SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. Большие тайны уральской горы "ямантау": секретный подземный город, очень беспокоящий политиков и военных сша Подземный город на южном урале

Маршрут: Мостик через речку Нарка - Ямантау - Мостик через речку Нарка

Участники: Андрей REW

Идея побывать на Б.Ямантау появилась почти два года назад, и только недавно её осуществил. Заранее изучал карты, маршруты и отзывы побывавших, подготовил точки для GPS … В итоге, когда оставалось несколько дней моего двухнедельного отпуска быстро в течение полудня собрался и …

1. Основная цель – побывать на Б.Ямантау.

2. Состав группы – я один:-)

3. Снаряжение – лёгкая палатка, карты (километровки), GPS с заложенными основными точками, налобный фонарик, рюкзак «Ермак» со станком, ну и естественно еда одежда спички аптечка …

4. Сложности – не попадаться двуногим зверям:-), сотовый не ловит там (по крайней мере МТС и БАШСЕЛ).

31.05.2007 автобусом в 9:00 с южного автовокзала Уфы еду до поворота на Межгорье, где и выхожу примерно 14:00. Далее иду прямо по трассе, останавливаю попутную девятку, дружелюбный водитель охотно подвез до мостика через речку (не доезжая горы 1171,9 м «Караташ» или «Медвежка» как назвал её водитель). Это примерно за 3 км до КП, далее есть риск попасться военным.

С трассы на восток в обход горы, сначала по проселку потом по карте и навигатору примерно на 1 км севернее урочища «Сатра» (покосы). Затем на северо-восток к перевалу между «медвежкой» (1171,9 м) и вершиной 1052 м, пересекаю ЛЭП – высоковольтку. Далее почти прямо по направлению на седловину между Бол. И Мал. Ямантау по северо-западному склону массива на котором расположены «Быковские поляны» (покосы). Попутно забираюсь на одну из вершинок-скалу высотой немного более 1000м (из спортивного интереса:-)). В итоге 31 мая около 22:00 я на одной из полян примерно в 2.5 км от вершины Б. Ямантау и примерно на таком же расстоянии от перевала между вершинами, высота немного более 900м.

Дальше идти сил нет, ставлю палатку, немного отлёживаюсь, ужин сухим пайком (разводить костер небезопасно и нет сил уже). Днём идти было очень жарко! К счастью постоянно встречались ручьи, родники, речки с чистейшей холодной водой, качество которой сомнений не вызывало:-). Ночью было холодно, пришлось надеть всё и дополнительно укрыться плёнкой:-) - оказалось терпимо.

Утром проснулся в 6:00, завтрак (сухой паёк), ёще раз сверяюсь с картой и решаю идти на легке, палатку и «лишнее» оставляю. Почти сразу начинаются каменные осыпи (курумы) и пробираться по камням пришлось почти весь путь. На склонах во многих местах еще лежал снег. До вершины добрался около 9:00. Холодно, ветер почти сдувает, вершина в тучах – видимость не более 20…30 метров.

Побыл около получаса, посмотрел надписи на камне прошлых посетителей, осмотрел остатки вертолетной площадки и отходы деятельности военных, пару воронок от взрывов с небольшими озерками чистой воды, пофоткал, поставил фотик на штатив снялся сам (для истории:-)) и собрался в обратный путь.

Около 11:00 был около палатки, обед (также сухим пайком) полчаса отдыха и собираюсь в обратный путь. Решаю обратно идти южнее через «Быковские поляны» проселком – идти оказалось намного легче. Посередине полян обнаружил пустой барак с и др. летние постройки с остатками деятельности военных (брошенные сапоги, 2-х ярусные койки, надписи в духе ДМБ …). После полян проселок «пошел» в ненужном направлении и перед «медвежкой» опять иду по навигатору и карте, сверяюсь с запомненными точками и треком.

К вечеру резко сменилась погода, сначала гроза и ливень, потом просто непрерывный дождь. К 21:00 1.06.2007 вышел обратно к трассе (мостик – начало маршрута), абсолютно мокрый, переоделся в относительно сухое, вышел на дорогу и пошёл обратно к Белорецкой трассе. Почти сразу тормознул москвич и в 22:00 уже был на остановке у поворота на Межгорье (опять повезло, дружелюбный водитель:-)). Минут через 40 (опять везение) остановился камаз, на которм и доехал до Уфы, дальше на такси и 2.06.2007 около 3:00 ночи я дома!

5. Результаты – основная цель достигнута + масса впечатлений которых хватит надолго, общий путь от трассы до трассы пешком составил около 60км, продолжительность в пределах 34 часов (не считая времени на автобусе и попутках).

6. Недочеты – теперь знаю, как пройти легче и проще (не намного но все же).

7. Отрицательные последствия - обнаружил дома, что приехал с клещем (пью йодантипирин, пока все ок), и мощные мозоли на ногах (обувь оказалась не лучшей для такого.

П.С. уже подумываю куда еще сходить:-) ? и ещё – медведей не видел, хотя все с кем общался на эту тему, ими пугали!

Наложенный на карту трек:

О существовании тайного убежища в горе Ямантау известно не только в России, но и по другую сторону океана. О том, что гора Ямантау – подземный город, слышали многие, несмотря на то, что официального подтверждения этой информации не существует.

Главный секрет Южного Урала

Почему именно Ямантау:

Тайная резиденция

Первые сведения о том, что «плохая гора» используется для создания бункера для правительства, появились в прессе в 90-х годах прошлого века. Особый интерес к подземной постройке проявляли американцы. Даже сегодня большую часть информации о секретном объекте можно найти именно в англоязычной части Интернета. В апреле 1996 года в широко известной американской газете «Нью-Йорк Таймз» была опубликована статья, рассказывающая о том, что на Урале строится объект неизвестного назначения. Официальные лица предлагали версии о том, для чего именно может служить гора Ямантау. Необходимость построить подземный город возникла потому, что Россия нуждается в новом надёжном хранилище. Также звучала версия о том, что никакого тайного населённого пункта в горе не будет. Там просто ведётся добыча полезных ископаемых.

Несмотря на гарантии российского правительства того, что секретный объект находится во внерабочем состоянии, строится в мирных целях и никак не угрожает Соединённым Штатам, американцев продолжали беспокоить строительные работы. Правительство США подозревало, что объект строится за счёт кредитов, которые Россия брала по другую сторону океана. В стране было непростое экономическое положение. Средств не было даже на выдачу зарплат. Следовательно, и на дорогостоящую стройку в России бы денег не нашлось.

Подготовка к строительству началась в конце 1970-х годов. В это время появился запрет на посещение местности вокруг загадочной горы. Причину запрета широкой публике объяснили необходимостью создания заповедника. Есть мнение, что заповедник должен был стать своеобразной ширмой, за которой будет спрятан секретный объект. Для строительства бункера было создано специальное предприятие, которое сохранилось до наших дней.

О том, что Ямантау – подземный город, бункер, свидетельствует повышенное внимание российского президента к местному курорту. В начале нового столетия Владимир Владимирович Путин, уже успевший занять свой пост, стал частым гостем в горнолыжном центре «Абзаково». Этот курорт располагается в нескольких десятках километров от Магнитогорска. Ничего странного в посещении главой государства горнолыжного курорта нет. Владимир Владимирович любит кататься на лыжах. Однако есть в России и другие, более комфортабельные комплексы. По неофициальной версии, президент приезжал сюда только затем, чтобы контролировать строительство и постоянную модернизацию секретного объекта.

Догадку о том, что Ямантау – тайный подземный город, бункер, подтверждает тот факт, что местность охраняется не только егерями, но и военными. Находящийся в этом районе человек не должен чем-либо выдавать своего присутствия. Здесь запрещено разводить костры и фотографировать. Попытка запечатлеть живописную красоту природы может привести к серьёзному конфликту с сотрудниками спецназа, если они заметят ваши действия. Желание сделать снимок будет воспринято как акт шпионажа. Гора Ямантау – подземный город. Фото в её окрестностях делать не стоит.

Строительные работы секретного объекта завершились в начале 2000-х (приблизительно в 2002 году). Однако технический прогресс постоянно движется вперёд, и в связи с этим подземный город нуждается в своевременной модернизации. Гигантская постройка требует охраны и содержания. К горе была проведена железнодорожная ветка, а также автомобильная дорога из Магнитогорска. Непосвящённые могут лишь догадываться о том, гора Ямантау. Подземный город построен в ожидании войны. Остаётся только надеяться, что в его использовании никогда не возникнет необходимости.

После того, как в 2001 году я впервые побывал на самой высокой точке Южного Урала - горе Ямантау, с интересом прочитал в Интернете о тайнах, окружающих эту вершину. Тут же написал отчет о своем пребывании на горе и на полузаброшенных объектах у подножия. Написал, признаться, глупость, приняв фундамент одного из недостроенных зданий рядом с вентиляционными шахтами за резервуары для “предтранспортировочного хранения урановой руды”. Через пятнадцать лет я наткнулся на отголоски этой чуши, когда случайный попутчик начал рассказывать мне о том, как под Ямантау добывают уран, ссылаясь на мою же статью.

Искренне предупреждаю, что нижеизложенное - это мнение простого обывателя, который не раз бывал в тех краях и собирал все доступные общественности факты воедино.

Вид на Ямантау (Большой и Малый Ямантау) с юго-западного участка Южно-Уральского заповедника

Несколько слов о самой горе - возможно, самом загадочном месте в России. Ямантау окружает много легенд, слухов и баек, однако факты таковы: в самом сердце Южного Урала, посреди специально созданного заповедника, куда вход простым смертным запрещен и где походников постоянно отлавливают егеря, окруженная горными хребтами, каменными реками, тайгой и болотами, высится гора Ямантау. Невысокая, всего чуть более 1600 метров. На вершине летом иногда задерживается снег, а у подножья виднеется горно-обогатительный комплекс с автомобильным и железнодорожным въездом под землю. Этот комплекс и то, что, возможно, находится внутри горы, обслуживается закрытым городом Межгорье с населением в 16 000 человек. В город от трассы ведет единственная дорога с блокпостами.

Трасса Р316 на повороте в Межгорье. Место окончания туристических маршрутов (если не поймают егеря)

Шумиху вокруг горы подняли еще американцы в 1996 году, поскольку возмущались ведением там масштабного военного строительства. Напомню, в то время Россия, как Украина сейчас, проедала один кредит МВФ за другим, не имея денег на выплату зарплат врачам и учителям. Объяснение этому парадоксу простое - поддерживать законсервированные подземные стройки в неаварийном состоянии очень дорого. Надо постоянно тратиться на водоотлив, вентиляцию, мониторинг выработок. Например, на поддержание законсервированного автомобильного подземного тоннеля в соседней Уфе, длина которого всего 300 метров, требуется двести миллионов рублей ежегодно. Кстати, строительством тоннеля занималось то же самое Управление строительства №30 из Межгорья. Страна не могла себе позволить ни забросить огромный проект, в который Советский Союз вложил сотни миллионов народных рублей, ни продолжать тратить их впустую, не имея никакой отдачи в плане стратегической безопасности.

В наши дни народное сознание прочно ассоциирует Ямантау с “Бункером Путина” или “Ковчегом судного дня” для правительственной элиты России. Смею вас уверить, по состоянию на 2016 год он ни тем, ни другим являться не может.

Стоит отметить, что в самой горе вряд ли что-то есть. Убежище может находиться под горой, сам же горный массив выступает в качестве щита. Поэтому делать какие-то расчеты о размере бункера исходя из объема горы, как это сделали в некоторых СМИ, лишено смысла.

Ямантау не может рассматриваться в качестве бункера Путина по причине того, что он не гарантирует безопасности от ядерного . Несколько ударов в одну точку даже стандартными 100-150-килотонными боеголовками пробьют гору насквозь и обрушат тоннели под горой. Кроме того, мощность термоядерных зарядов не ограничена ничем, кроме способов доставки. Например, советская термоядерная Царь-бомба, доставляемая модифицированным бомбардировщиком ТУ-95В, имела мощность в 50 мегатонн. Такая бомба испаряет камень в радиусе четырех километров и обрушивает подземные коммуникации на десятки километров вокруг. Напомню, мощность того взрыва была искусственно занижена в два раза, чтобы экипаж бомбардировщика успел улететь на безопасное расстояние.


Термоядерная авиационная бомба АН-602

Ямантау также не может быть бункером Путина из-за своей удаленности. В случае начала ядерной войны основной удар будет нанесен внезапно, за 10-20 минут. Успеть скрыться из столицы можно только через подземную сеть тоннелей или защищенный от последствий ядерного взрыва вертолет. Максимальная дальность полета модифицированного Ми-8, на котором летает Путин, составляет не больше 600 километров, в то время как Ямантау находится в два раза дальше. Полагаться на вариант с пересадками и дозаправками нельзя, поскольку первый удар, вероятно, уничтожит основную летную инфраструктуру страны. Действующих аэродромов в самом Межгорье или в соседнем Белорецке, чтобы принять даже небольшой самолет, нет, не говоря уже о президентском Ил-96-300. Поэтому единственный вариант для выживания руководства страны - это тайные бункеры в Подмосковье или в соседних областях. Причем основной упор именно на слово “тайные”, поскольку только секретность сможет уберечь руководство страны в случае полномасштабной ядерной войны.


Участок трассы Р316 "Тещин язык"

В-третьих, Ямантау не годится на роль ковчега судного дня, так как не имеет соответствующей транспортной инфраструктуры. Рядом с Ямантау проходит всего одна узкая и извилистая трасса, изобилующая крутыми обрывами и мостами через горные реки. Заблокировать движение по всей трассе сможет всего одна фура, что случается даже в мирное время. Железная дорога, проложенная при Советском Союзе до самого Межгорья, сейчас заброшена. Во многих местах рельсы сняты, мосты находятся в полуразрушенном состоянии. Ближайшие аэропорты находятся в Уфе и Магнитогорске, поэтому основная надежда на автомобильную трассу. Однако в случае чрезвычайных обстоятельств без поддержки инженерных войск пропускная способность трассы упадет до нуля. Вспомните, что бывает в крупных городах в час пик, когда на дороге ломается всего один автомобиль, и помножьте это на сотни. С самой трассы до Ямантау теоретически можно дойти пешком, но в тайге ориентиры легко теряются, а зимой без специального снаряжения шансы дойти куда-то стремятся к нулю.


Инженерная машина разграждения ИМР-1

И, наконец, Ямантау не годится на роль убежища судного дня, так как объект не имеет военного прикрытия. Именно внутренние войска смогли бы обеспечить порядок при эвакуации, а инженерные части гарантировали бы проход техники даже при слабой транспортной инфраструктуре. ПВО смогла бы прикрыть гору на случай атаки с воздуха. Между тем военные части, которые когда-то окружали этот объект, сейчас заброшены.

Все эти факторы не исключают потенциально более важную роль Ямантау. Об этом говорит то, что железная дорога все же была построена, в Белорецке был аэропорт, а гору окружали множественные строительные объекты и военные части. То, что сейчас эта инфраструктура разрушена и не восстанавливается, скорее говорит о том, что правительство не видит особой угрозы, к которой стоит готовиться.

Тем не менее, ядерная война не является единственным риском, ради которого стоит строить и содержать крупный подземный объект. Остается возможность пандемии, внезапной геологической или климатической катастрофы, падения крупного метеорита или астероида. Ради этого стоило бы развивать транспортную инфраструктуру, потому что нынешняя не гарантирует спасение никого, кроме персонала Ямантау, и, может быть, жителей Межгорья.

Чем же на данный момент является объект под горой Ямантау? Есть высокая доля вероятности, что там находится один из элементов системы “Периметр” - комплекса автоматического управления массированным ответным ядерным ударом. В этом случае в окрестностях горы должны быть ракетные шахты с командными ракетами, а также комплексы спутниковой связи. Впрочем, первые и последние могут быть мобильными. Кроме того, не исключено, что в подземных чертогах Ямантау располагается секретный научно-исследовательский или производственный объект. Эту версию косвенно подтверждает наличие на границе с Южно-Уральским заповедником другого закрытого города. В Трехгорном на “Приборостроительном заводе” с 1952-го года занимаются производством ядерных боеприпасов. Не исключено, что продукцию этого завода складируют под Ямантау. Лично я считаю эту версию наиболее вероятной, поскольку ввиду своей удаленности гора обеспечивает дополнительную безопасность, а при случайной детонации масса Ямантау предотвратит попадание радиоактивной пыли в атмосферу.

Подведем итоги. Ямантау не может претендовать на роль бункера Путина, хотя при должном развитии окружающей инфраструктуры имеет потенциал стать чем-то вроде ковчега на случай глобальной катастрофы. Сейчас Ямантау к этой роли не готов. Скорее всего (руководствуюсь принципом лезвия Окхама), нынешнее основное назначение объекта под горой Ямантау - это военный склад.

Источники:



Общественность узнала о горе Ямантау в 1996 году, после публикации статьи в газете «The New York Times» о некой секретной военной базе, расположенной внутри одной из крупнейших уральских гор. По слухам, в скальном массиве располагается гигантский бункер, в котором после начала ядерной войны разместится Правительство и Президент РФ…


Автор статьи привел доводы согласно которым стройка носила весьма масштабный и крайне секретный характер, к тому же частично финансировалась из дотационных средств выделяемых российскому правительству начала 90-ых, как говорится, для «поддержки штанов». Американского журналиста удивил тот факт, что стройка была развернута в момент жесточайшего экономического кризиса, поразившего российскую экономику: денег не хватало на элементарные социальные обязательства, но несмотря все сложности средства на строительство секретного объекта выделялись в необходимом объеме!


Согласно опубликованной информации секретный комплекс был размещен в недрах горы Ямантау, расположенной в Белорецком районе Республики Башкортостан, и носил исключительно военный характер. За короткое время военные строители прорубили внутри горы, а также в прилегающем подземном пространстве, настоящий «улий», включавший в себя несколько подземных этажей, узкоколейную железнодорожную ветку и даже собственную автомагистраль!


Сопоставив все факты и домыслы, американский журналист подвел суть своей публикации к тому, что русские опять готовятся к «холодной войне», которую планируют развязать в самое ближайшее время, а объект в горе Ямантау будет использован первыми лицами государства, если градус напряжения разогреет конфликт до обмена ядерными ударами.


Позже на основании данной статьи получило развитие несколько мифов, связанных с Ямантау. К примеру, наиболее популярными были слухи о том, будто бы внутри горы расположен некий «ковчег для золотого миллиарда», куда с началом крупных катаклизмов укроются сильные мира сего, а с приходом к власти В.В. Путина объект стали называть его личным бункером. Таинственности всей этой истории добавляет и тот факт, что никто из простых смертных не знает истинного предназначения объекта, так как доступ к горе перекрыт охранными подразделениями, а рядом с горой расположен ЗАТО «Межгорье» (закрытый город).


Территория вне периметра ЗАТО относится к Южно-Уральскому заповеднику, вход в который строго воспрещен под предлогом сохранения и рекреации редких видов растений и животных, хотя данное обстоятельство вполне типичная задача подобных учреждений. Тем не менее, отдельные граждане умудряются пробраться к горе и даже взобраться на ее вершину.


Впрочем, оценив условия расположения горы Ямантау и логистическую инфраструктуру в ее окрестностях, миф о том, что в случае введения военного положения здесь будет размещен Правительственный объект №1, кажется довольно странным.


Для начала нужно определиться, что вряд ли строительство какого-либо объекта, причем, неважно убежище ли это или же некий командный центр, может происходить непосредственно в самой горе, то есть в скальном массиве. Логичным было бы предположить, что по аналогии подобных, но более популяризированных мега-фортификаций, гора выполняет функцию некого экрана, при этом сама постройка находится под горой. В связи с чем расчеты габаритов скрытой обитаемой камеры никак не связаны с общим объемом Ямантау, тогда как в некоторых источниках проводится прямая параллель между объемом скальной массы и предполагаемыми размерами бункера.


Согласно мифу о правительственном бункере в период, когда страна будет охвачена хаосом войны или того же хуже окажется накрытой ядерным пеплом, откуда-то из недр Ямантау будет осуществляться коммуникация Правительства РФ с оставшимися силами обороны, а также гражданскими предприятиями. Однако данная версия, с учетом нескольких обстоятельств, вряд ли может считаться объективной.

Во-первых, в условиях современного военного конфликта силы наших «заокеанских партнеров», которые по-прежнему считаются стратегическим противником, способны уничтожить бункер сокрытый даже столь массивной горой как Ямантау. По некоторым оценкам достаточно будет нескольких точечных ударов боеголовками силой в сотню килотонн, чтобы пробить скальный массив и обрушить внутреннею тоннельную сеть, что приведет к невозможности эксплуатации подобного объекта, а ровным счетом поставит под угрозу жизнь первых лиц государства. Если рассмотреть действия западной коалиции на примере Афганистана, где последователи террористических организаций укрываются в сложных, но менее технологичных бункерах, размещенных в недрах гор, то становится очевидным, что бункер в скальном массиве не гарантирует сохранность жизни его обитателей.


К примеру, в прошлом году ВВС США входе операции против террористов из состава запрещенной в России организации ИГИЛ, проходившей в Афганистане близ провинции Нангархар, применили самую мощную не ядерную бомбу, которая состоит на вооружении в американской армии - GBU-43. Итогом операции стало полное уничтожение развитой сети подземных коммуникаций в одной из гор. После попадания 9,5 тонного снаряда взрыв от которого оценивается в 11 тонн тротилового эквивалента, объект был уничтожен.


Во-вторых, удаление центра от Ямантау не позволит первому лицу государства экстренно попасть внутрь убежища. Как минимум, нужно будет потратить два часа, чтобы долететь от Москвы до Южного Урала, к тому же принять президентский борт сможет ближайший к объекту аэропорт в г. Магнитогорске от которого нужно будет пролететь на вертолете еще 20-30 минут. В условиях, когда о внезапном (!) ядерном ударе становится известно максимум за полчаса эвакуировать Президента через полстраны, кажется не совсем рациональной идеей. Даже ставка Сталина, на случай если бы немцы заняли Москву, располагалась в Самаре, что намного ближе к центру нежели Ямантау. К тому же, нужно понимать, что убежище первых лиц государства должно быть секретным, а не популярным настолько, что даже в американской газете публикуют заметку о «тайном» убежище. Ведь какой смысл в таком бункере, если в случае конфликта данный объект станет одной из первых и важнейших целей наших «заокеанских партнеров».

В-третьих, расположение горы сложно назвать удачным в плане организации массовой эвакуации. Так как в случае начала ввода экстренных мер, помимо Президента, в бункер должны войти множество других специалистов вместе со своими близкими. Доставка воздушным путем вряд ли будет носить массовый характер, так что большая часть должна будет проследовать в убежище наземным транспортом.

Участок трассы "Тещин язык"

И вновь мы встречаем неразрешимые сложности. На территорию Ямантау можно добраться лишь по единственной двух полосной дороге, периодически переходящей в серпантин. Думаю, что не нужно лишний раз объяснять, что в случае резкого увеличения дорожного трафика данный участок трассы будет попросту заблокирован автомобилями из-за возникшего затора и организация доставки ценных специалистов окажется под угрозой срыва. Что же касается ж\д ветки, то в настоящее время линия не функционирует и запустить ее в срочном порядке будет достаточно проблематично, так как на некоторых ее участках банально отсутствуют рельсы: непонятно является ли данное состояние линии очередной "стратегической хитростью" или же кто-то из местных жителей банально подсуетился сдав участок железнодорожного полотна в пункт приема черных металлов.

Железнодорожный узел к Ямантау сложно называть "обитаемым"

Конечно же, может быть существует какая-то альтернативная ЖД ветка к секретному объекту, но так как о подобных элементах транспортной инфраструктуры ничего неизвестно, то и ссылаться на данный вариант, как на способ решения транспортного вопроса не следует.


Так какова же истинная цель и предназначение объекта под Ямантау? Разумеется, что точного ответа мы не узнаем, но очевидно, что вряд ли здесь должен укрыться Президент России. Впрочем, альтернативных версий тоже хватает, к примеру, существует предположение, что данный объект используется в качестве одного из центров оперативного управления системой автоматического запуска ядерных ракет, в рамках проекта ответного удара - «Периметр» («Мертвая рука») . О том, что данный объект мог являться частью секретной программы свидетельствует тот факт, что близ горы до 1994 года располагалась войсковая часть, по всей видимости, относившаяся к РВСН, так как на ее территории любопытные туристы смогли обнаружить несколько затопленных ракетных шахт! Ныне от воинского подразделения осталось лишь несколько построек. Помимо сообщений от туристов в Интернете на разных форумах и в группах социальных сетей иногда проскальзывают сообщения от лица некогда служивших вблизи секретной горы солдат. В своих сообщениях бывшие военнослужащие делятся информацией об участии в постройке неких объектов, которые по их мнению походили на пусковые шахты.

По другой версии под горой располагается некий секретный НИИ либо площадка для длительного хранения чего-то взрывоопасного. При этом гора в данном случае - некий защитный экран и в случае возникновения внештатной ситуации массивная Ямантау погасит ударную волну.

Отвечая на вопрос обозначенный в заголовке данного материала, можно предположить, что все рассказы о "бункере Путина" внутри горы Ямантау это не более чем миф. Сама же гора, скорее всего, является частью оборонного комплекса, а так как данная территория по прежнему обременена статусом режимного объекта, то о точном предназначении самой "таинственной горы" Южного Урала мы вряд ли узнаем в ближайшем будущем.

На территории нашей Родины множество подобных объектов о большей части которых нам с вами - обывателям, попросту ничего неизвестно. C помощью засекреченных предприятий и элементов оборонной системы страны, государство обеспечивает нашу с вами безопасность. Так что и контроль за подобными объектами весьма серьезный, а любая попытка проникновения на действующие секретные и режимные предприятия любопытства ради может повлечь за собой не только административную ответственность, но и стать причиной трагической гибели любопытного сталкера, ведь, как известно, устав караульной службы допускает применение огнестрельного оружия в отношении нарушителей режима допуска на охраняемый объект.

ЛЮБУШКИН Андрей || «Таинственный Урал»
отсюда

Самые интересные и привлекательные для человека места создала сама природа. Увидеть нетронутые живописные места, пройтись под сенью густого леса и почувствовать себя таким маленьким рядом с величественными горными хребтами – такой досуг придется по душе самому искушенному путнику. В самом сердце Урала находится гора Ямантау – одно из самых красивых и желанных мест для пешего туриста. Это признанная уральская жемчужина с гигантским куполом и невероятно загадочной историей.

Название горы Ямантау на русский язык можно перевести как «злая гора». Само обозначение, данное когда-то горному массиву Южно-Уральского заповедника местными жителями, говорит о том, что Ямантау окутана домыслами и загадками.

Гора Ямантау – высшая точка Южного Урала, 1638 метров над уровнем моря. Она находится на территории Республики Башкортостан, в Белорецком районе, на пересечении рек Большой и Малый Инзер. В 10 км от массива расположена вершина Малый Ямантау высотой 1512, 7 метров.

Гора состоит сплошь из больших камней, дорога к вершине проходит через лес, который заканчивается на высоте примерно 1000 метров. Весь оставшийся путь составляют массивные камни. Издалека гора выглядит как симметричный купол, рядом с которым видна вершина поменьше.

К западу от подножья горы Ямантау, примерно в 10 км, расположен закрытый город Межгорье. Путники, желающие забраться на вершину, заходят со стороны хребта Машак. На этой дороге почти нет опасности встретить военных, которых охраняют внутреннюю часть горы – предположительно город Солнечный.

Между Большим Ямантау и соседней вершиной есть живописная седловина с буйной растительностью, дикорастущей голубикой. С седловины можно увидеть большую впадину, напоминающую канаву, которая расположена на склоне Ямантау прямо в камнях. Ее происхождение неизвестно.

Вокруг горного массива проходит линия электропередачи, это очень удобно для путников, желающих покорить высоту горы Ямантау. Под ЛЭП можно оставить рюкзаки и совершить подъем.

Вход на территорию заповедника, где находится гора Ямантау, простым путникам не так уж просто найти. На их пути может встретиться много егерей, которые следят за порядком и имеют право выдворить путешественника с территории.

У подножья горы раскинут целый горно-обогатительный комплекс с выделенным автомобильным и железнодорожным въездом под землю. Этот комплекс обслуживается закрытым городом Межгорье с населением 16000 человек. Неизвестно, что находится внутри горы, вокруг этой загадки ходит большое количество слухов и домыслов.

Рядом с местом, где находится гора Ямантау, есть узкая трасса Р316, на которой водителю требуется проявить весь свой профессионализм. На трассе множество обрывов, мосты через горные реки в полуразбитом состоянии. Также на этой дороге растет вероятность аварийной ситуации – всего одна машина может остановить движение всей машин на трассе. С трассы до подножья горы можно дойти пешком, но для этого понадобятся определенные знания ориентиров в тайге.

На вершине Ямантау можно найти остатки вертолетной площадки, разрушенные казармы, другие следы пребывания военных, которые находились на вершине до 90-х годов. В центре заросшего мхом плато установлен бетонный обелиск памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной Войны.

С вершины Ямантау Южный Урал виден, как на ладони. С горы открывается обзор на хребты Нары, Машак, Большой Шелом и другие горы.

Загадки и легенды

Многие местные жители верят, что название горы появилось не из-за сложности ее восхождения или сильного тумана вокруг, осложняющего выпуск домашнего скота на пастбище. Они считают, что в тумане живут души злых дев, забирающих усталых путников, имеющих неосторожность забраться на вершину. Эта версия поддерживается несколькими реальными историями о пропавших путешественниках и их умерших от неясных причин лошадей.

Самый известный слух, в который верит башкирское население, связан с персонажем местной мифологии. По древнему поверью, богатырь Шульган представлял на земле злые силы, через пещеру Капаву на горе он забирал живых людей в свое подземное царство, превращая их в призраков Ямантау. Так гору стали считать мрачным порталом между параллельными мирами и побаиваться.

В конце 90-х годов появились первые слухи о таинственной стройке в районе Уральских гор. Первыми источниками этой информации стала американская пресса. Издательство «Нью-Йорк Таймс» сообщило, что Россия приступила к сооружению под землей гигантского военного комплекса. Назначение комплекса оставалось под вопросом – приводились аргументы в пользу бункера, хранилища государственных ценностей, хранилища добываемой руды. К комплексу внутри горы от ближайшего города Белорецка (нынешний ЗАТО Межгорье) была подведена автомагистраль и железнодорожные пути.

От лица неизвестного строителя появились данные о подземном объекте, который строился в советские годы под управлением Министерства Обороны. В 2002 крупнейшая строительная кампания подошла к завершению, с того времени в Башкортостан участились визиты представителей правительства РФ. В подземном городе есть все условия для жизни – коммуникации, инфраструктура. Проживание в комплексе рассчитано примерно на 300 тысяч человек, находиться в нем можно до 6 месяцев без выхода на поверхность.

Официального заявления от правительства страны по поводу назначения охраняемого подземного комплекса горы Ямантау не было. Есть версия, что эти данные засекречены, и большое количество военных действительно охраняет производственный или научно-исследовательский объект государственного значения.

Особенности восхождения на гору

На территорию заповедника, где находится гора Ямантау, достаточно сложно попасть. Секретная зона закрытого города Межгорье, которую охраняют люди в форме, регулярно проводится тщательному досмотру, путников могут в любой момент остановить для проверки документов и даже не пустить на территорию.

Самые упорные путешественники восходят на гору через деревни Кузъелга и Татлы, что находятся в стороне Белорецка. Этот путь не затрагивает запретные участки, нет риска встретить военных. Также безопасный маршрут к Ямантау на карте проложен с восточной стороны горы, через деревню Нура. Южная часть полностью покрыта болотами, поэтому эта дорога закрыта для человека.

Несмотря на мистические слухи, связанные с этим местом на Урале, гора Ямантау является излюбленным местом для любителей покорения гор. Тщательно подготовившись к путешествию на вершину, позаботившись о безопасности и изучив дорогу, можно подняться на высоту без особых сложностей и прочувствовать всю красоту мира, лежащего под ногами.