посадку из-за временной занятости или неготовности ВПП, то ВС направляется в зону ожидания, предназначенную для ожидания разрешения захода на посадку в районе аэродрома. Эти зоны располагаются либо непосредственно над аэродромом, либо на удалении в 50-100 км от него.

Районы УВД и аэродромов с высокой интенсивностью ВД разделяются на секторы управления, которые также являются элементами ВП.

Все перечисленные выше элементы ВП в обязательном порядке должны иметь ограниченный объем, т. е. четко определенные пространственные границы, из чего следует, что любой элемент ВП может пропустить через себя в определенные отрезки времени ограниченное число ВС.

1.2. Правила использования воздушного пространства

Выше было отмечено, что организация ВП есть установление рациональной (оптимальной) структуры ВП в целях обеспечения его эффективного использования. Понятие «оптимальная структура» было рассмотрено выше, а здесь более подробно остановимся на понятии «эффективное использование». В соответствии с определением, приведенном в стандартах Международной организации по стандартизации (ИСО), эффективность – связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Здесь подразумевается эффективность устройства, системы, процесса и т. д. В нашем случае рассматривается эффективность процесса использования воздушного пространства. Отметим, что под термином «ресурсы» могут пониматься людские ресурсы (т. е. каким количеством персонала обеспечивается данный процесс), временные ресурсы (т. е. сколько времени уходит на ту или иную операцию данного процесса), финансовые ресурсы (т. е. во сколько обходится, с финансовой точки зрения, та или иная операция данного процесса) и т. д. В ситуации рассмотрения процесса использования ВП в качестве конечного (достигнутого) результата следует принять пропускную способность элемента ВП при соблюдении требований БП. Напомним, что пропускной способностью элемента ВП называется максимально допустимая интенсивность ВД, которая в свою очередь определяется числом ВС, проходящих через определенные сечения ВП в единицу времени (например, число ВС, пересекающих границу района УВД в течение часа). Понятие «максимально допустимая» определяется требованиями БП. Здесь же отметим, что плотностью ВД называется число ВС, одновременно находящихся в единице объема (площади) ВП, т. е. находящихся одновременно под управлением диспетчера УВД. Рост плотности ВД приводит к увеличению числа опасных сближений, т. е. к ситуациям, когда ВС подходят друг к другу ближе установленного нормативами расстояния.

Таким образом, эффективное использование ВП должно заключаться в обеспечении максимально возможной пропускной способности данного элемента ВП при заданных ограничениях на временные ресурсы (время загрузки диспетчера УВД), на ресурсы по плотности ВД в данном элементе ВП (требования по БП) и т. д. Соответственно решение задачи эффективного ИВП должно основываться на неукоснительном выполнении правил использования ВП.

Само использование ВП включает деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в ВП различных материальных объектов (ВС, ракет, дельтапланов и т. д.), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, проведение взрывных работ и т. д.), которая может создавать помехи движению в ВП.

Для обеспечения выполнения всех видов деятельности по ИВП без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам необходима организация ИВП, т. е. обеспечение безопасного, экономичного и регулярного ВД, а также другой деятельности по ИВП, включающей в себя:

♦ установление структуры ВП;

♦ планирование и координирование ИВП;

♦ обеспечение разрешительного порядка ИВП;

♦ организация ВД;

♦ контроль за соблюдением Федеральных правил.

Организация использования ВП осуществляется органами ЕС ОрВД, а также органами пользователей ВП – органами УВД в установленных для них районах и зонах ЕС ОрВД.

При использовании ВП используют следующие понятия (как указано выше): воздушные трассы и местные воздушные линии; маршруты ВС.

Воздушная трасса РФ – установленная для полетов ВС область ВП, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации и ОВД. Ширина воздушной трассы устанавливается, как правило, 10 км (по 5 км в обе стороны от ее оси). Однако в районах, не обеспеченных радиотехническими средствами, ширина воздушной трассы может быть увеличена до 20 км (по 10 км в обе стороны от оси трассы). Расстояние между осями параллельных трасс при наличии радиолокационного контроля должно быть не менее 30 км, а при отсутствии – в два раза больше, т. е. 60 км.

Местные воздушные линии открываются для полетов ВС на высотах ниже первого безопасного эшелона (900 м) по правилам визуальных полетов с учетом рельефа местности и препятствий на ней. Ширина МВЛ устанавливается не более 4 км. Местные воздушные линии разрабатываются территориальными органами федеральной аэронавигационной службы (ФАНС - Росаэронавигация). Оборудование МВЛ необходимыми средствами навигации и производится территориальными органами ФАНС.

Маршруты ВС устанавливаются в ВП для полетов вне воздушных трасс и МВЛ и прокладываются на определенном удалении от них.

Ширина маршрута устанавливается при выполнении полета ВС на малых и предельно малых высотах – 20 км, на средних и больших – 40км, в стратосфере – 50 км. Такая же ширина в 50 км устанавливается при полете ВС над морем (океаном) при отсутствии радиолокационной видимости береговой черты.

Если ось маршрута располагается параллельно оси воздушной трассы, т. е. на одном эшелоне, расстояние между этими осями должно превышать ширину маршрута, так, при наличии радиолокационного контроля для высот, указанных выше, это расстояние должно быть не менее 35, 45, и 50 км соответственно. Т. е. для средних и больших высот, например, расстояние между осями воздушной трассы и маршрута должно быть не менее 45 км. При наличии радиолокационного контроля для всех высот полета ВС над морем расстояние между указанными осями должно быть не менее 50 км.

Без радиолокационного контроля соответствующие ограничения увеличиваются и составляют 65,75 и 80 км, причем последняя величина устанавливается также и для всех высотных полетов над морской поверхностью.

Отметим, что при использовании ВП установлены три вида режима (порядка) ИВП: временный, местный и особый.

Временный режим полетов – это временный порядок использования отдельных элементов структуры ВП, устанавливаемый на срок до 3-х суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации ИВП.

Местный режим полетов – это временный порядок использования отдельных элементов структуры ВП, в том числе ВП, выделенного для воздушных трасс и МВЛ в нижнем ВП зоны (района) ЕС ОрВД, устанавливаемый на срок до 3-х суток для осуществления деятельности, требующей специальной организации ИВП.

Особый режим полетов – это специальный порядок использования отдельных частей ВП, устанавливаемый в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Центры ЕС ОрВД имеют право вводить дополнительные кратковременные ограничения в местах пересечения маршрутов полета авиации различных ведомств.

1.3. Эффективность использования воздушного пространства

Как показано выше, эффективность ИВП определяется, прежде всего, пропускной способностью данного элемента ВП, которая равна максимально допустимой интенсивности ВД.

Рассмотрим, от каких факторов зависит и чем определяется пропускная способность элемента ВП.

Выделим внутри элемента ВП некоторый ограниченный объем пространства https://pandia.ru/text/78/261/images/image003_16.png" width="23 height=30" height="30"> с путевой скоростью https://pandia.ru/text/78/261/images/image005_9.png" width="22" height="23"> задается соотношением

https://pandia.ru/text/78/261/images/image007_10.png" width="97" height="28"> выражение (1) справедливо, как для , так и для https://pandia.ru/text/78/261/images/image008_8.png" width="96" height="30"> и https://pandia.ru/text/78/261/images/image003_16.png" width="23" height="30"> как результат дисбаланса между входящим и выходящим потоками ВС объема пространства https://pandia.ru/text/78/261/images/image011_2.png" width="25" height="25"> входящий поток ВС равен , а выходящий - https://pandia.ru/text/78/261/images/image014_2.png" width="279" height="72 src="> (2)

Очевидно, что

https://pandia.ru/text/78/261/images/image016_1.png" width="129" height="82 src=">

В этом стационарном случае есть интенсивность проходящего потока ВС, а ее обратная величина имеет смысл интервала времени между поступлением следующих друг за другом ВС, т. е.

https://pandia.ru/text/78/261/images/image020.png" width="13" height="23 src="> - порядковый номер в потоке ВС.

Если https://pandia.ru/text/78/261/images/image017_0.png" width="20" height="25"> имеет смысл частоты.

Рассмотрим участок трассы на данном эшелоне фиксированной длины . С учетом ограниченности ширины трассы и невозможности «обгона» при полете ВС на одном эшелоне в качестве параметра, соответствующего объему ВП https://pandia.ru/text/78/261/images/image022.png" width="20" height="23 src=">.

Выражению (1) соответствует средняя плотность ВД в объеме , т. е. распределение ВС по длине

https://pandia.ru/text/78/261/images/image022.png" width="20" height="23"> - дифференциальная плотность

https://pandia.ru/text/78/261/images/image026_1.png" width="160" height="72 src="> (4)

С учетом выражения (2) и учитывая, что получим

https://pandia.ru/text/78/261/images/image029.png" width="96" height="25 src="> можем записать

https://pandia.ru/text/78/261/images/image031_1.png" width="23" height="25 src=">.png" width="22" height="32">.png" width="22" height="32">.png" width="345" height="70 src=">

Государственное регулирование ИВП возложено на федеральную аэронавигационную службу, которая является специально уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере ИВП РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей ВП РФ и авиационно-космического поиска и спасения.

Правовые основы ИВП устанавливает Воздушный кодекс РФ, а руководство ФАНС осуществляет Правительство РФ.

Кроме перечисленных выше функций на ФАНС также возложено лицензирование и сертификация в установленной сфере деятельности (в том числе сертификация типов систем и средств РТОП и УВД, а также их производства), установление ставок сборов за аэронавигационное обслуживание и порядок их взимания, распоряжение средствами от указанных сборов, выдача разрешений на транзитные полеты иностранных ВС через ВП РФ и на пересечение ими Государственной границы РФ.

Дополнительно к общему списку перечисленных выше функций ФАНС осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

♦ вносит в Правительство РФ проекты Федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ;

♦ самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: Федеральные авиационные правила;

♦ выдает разрешения в случаях, установленных законодательством РФ, на выполнение международных полетов из аэропортов, с аэродромов РФ, не открытых Правительством РФ для международных полетов, а также выдает сертификаты, в том числе сертификаты (свидетельства) авиационного персонала;

♦ проводит обязательную сертификацию: образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего уровня, согласно Перечням должностей авиационного персонала; объектов ЕС ОрВД; юридических лиц, осуществляющих и обеспечивающих аэронавигационное обслуживание пользователей ВП РФ;

Организация ИВП - обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по ИВП, вклю­чающее в себя:

v установление структуры ВП;

v планирование и координирование ИВП в соответствии с государственными приоритетами;

v обеспечение разрешительного порядка ИВП;

v организацию воздушного движения, представляющую собой обслу­живание (управление) воздушного движения, организацию потоков воздуш­ного движения;

v контроль за соблюдением ФП ИВП.

Организация ИВП осуществляется органами единой системы организации воздушного движения РФ (ЕС ОрВД, соответствующий международный термин АТМ A ir T raffic M anagement) рис.2:

o Межведомственной комиссией по ИВП РФ;

o Управлением по ИВП и УВД Министерства обороны;

o ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», а также

o Зональными межведомственными комиссиями по ИВП;

o дис­петчерскими пунктами в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

1.4 Структура воздушного пространства

Структура ВП – это совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскостях элементов ВП, предназначенных для организации и использования воздушного пространства (ИВП).

v виды обслуживания ВД (диспетчерское, полетно-информационное, консультативное, аварийное). Отметим, что в РФ применяется диспетчерское обслуживание ВД;

v правила выполнения полетов;

v летно-технические характеристики эксплуатируемых ВС;

v интенсивность полетов и вид ВД (регулярное или нерегулярное);

v тактико-технические характеристики радиотехнических средств обеспечения полетов и УВД;

v снижение до минимума числа передач управления ВС со стороны служб УВД;

v возможности диспетчерского состава как звена системы УВД по обслуживанию ВД.

Структура ВП устанавливается в соответствии с Воздушным кодексом (ВК) РФ, ФП ИВП РФ и включает следующие элементы:

v Зоны и районы ЕС ОрВД;

v Воздушное пространство приграничной полосы;

v Районы аэродромов и аэроузлов;

v Воздушные трассы (ВТ) и местные воздушные линии (МВЛ);

v Маршруты полетов;

v Спрямленные воздушные трассы;

v Воздушные коридоры пролета государственной границы РФ;

v Коридоры входа (выхода) на ВТ;

v Специальные зоны полетов ВС;

v Запретные зоны;

v Зоны ограничения полетов;

v Опасные зоны (районы пуска и падения ракет и их отделяемых частей);

v Районы полигонов, взрывных работ, противоградовых стрельб, производства авиационных работ и специальные районы.

Границы элементов структуры ВП устанавливаются по географическим координатам и высотам. Они указываются в соответствующих инструкциях и публикуются в документах аэронавигационной информации (АНИ). Элементы структуры ВП наносятся на радионавигационные карты (РНК).

ГЦ ЕС ОВД
Военный сектор
Гражданский сектор
ЗЦ ЕС ОВД
Военный сектор
Гражданский сектор
Военный сектор

Рис.3. Деление воздушного пространства государства.

Таким образом, существует два вида ВП - разрешен­ное для полетов ВС ГА, и запрещенное (ограниченное) для полетов ВС ГА.

ВП над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за ОрВД возложена на РФ, делится на нижнее и верхнее ВП. Границей нижнего и верхнего ВП является эшелон 8100 м (FL265), который отно­сится к верхнему ВП.

Контролируемое ВП - общий термин, определяющий ВП, в пределах которого УВД осуществляется с помощью средств управления и контроля: → двусторонняя радиосвязь и радиолокация или только двусторонняя радиосвязь.

Неконтролируемое ВП - это пространство, в котором УВД не осуществляется из-за необорудования средствами управления и контроля или ограниченных их технических возможностей. Воздушное движение организуется по информации о заявленных маршрутах полета и осуществляется с использованием бортовых радиолокационных и радиотехнических средств ВС.

По высоте выполнения полетов в ВП выделяются:

v предельно малые высоты – от 0 до 200 м включительно над рельефом местности или водной поверхностью;

v малые высоты – свыше 200 до 1000 м включительно;

v средние высоты – свыше 1000 до 4000 м включительно;



v большие высоты – свыше 4000 до 12 000 м включительно;

v стратосфера – свыше 12 000 м и до стратопаузы включительно.

В международной гражданской авиации существует такое понятие, как организация воздушного пространства. Этот термин включает в себя:

Определение и обозначение частей воздушного пространства, в которых будет предоставляться соответствующий вид обслуживания воздушного движения, (установление элементов структуры воздушного пространства ОВД);

Классификацию элементов структуры воздушного пространства ОВД;

Создание и определение органов ОВД для предоставления конкретных видов обслуживания воздушного движения в пределах установленных границ конкретных элементов структуры воздушного пространства ОВД и на контролируемых аэродромах.

Кроме того, в международной гражданской авиации существуют термины: «Общее воздушное движение (General Air Traffic, GAT)» – все полеты, выполняемые в соответствии с правилами и процедурами, установленными ИКАО и/или национальными законодательными актами в области гражданской авиации.

«Операционное воздушное движение (Operational Air Traffic, OAT)» - все полеты, выполняемые не в соответствии с правилами и процедурами, установленными для общего воздушного движения, для которого правила и процедуры установлены соответствующими национальными полномочными органами.

Другими словами, вначале устанавливаются элементы структуры воздушного пространства ОВД, в пределах которых будут выполняться полеты ВС, относящиеся к общему воздушному движению, затем эти элементы классифицируются и, далее определяются органы ОВД, зоной ответственности которых будет каждый из элементов структуры воздушного пространства ОВД.

В соответствии с пунктом 8. ФП ИВП РФ структура воздушного пространства Российской Федерации включает в себя следующие элементы:

а) зоны и районы (зоны и районы Единой системы, районы полетной информации, диспетчерские районы, диспетчерские зоны);

б) маршруты обслуживания воздушного движения;

в) районы аэродромов (аэроузлов, вертодромов);

г) специальные зоны (зоны отработки техники пилотирования, пилотажные зоны, зоны испытательных полетов, зоны полетов воздушных судов на малых и предельно малых высотах, зоны полетов воздушных судов на скоростях, превышающих скорость звука, полетов воздушных судов на дозаправку топливом в воздухе, полетов воздушных судов с переменным профилем и т.д.);

д) маршруты полетов воздушных судов;

е) запретные зоны;

ж) опасные зоны;

з) зоны ограничения полетов;

и) другие элементы, устанавливаемые для осуществления деятельности в воздушном пространстве.

Для целей ОВД из указанных выше элементов структуры воздушного пространства выделяются части воздушного пространства, в которых разрешается выполнение полетов ВС, относящихся к общему воздушному движению. Данное воздушное пространство называется воздушным пространством обслуживания воздушного движения (Рис. 1 и 2).

Определение:

Воздушное пространство ОВД - воздушное пространство определенных размеров с буквенным обозначением, в пределах которого могут выполняться конкретные виды полетов, и для которого определены обслуживание воздушного движения и правила полетов. (ФАП ОрВД)

Кроме того, существуют части воздушного пространства, в которых полеты ВС, относящиеся к общему воздушному движению, запрещены или ограничены (английские термины: Airspace Restrictions and Reservations). К данному воздушному пространству относятся:

запретные зоны;

зоны ограничения полетов;

опасные зоны;

Примечание:

К ограничениям использования воздушного пространства также относятся временные режимы, местные режимы и кратковременные ограничения.

Другими словами, для органов ОВД все воздушное пространство состоит из воздушного пространства ОВД и воздушного пространства, запрещенного или ограниченного для использования ВС, выполняющих полет, относящийся к общему воздушному движению.

Рассмотрим более подробно структуру воздушного пространства ОВД.

Структура воздушного пространства ОВД включает в себя следующие элементы:

районы полетной информации;

Определение:

Район полетной информации (англ. FIR) - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого обеспечиваются полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение;

Районом полетной информации является воздушное пространство в границах зоны (района) Единой системы, в пределах которого обеспечиваются полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение. Вертикальные границы района полетной информации устанавливаются от земной поверхности вверх без ограничений.

В пределах районов полетной информации для обеспечения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения создаются Центры полетной информации, если ответственность за обеспечение такого обслуживания не возлагается на органы диспетчерского ОВД.

диспетчерские районы;

Определение:

Диспетчерский район (англ. CTA) - контролируемое воздушное пространство (ВП, в котором предоставляется диспетчерское обслуживание воздушного движения). Установлено выше 200 м от земной или водной поверхности в пределах района полетной информации.

Пример: Верхней границей Московского диспетчерского района является FL 530. На основании анализа, проведенного Евроконтролем, современные гражданские воздушные суда не способны выполнять полеты выше FL 660. В связи с этим в Европейском воздушном пространстве FL 660 является верхним пределом выполнения контролируемых полетов .

В диспетчерском районе (в соответствии с названием) предоставляется районное диспетчерское обслуживание. Как правило, диспетчерский район является зоной ответственности диспетчера РДЦ.

В границах диспетчерского района может устанавливаться узловой диспетчерский район.

узловые диспетчерские районы ;

Определение:

Узловой диспетчерский район (УДР, англ. TMA) - диспетчерский район, создаваемый обычно в местах схождения маршрутов ОВД в окрестностях одного или нескольких крупных аэродромов.

Узловые диспетчерские районы по определению являются частью диспетчерского района и устанавливаются также как и диспетчерские районы, выше 200 м от земной или водной поверхности. В узловом диспетчерском районе предоставляется диспетчерское обслуживание подхода. Как правило, узловой диспетчерский район является зоной ответственности диспетчеров ДПП и ДПК.

Диспетчерские зоны

Определение:

Диспетчерской зоной (англ. - CTR ) является контролируемое воздушное пространство в пределах района полетной информации, устанавливается от земной или водной поверхности до высоты нижней границы диспетчерского района (узлового диспетчерского района) или высоты второго эшелона включительно, как правило, в радиусе не менее 10 км от контрольной точки аэродрома.

В соответствии с п 2.10.5.2 Приложения 11 к Чикагской конвенции ИКАО: «Боковые границы диспетчерской зоны отстоят от центра соответствующего аэродрома или аэродромов по крайней мере на расстоянии 9,3 км (5 м. миль) в направлениях, откуда могут производиться заходы на посадку».

Диспетчерская зона может устанавливаться над двумя и более близко расположенными аэродромами.

В период, когда на аэродроме, вертодроме или посадочной площадке диспетчерское обслуживание воздушного движения органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не предоставляется, воздушное пространство класса С диспетчерской зоны классифицируется как воздушное пространство класса G.

Примечание:

В соответствии со стандартами и рекомендациями, изложенными в п. 2.10 Приложения 11 к Чикагской конвенции ИКАО, верхние и нижние горизонтальные границы всех вышеперечисленных элементов структуры воздушного пространства ОВД должны совпадать с крейсерским эшелоном полета по ПВП, указанным в таблице в добавлении 3 к Приложению 2 (см. также Приложение к ФП ИВП РФ).

маршруты обслуживания воздушного движения;

Определение:

Маршрут обслуживания воздушного движения - установленный маршрут, который предназначен для направления потока движения в целях обеспечения обслуживания воздушного движения и в соответствующих случаях обозначает воздушную трассу , маршрут зональной навигации , местную воздушную линию .

Маршруты обслуживания воздушного движения входят во все вышеперечисленные элементы структуры воздушного пространства ОВД.

Рис. 1. Пример организации воздушного пространства в вертикальной плоскости

Рис. 2. Пример организации воздушного пространства в объеме

Специальность высшего образования: 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
Специализация: Организация использования воздушного пространства
Получаемая квалификация: инженер
Форма обучения: очная и заочная

Цель обучения: подготовка высококвалифицированных специалистов, контролирующих и обеспечивающих безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе, а также оказывающих необходимую помощь летным экипажам.

Основным заказчиком диспетчеров является ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» , структурные подразделения которой осуществляют организацию воздушного движения по всей территории России. Для подготовки специалистов Госкорпорация организует целевой набор курсантов во многих регионах России, что дает возможность поступить в институт на льготных условиях, выплачивает курсантам-целевикам дополнительную стипендию, обеспечивает их преддипломную практику и трудоустройство.

Авиадиспетчеры – это специалисты, контролирующие и обеспечивающие безопасное и упорядоченное движение самолетов на земле и в воздухе для того, чтобы предотвращать их столкновение, а в особых ситуациях, случающихся в полете, оказывать экипажу воздушного судна необходимую помощь. Контроль над движением самолета осуществляется c момента запуска двигателя, перед взлётом на аэродроме вылета, до заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения.

Диспетчер УВД осуществляет «проводку» самолета по заданному маршруту на аэродроме и далее по своей зоне ответственности в части воздушного пространства, называемой сектором, а потом передает управление ими, словно эстафетную палочку, диспетчерам других зон. Для успешного выполнения этой функции авиадиспетчер использует знания авиационных правил, летно-технических характеристик воздушных судов, воздушной навигации, авиационной метеорологии, английского языка и т. д.

В наши дни работа диспетчера УВД считается одной из самых интеллектуальных, ответственных и интересных.

У курсантов имеется возможность обучения на военной кафедре, после окончания которой им присваивается воинское звание «лейтенант».

По окончании института выпускники поступают на работу в центры ОВД (организация воздушного движения) - структурные подразделения основного работодателя - ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ", где они приступают к стажировке для работы в качестве диспетчера определенного диспетчерского пункта. После окончания стажировки (в среднем, через 3-4 месяца) они получают допуск к самостоятельно работе. Через 5-8 лет, набравшись практического опыта работы в различных условиях, диспетчеры, при условии соответствия определенным критериям, получают 2 или 1 класс квалификации, допуски к работе инструкторами, страшими диспетчерами, руководителями полетов.


Организация воздушного пространства - это установление оптимальной структуры воздушного пространства в целях обеспечения его эффективного использования; Несомненно, что от уровня организации воздушного про­странства напрямую зависит безопасность полетов. В связи с этим, использо­вание воздушного пространства жестко регламентировано и подчинено оп­ределенным принципам, основные из которых будут рассмотрены далее.

Российская Федерация обладает полным и исключительным суверените­том в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под воз­душным пространством Российской Федерации понимается воздушное про­странство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Использование воздушного пространства представляет собой деятель­ность, в процессе которой осуществляются, перемещение в воздушном про­странстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и дру­гих объектов), а также другая деятельность (строительство высотных соору­жений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Пользователями воздушного пространства являются граждане и юриди­ческие лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
^

1.1.Государственные приоритеты в использовании воздушного пространства


Все пользователи воздушного пространства обладают равными правами на его использование.

При возникновении потребности в использовании воздушного пространст­ва одновременно двумя и более пользователями право на его использование предоставляется пользователям в соответствии с государственными приори­тетами в следующей последовательности:


  1. отражение воздушного нападения, предотвращение и прекращение нарушений государственной границы Российской Федерации или вооружен­ного вторжения на территорию Российской Федерации;

  2. оказание помощи в чрезвычайных ситуациях природного и техноген­ного характера;

  3. запуск, посадка, поиск и эвакуация космических аппаратов и их эки­пажей;

  4. предотвращение и прекращение нарушений порядка использования воздушного пространства;

  5. выполнение полетов воздушных судов, в том числе в интересах обо­роноспособности и безопасности государства, или иная деятельность по ис­пользованию воздушного пространства, осуществляемая в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

  6. выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по ис­пользованию воздушного пространства, осуществляемая в соответствии со специальными договорами;

  7. выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании час­тей и подразделений государственной авиации;

  8. осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;

  9. выполнение полетов воздушных судов государственной авиации;

  10. выполнение полетов воздушных судов экспериментальной авиации;

  11. осуществление регулярных воздушных перевозок грузов и почты;

  12. осуществление нерегулярных воздушных перевозок, выполнение авиационных работ;

  13. проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных меро­приятий;

  14. выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по ис­пользованию воздушного пространства, осуществляемые в целях удовлетво­рения потребностей граждан.
^

1.2. Организация использования воздушного пространства


Организация использования воздушного пространства - обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства, вклю­чающее в себя установление структуры воздушного пространства, плани­рование и координирование использования воздушного пространства, обеспечение разрешительного порядка использования воздушного про­странства, организацию воздушного движения и контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации.

Организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

^ Организация использования воздушного пространства включает в себя:


    • установление структуры воздушного пространства;

    • планирование и координирование использования воздушного про­странства в соответствии с государственными приоритетами;

    • обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства;

    • организацию воздушного движения, представляющую собой обслу­живание (управление) воздушного движения, организацию потоков воздуш­ного движения; организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;

    • контроль за соблюдением Федеральных правил использования воз­душного пространства.
Организация использования воздушного пространства осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, а также дис­петчерскими пунктами в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
^

1.3. Структура воздушного пространства


Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и т.п.), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (рай­оны Полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений поле­тов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельно­сти в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространст­ва. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установ­ленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, существует два вида воздушного пространства - разрешен­ное для полетов ВС ГА, и запрещенное (ограниченное) для полетов ВС ГА.

Воздушное пространство над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на РФ, делится на нижнее и верхнее воздушное пространство. Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон 8100 м, который отно­сится к верхнему воздушному пространству.

Воздушное пространство над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на РФ, классифицируется следующим образом:


  • класс А - разрешаются полеты, выполняемые только по правилам по­летов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским об­служиванием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с диспетчером УВД обяза­тельно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных Феде­ральными правилами;

  • класс С - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов.
Все воздушное суда обеспечива­ются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие поле­ты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных су­дов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняю­щих полеты по правилам визуальных полетов. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с диспетчером УВД обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на ис­пользование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмот­ренных Федеральными правилами;

  • класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов до приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных су­дов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно- информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3000 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч» Воз­душные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обя­заны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с диспетчером УВД, При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие посто­янной двухсторонней радиосвязи с диспетчером УВД не требуется. При вы­полнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использо­вание воздушного пространства не требуется.
При этом, класс А устанавливается только в верхнем воздушном про­странстве, класс С - только в нижнем воздушном пространстве, а класс G - в том воздушном пространстве, где не установлены ни класс А, ни класс С. Воздушное пространство класса А и С подразумевает обязательное пред­ставление диспетчерского обслуживания воздушного движения. Границы классов воздушного пространства устанавливаются Министерством транс­порта РФ, и публикуются в сборниках навигационной информации.

Для осуществления функций УВД воздушное пространство РФ делится на зоны и районы УВД.

Основные принципы деления воздушного пространства на зоны УВД:


  • полный и исключительный суверенитет воздушного пространства;

  • безопасное движение воздушных судов;

  • оптимальное обслуживание воздушного движения;

  • эффективность использования воздушного пространства.

Зона управления воздушным движением - воздушное пространство в ус­тановленных для зонального центра (ЗЦ) ЕС ОрВД границах. В зависимости от местных условий планирование и координирование воздушного движения в установленной части зоны УВД может быть возложено на вспомогатель­ный зональный центр (ВЗЦ).

Район управления воздушным движением ~ воздушное пространство в установленных границах, в котором непосредственное управление воздуш­ным движением по воздушным трассам и MBJI, а также по установленным маршрутам осуществляется районным центром (РЦ) ЕС ОрВД. Районному центру ЕС ОрВД в оперативном отношении подчиняются службы движения аэропортов, входящих в данный район УВД.

В состав районов УВД, расположенных в непосредственной близости от морской государственной границы РФ, может быть включено, в установленном порядке, воздушное пространство над прилегающей к границе акваторией моря.

В районы УВД входят районы вспомогательных районных центров (ВРЦ), районы местных диспетчерских пунктов (МДП), а также районы аэродромов и аэроузлов.

Районы МДП организуются для управления воздушным движением и обеспечения полетов на МВД и постоянных маршрутах полетов воздушных судов ГА ниже нижнего эшелона.

В отдельных случаях диапазон высот полетов по MBJI в районе МДП мо­жет быть увеличен в установленном порядке.

Близко расположенные аэродромы в целях координации полетов на них объединяются в аэроузлы.

В районах аэродромов (аэроузлов) устанавливаются воздушные коридоры входа и выхода, зоны взлета и посадки, ожидания и другие зоны. Воздушные коридоры должны быть маркированы ОПРС.

Зон взлета и посадки для каждого аэродрома устанавливается с учетом летно-технических данных воздушных судов, выполняющих полеты на дан­ном аэродроме, и по своим размерам должна обеспечивать возможность ра­диолокационного контроля, безопасного выполнения установленного манев­ра для набора высоты после взлета и для снижения при заходе на посадку.

Верхняя граница зоны взлета и посадки устанавливается, как правило, по второму эшелону зоны ожидания.

Воздушное пространство районов УВД и районов аэродромов (аэроузлов) может быть разделено на секторы (направления) как в плане, так и по высоте.

Размеры и границы зон, районов УВД, районов МДГТ, районов аэродро­мов (аэроузлов) секторов (направлений) УВД диспетчерских пунктов, раз­мещение и количество воздушных коридоров, зон ожидания, схемы движе­ния воздушных судов в районах аэродромов устанавливаются с учетом тре­бований надежности и непрерывности связи с воздушными судами и радио­технического контроля за воздушным движением, летно-технических данных эксплуатируемых воздушных судов, а также обеспечения безопасности и экономичности полетов.

Рассмотрим деление воздушного пространства по высоте и в плане (рис. 1). Аэродром окружает зона взлетов и посадок (ЗВП); Она ограничена по высоте вторым эшелоном зоны ожидания, а по расстоянию - радиусом 30-40 км. Выше и дальше простирается район аэродрома. По высоте он огра­ничен высотой, разделяющей нижнее и верхнее воздушное пространство (как правило. 6000 м). а по расстоянию - радиусом 50-100 км.

Рис. 1. Деление воздушного пространства по высоте и в плане

Еще дальше и выше простирается район УВД, в которых организуются диспетчерские пункты районных центров (РЦ). По высоте они, как правило, ограничены высотой полетов гражданских ВС, а по расстоянию - границей соседнего районного центра.

Важнейшим элементом структуры воздушного пространства является воз­душная трасса. Рассмотрим вид воздушных трасс в пространстве; На рис. 2 представлен пример двух воздушных трасс. Фактически, воздушная трасса - это многоуровневая воздушная дорога для воздушных судов, где существуют определенные правила движения, перекрестки (пересечения трасс) и пово­ротные пункты. Движение воздушных судов на одной высоте осуществляется только в одном направлении. Встречные воздушные суда следуют на высо­тах, отстоящих на определенные вертикальные интервалы.


BATEL

Р ис. 2. Пример пересечения участков двух воздушных трасс

Все значимые точки трассы (точки пересечения трассой границ районных центров, точки пересечения трасс между собой, поворотные пункты) имеют свое обозначение. Эти точки могут быть маркированными или немаркиро­ванными. Если точка маркирована приводом (радиостанцией, передающей на известной радиочастоте свой двухбуквенный позывной эфир), то она обозначается своим позывным (например WU, MS и т.д.) или названием населенного пункту где установлен привод (например Сосновка, Николь­ское и т. д.).

Если в данной точке трассы привод не установлен, то такая точка называ­ется немаркированной, у нее есть только известнее географические коорди­наты и 5-буквенное имя (BATEL, LINRI и т.д.). Рассмотрим те же два участка воздушных трасс в плане, т.е., как их видит диспетчер на экране радиолокатора (рис. 3).


LINRI

B ATEL

Рис. 3. Пример пересечения участков двух воздушных трасс. Вид в плане.

Отметки от ВС и формуляры сопровождения может иметь следующий вид (рис. 4)


Рис. 4.Вид отметки от ВС и формуляра сопровождения.


  1. - отметка от ВС;

  2. - точки предыстории (где была отметка за прошлый оборот антенны радиолокатора);
3. - вектор экстраполяции (указывает то место, где будет ВС в данном случае через 2 минуты, если будет продолжать двигаться с прежним курсом и скоростью);

  1. - формуляр сопровождения, где «85644» - бортовой номер ВС, «1160» - высота ВС в десятках метров - 11600 м, «A229D124» - полярные координаты ВС - азимут 292 граду­са, удаление 124 км.