Соревнование по коррупции. Страны с самым низким и самым высоким уровнем коррупции Страны где нет коррупции

Все слышали о проблеме коррупции и громких заявлениях о борьбе с ней. Но, к сожалению, многие не до конца понимают причины этого явления и масштабы его распространенности. В таком случае трудно понять, какие методы действительно могут противодействовать коррупции, а какие – лишь популизм и красивые слова. Давайте рассмотрим основные причины и последствия коррупции, а также проблемы, связанные с ее искоренением в мире и в России.

Прежде всего, следует разобраться с самим понятием коррупции. Существует много вариантов его определений. Если обратится к словарю, определения коррупции будет звучать как «моральное разложение должностных лиц и политиков», в число которых входят незаконное обогащение, взяточничество, кража и т.д. Но борьба с «моральным разложением» больше напоминает бой с мельницами, поэтому лучше всего опираться на букву закона. Федеральный закон «О противодействии коррупции» предоставляет такое определение: «Коррупция — это злоупотребление служебным положением (…) либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды» . Выгода может проявляться в разной форме, начиная от взяток и хищения денег и заканчивая незаконной помощью друзьям и родственникам. В правовом определении перечисляются наиболее распространенные формы коррупции:

  • дача и получение взятки;
  • злоупотребление полномочиями;
  • коммерческий подкуп.

Уголовный кодекс РФ к коррупционным преступлениям относит:

  • посредничество в дачи взятки;
  • незаконное участие в предпринимательстве;
  • нарушение порядка финансирования избирательной кампании;
  • контрабанду;
  • влияние на результат спортивного или коммерческого соревнования.

Коррупцию классифицируют в зависимости от сферы, охвата, статуса коррупционера, госоргана или предприятия, равноправия или подчинения субъектов коррупции.

Но, независимо от классификации, коррупция отражает определенную систему, тип мышления, грозящий серьезными последствиями для общества. Помимо очевидных последствий в виде несоблюдения обеспеченными слоями законодательства и недоступности некоторых услуг населению, коррупция приносит огромный вред в масштабе всей страны:

  • сдерживает демократию, превращая выборы любого уровня из голосования за лучшую программу для всех в голосование за своего покровителя;
  • подрывает доверие к власти и приводит к социальной нестабильности;
  • замедляет экономическое развитие, тратя капитал на подкуп и делая выход на рынок почти невозможным;
  • снижает качество кадров, делая высшее образование и прием на работу невозможными без взятки.

Коррупция так же стара, как и само общество. Со времен появления социального неравенства власть имущие не упускали возможности злоупотребить своим положением. Такая проблема среди бюрократов упоминается даже в источниках Древнего Египта и Месопотамии. Борьбу с нечестными чиновниками в России начал еще Иван ІІІ, но, как видите, его дело так и не закончили. И это несмотря на то, что Иван Грозный не задумываясь казнил коррупционеров , а Петр I и Екатерина II пытались ввести для них высокое жалование – чтобы отбить желание взымать его с народа. Советская эпоха, начавшаяся под лозунгами борьбы со взяточниками и бюрократами, в конечном итоге породила их еще больше. Проблема остается актуальной и сейчас, несмотря на все законы и усилия. Так что же мы делаем не так?

Чтобы вылечить болезнь, нужно понять ее причины. Главные причины коррупции, помимо свойств человеческой природы и особенностей менталитета, заключаются в несовершенности законодательства и контроля, отсутствии стандартов прозрачности, нестабильности политической и экономической системы. Причины коррупции в России значительной мерой коренятся в советских традициях, терпимости населения к этому явлению, и его неверию в эффективность правоохранительных органов.

Интересный факт: Как сообщает Всемирный Банк, страны, которые активно противодействуют коррупции, могут увеличить ВВП в 5 раз!!! в течение года.

Вышеупомянутые факторы делают борьбу с коррупцией еще сложнее. Основы противодействия коррупции должны заключаться в системности подхода, направленного не только на фактический контроль и наказание, но и на предотвращение коррупции. К мерам по профилактике коррупции относятся:

  • информационная работа с населением, нацеленная на донесение к обществу идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;
  • повышение прозрачности госструктур;
  • независимость СМИ;
  • повышение уровня соцзащищенности госслужащих;
  • упрощение бюрократических процедур, перевод их в электронную форму.

Для борьбы с коррупцией недостаточно принятия нормативных актов. Необходимы существенные изменения системы противодействия, введение новых структур и механизмов. Поэтому меры противодействия коррупции включают:

  • активное участие гражданского общества, создание и наделение полномочиями структур самоорганизации населения для борьбы с коррупцией;
  • взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;
  • особое внимание к обеспечению беспристрастности судей;
  • принятие необходимых законов исходя из интересов страны, а не членов парламента;
  • повышение ответственности всех причастных сторон.

Коррупция – интернациональная проблема, и практически каждая страна в мире сталкивается с ней в том или ином масштабе. Уровень коррупции в странах мира в 2018 году тесно связан с уровнем политических и экономических показателей государства. Это объясняется правовой культурой населения, эффективностью правоохранительной системы, образованности и обеспеченности населения.

  1. Дания.
  2. Новая Зеландия.
  3. Финляндия.
  4. Швеция.
  5. Норвегия.
  6. Швейцария.
  7. Сингапур.
  8. Нидерланды.
  9. Люксембург.
  10. Канада.

Наиболее коррумпированные страны – преимущественно находящиеся в Африке, а также несколько азиатских и южноамериканских стран.

Высокие результаты западных стран объясняются многолетним опытом борьбы с коррупцией и построения демократических государств с гражданским обществом. Наказания за коррупцию в этих странах колеблются от штрафов до тюремного заключения сроком 15 лет.

Наибольший интерес представляет опыт борьбы с коррупцией стран Азии, многим из которых удалось за очень короткий срок развить экономику и общество до западного уровня. При этом коррупция была одной из главных проблем на их пути, поэтому избранная стратегия противодействия в большинстве стран была особенно жесткой, вплоть до казней и заключений на длительный срок.

Интересный факт: Одно из самых жестких законодательств по отношению к коррупционерам существует в Китае. С начала 2000-ых в стране казнили более 10 тысяч чиновников . Тем не менее, Китай остается на 83 месте в рейтинге наименее коррумпированных стран.

Но сегодня некоторые азиатские страны – лучший пример прозрачности. В Южной Корее используется система контроля через интернет, и практически каждый совершеннолетний гражданин вправе начать расследование о коррупции. Антикоррупционная система Сингапура концентрируется на предотвращении коррупции: соответствующий орган анализирует недостатки в госструктурах и корпорациях и указывает на них еще до того, как они будут использованы нечестным путем.

Коррупция в современной России представляет собой серьезную проблему. Согласно Рейтингу восприятия коррупции, индекс коррумпированности для России не меняется, а позиция РФ в рейтинге стран– медленно ухудшается: с 119-го на 131-е место. Больше половины граждан не верят, что могут внести вклад в борьбу с коррупцией в России.

Интересный факт: Ежегодно в России платят взяток на сумму, равную ВВП такой страны, как Греция.

С целью решения проблемы коррупции в России был учрежден Совет при президенте РФ по противодействию коррупции, а также специальный отдел при прокуратуре.

Согласно законодательству РФ, за коррупцию предусматривается следующая ответственность:

  • штраф;
  • лишение права занимать должность или заниматься деятельностью в конкретной сфере;
  • исправительные, принудительные или обязательные работы;
  • условный или тюремный срок до 12 лет.

Как показывает мировой опыт, достичь реальных результатов в борьбе с коррупцией можно только приобщив всех граждан к этому делу. В большинстве случаев собрать достаточно доказательств и наказать преступника получается лишь благодаря сообщениям простых граждан. Поэтому каждый должен знать, куда сообщать о коррупции. С устным или письменным заявлением следует обратиться в ближайшее отделение полиции. Также можно подать заявление в прокуратуру или суд.

Для государственных и муниципальных служащих важно помнить, что сообщение о коррупции – их прямая обязанность, а ее невыполнение – правонарушение.

Даже если сообщение о коррупции не подтвердится, сообщивший не несет за это ответственности – только если сообщение не было заведомо ложным. И все же для тех, кто чего-то опасается, можно сообщить о коррупции анонимно, с помощью телефона доверия соответствующего региона или письмом по почте.

Коррупция – система, в которую тем или иным образом включается все общество, и для эффективной борьбы с ней также необходимо участие всех активных членов общества. Первый шаг – разработка законодательной базы – уже сделан, теперь перед всеми гражданами стоит задание отказаться от искушения «упростить» себе жизнь очередной взяткой. Коррупция – одна из главных препятствий на пути к развитой экономике и обществу, и без ее устранения не обойтись.

Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2018 год. Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Последние три года Россия набирала 29 баллов, а в этом году потеряла один балл и опустилась на три места. Столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика.

Индекс восприятия коррупции - составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 года. Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто - самый низкий.

В группе лидеров произошли несущественные изменения: первое место заняла Дания (88 баллов), второе - Новая Зеландия (87 баллов), а третье разделили Финляндия, Швеция, Швейцария и Сингапур (по 85 баллов). В конце списка - Сомали (10 баллов), Сирия и Южный Судан (13 баллов). Соединенные Штаты Америки получили 71 балл (на 4 балла меньше, чем в прошлом году) и впервые за долгое время не смогли попасть в первую двадцатку лидеров. Также два балла потеряла Бразилия, заработав самый низкий показатель ИВК за семь лет - сейчас у нее 35 баллов.

В группе стран СНГ и географических соседей России самый большой рывок совершил Таджикистан - с 21 до 25 баллов. На два балла улучшили свое положение Украина (с 30 до 32 баллов) и Молдавия (с 31 до 33 баллов). Часть стран остались с прежними результатами (Казахстан - 31 балл, Армения 35 баллов, Киргизия 29 баллов). Азербайджан же потерял целых 6 баллов: в ИВК - 2018 страна получила 25 баллов против 31 в 2017 году.

Помимо традиционного индекса, ИВК - 2018 включает в себя дополнительное исследование, показывающее взаимосвязь между уровнями восприятия коррупции и уровнем демократии в стране. В рамках этого исследования авторы анализируют связь между коррупцией и глобальными трендами развития демократии в условиях, когда демократическим институтам и нормам угрожают зачастую авторитарные лидеры или популисты.

С точки зрения «Трансперенси Интернешнл - Россия», Российская Федерация отлично иллюстрирует эту тенденцию. Проблемы с коррупцией связаны с тем, что действующие институты демократического общества зачастую подменяются их имитацией. В связи с этим, мы видим следующие возможности для исправления ситуации:

  1. Дополнить антикоррупционное законодательство нормами, регулирующими лоббирование, раскрытие бенефициарных собственников активов и защиту заявителей о коррупции. Ратифицировать Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и принять соответствующие поправки в национальное законодательство.

  2. Исполнять обязательства в рамках международного антикоррупционного права, включая рекомендации Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Реализовать меры по возвращению активов, украденных посредством коррупционной деятельности, и расследованию трансграничных финансовых преступлений.

  3. Повысить независимость избирательных комиссий, минимизировать влияние органов исполнительной власти на процесс их формирования.

  4. Разработать методические рекомендации и материалы для преподавателей университетов и учителей в школе, чтобы дать им применимые инструменты антикоррупционного образования. Научить учителей и преподавателей их применять.

  5. Не применять экономические, организационные, законодательные и информационные меры, ограничивающие гражданское общество и журналистов. За последние два года набор этих мер пополнился массовыми «ликвидационными» штрафами и компенсациями, которые ставят под угрозу существование независимых СМИ, антикоррупционных организаций и гражданских объединений.

  6. Вместо этого - более активно и охотно реагировать на расследования журналистов и активистов, касающиеся публичных должностных лиц.

  7. Ограничить роль государства в тех сферах общественной жизни, которые могут развиваться сами. Примеры излишнего присутствия государства, приводящего к коррупционным практикам, можно найти в наших публикациях, посвященных или .

  8. Противодействовать возникновению и функционированию неформальных общественных институтов, которые заменяют собой институты формальные, но распределяют ресурсы, полномочия и бюджеты по своему усмотрению, непрозрачно и не подотчетно.

  9. Наконец, открывать больше данных на всех уровнях.

    Материалы ИВК-2018

Россия заняла 135-е место из 180 в Индексе восприятия коррупции Transparency International, поделив эту строчку с Парагваем и Киргизией. Громкие суды над чиновниками не повлияли на мнение экспертов о коррупции в стране

Лидеры и аутсайдеры

Россия в 2017 году набрала 29 баллов из 100 возможных в Индексе восприятия коррупции (Corruption perception index), который ежегодно составляет международная антикоррупционная организация Transparency International (TI).

Такое же количество баллов набрали Доминиканская Республика, Гондурас, Киргизия, Лаос, Мексика, Папуа — Новая Гвинея и Парагвай, свидетельствует обнародованное организацией исследование. Перечисленные страны делят с Россией 135-ю строчку из 180 в рейтинге наименее коррумпированных государств, который составила Transparency.

В релизе Transparency отмечается, что уже третий год подряд Россия набирает в индексе 29 баллов, в то же время ухудшилось положение страны в рейтинге: по итогам 2015 года она занимала 119-ю строчку, а по итогам 2016 года — 131-ю. Это связано со вклю​чением в индекс новых государств, а также с переменами в других странах, пояснили в Transparency. Например, государства, занимавшие по итогам 2016 года то же место в рейтинге, что и Россия, спустя год незначительно (на один-два балла) улучшили свои результаты; это Иран, Украина, Казахстан и Непал.

Лидеры и аутсайдеры индекса последние несколько лет остаются неизменными: первые места занимают Новая Зеландия (89 баллов), Дания (88 баллов), Финляндия, Норвегия и Швейцария (по 85 баллов). Замыкают рейтинг Сомали (9 баллов) и Южный Судан (12 баллов).

«Те страны, которые набрали меньше среднего значения — у нас это 43 балла, — это государства, где отсутствуют сами институты, способные гарантировать безопасность от коррупции», — заявил РБК директор российского отделения Transparenсy Антон Поминов.

Согласно методологии рейтинга, нулевое значение в индексе соответствует максимально возможному уровню коррупции, сотня — минимальному. Transparency составляет свой индекс, используя регулярно публикуемые исследования ряда международных организаций — Всемирного банка, Freedom House, фонда Bertelsmann и других. Каждое из этих исследований анализирует отдельный аспект: инвестиционные риски, свободу слова, уровень жизни, сложность ведения бизнеса, но все они так или иначе затрагивают вопросы коррупции. «Мы вычленяем оттуда вопросы, относящиеся к нашей теме, приводим их все к стобалльной шкале и считаем по имеющимся источникам значения для каждой страны», — рассказал Поминов.

Аресты не помогли

Восприятие коррупции в России не изменили прошедшие в конце 2017 — начале 2018 года громкие коррупционные судебные процессы над чиновниками: бывшим министром экономического развития и экс-губернаторами и , подчеркивается в релизе TI. Суровые приговоры, по мнению экспертов организации, «не произвели на респондентов достаточного впечатления, чтобы признать какие-то подвижки в противодействии коррупции».​

Поминов полагает, что для улучшения позиции России в рейтинге не хватает системного подхода к борьбе с коррупцией, и приводит в пример множество западных компаний, которые попались на подкупе российских должностных лиц: Siemens , Daimler , Hewlett Packard , Pfizer . «Когда вместо реформ, направленных на независимость судебной системы и парламента, мы хватаем кого-то из чиновников для виду или чтобы с ним за что-то поквитаться, это не производит впечатления ни на граждан, ни на зарубежных инвесторов», — рассуждает директор российского отделения Transparenсy.

«Надо разделять неумелые попытки представить борьбу с коррупцией несколькими громкими делами и реальное восприятие коррупции», — согласен общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей Александр Хуруджи. — Предприниматели и граждане не видят улучшений, за исключением снижения низовой коррупции благодаря повсеместному запуску по стране МФЦ».

По его мнению, на подобные рейтинги могут обращать внимание представители глобальных корпораций. В то же время Хуруджи указывает на то, что большинство предпринимателей к ним относятся скептически. «Бизнес никогда честно расшифровывать не будет, кому давал взятки, и на составление подобных рейтингов серьезно влияет субъективный фактор восприятия», — рассуждает он.

Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции - 2016 (ИВК-2016), который каждый год составляет международная организация Transparency International. Россия получила 29 баллов из 100, оказавшись в одном ряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной.

По сравнению с Индексом 2015 года положение России фактически не изменилось: она получила то же количество баллов, а снижение позиции в рейтинге (со 119-го до 131-го места) обусловлено тем, что в этом году в нем учитывается большее количество стран.

Первое место в ИВК-2016 разделили Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), второе заняла Финляндия (89 баллов), третье - Швеция (88 баллов). Аутсайдеры рейтинга - Северная Корея (12 баллов), Южный Судан (11 баллов) и Сомали (10 баллов). Состав лидеров и аутсайдеров по сравнению с 2015 годом почти не изменился.

Индекс восприятия коррупции - составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Transparency International выпускает ИВК ежегодно с 1995 года. Индекс рассчитан на основании данных за последние два года (2015–2016), собранных 12 независимыми организациями в ходе опросов среди экспертов и предпринимателей по всему миру. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 - с самым низким.

По мнению генерального директора «Трансперенси Интернешнл – Россия» Антона Поминова, в 2016 году в России «ранее существовавшая тенденция к уточнению норм антикоррупционного законодательства дополнилась безудержной охотой на отдельных коррупционеров и приравненных к ним». По словам вице-президента международного движения Transparency International Елены Панфиловой, эта охота лишь похожа на настоящую: «На самом деле довольные посетители стреляют в тире из заранее заготовленного ружья по уточкам, которые хозяин заботливо расставил по полочкам».

Среди наиболее важных внешних факторов, повлиявших на положение в ИВК-2016 России и других стран, - утечка документов компании Mossack Fonseca («Панамские документы»). В опубликованном архиве фигурировали офшоры людей из окружения высокопоставленных российских чиновников. Информация об этом широко освещалась в российских и иностранных СМИ и не могла не повлиять на ответы респондентов.

Согласно докладу группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO), Россия в 2016 году полностью выполнила 10 его рекомендаций по борьбе с коррупцией из 21, а оставшиеся 11 выполнила частично. Кроме того, в этом году Россия стала участником соглашения Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) об автоматическом обмене финансовой информацией с налоговыми службами других стран, который должен начаться в 2018 году.

Наблюдаются некоторые улучшения в сфере антикоррупционного законодательства, однако правоприменительная практика меняется мало. Так, законодательно закреплено изъятие незаконно нажитой собственности, однако на практике эта мера почти не применяется.

Российским чиновникам запретили владеть иностранными финансовыми инструментами. Принят закон о «черном списке» людей, уволенных с государственных должностей и из правоохранительных органов за коррупционные нарушения. Введена ответственность компаний за то, что они не хранят или не обновляют данные о своих бенефициарах. Правительство своим постановлением от 28 июня 2016 года № 594 запретило федеральным чиновникам работать с организациями, сотрудниками которых являются их родственники. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда 31 октября 2016 года постановила, что чиновник может быть уволен за непредоставление сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга.

С другой стороны, из Национального плана по противодействию коррупции на 2016-2017 годы пропало упоминание о защите заявителей о коррупции - важнейшем элементе антикоррупционной политики. По-прежнему не принят закон о лоббизме, упомянутый в предыдущем Национальном плане.

Во второй половине 2016 года широкий общественный резонанс вызвали громкие дела против высокопоставленных чиновников. Например, министр экономического развития Алексей Улюкаев и генерал ФСО Геннадий Лопырев были задержаны в ноябре, а полковник-миллиардер Дмитрий Захарченко из МВД - в сентябре. Однако эти дела далеко не всегда воспринимались гражданами России в антикоррупционном контексте: как показал опрос ВЦИОМ, более половины россиян посчитало арест Улюкаева «показательной акцией или сведением счетов», а не реальной борьбой с коррупцией.

«Настоящая антикоррупция и последующее развитие страны возможны только тогда, когда начинают укрепляться институты, наиболее важными из которых является прозрачные, честные выборы для контроля за политиками от главы сельсовета до президента, а также независимая ни от одной из ветвей власти, облеченная доверием граждан и бизнеса и эффективно, а не для палочки работающая система верховенства права», - говорит Антон Поминов.

Рекомендации:
1. Разработать и принять законы о лоббистской деятельности и о защите заявителей о коррупции.
2. Обязать правоохранительные органы реагировать на общественные и журналистские расследования.
3. Включиться в международное сотрудничество по возвращению активов и установлению бенефициарных собственников.
4. Обеспечить выборность председателей судов и случайное распределение дел между судьями в рамках их специализации; обеспечить независимость хозяйственной деятельности судов от исполнительной власти и от Администрации президента.
5. Повысить независимость избирательных комиссий, сведя к минимуму влияние на процесс их формирования со стороны органов власти.

Контактная информация:

В последние несколько дней россиян потрясли информационные сообщения о задержании государственных чиновников, обвиненных в причастности к коррупционным скандалам.

После подобных новостей вновь стали популярны комментарии и мнения о том, что коррупция в России достигает просто огромных масштабов и вообще РФ является самой коррумпированной страной в мире. Тем не менее это далеко не так.

Некоммерческая организация Transparency International рассчитывает собственный коррупционный индекс стран - Corruption Perceptions Index. По его итогам выставляет баллы - от 0 до 100. Чем ближе к сотне, тем лучше. Результаты в основном предсказуемы: побеждают почти всегда небольшие северные демократии. Вот результаты за 2015 г.: Дания (91) - 1-е место, Финляндия (90) - 2-е место. Швеция с 89 баллами, как несложно догадаться, заняла третью строчку. Интересно посмотреть, какие страны западного мира имеют самый высокий уровень коррумпированности. Ниже приводится рейтинг 16 стран ОЭСР с самым высоким уровнем коррумпированности.

Чили


Corruption Perceptions Index:
70

Несмотря на то что Чили — одна из самых коррумпированных стран в ОЭСР, это, однако, одна из самых наименее коррумпированных стран в Латинской Америке, где такие страны, как Бразилия, Венесуэла и Парагвай, являются лидерами по этому показателю.

В целом индекс коррумпированности Чили — 70, что на 3 пункта меньше, чем в прошлом году. Это означает, что за год страна стала чуть более коррумпированной, чем была раньше.

Эстония


Corruption Perceptions Index
: 70

В 2012 г. президент Эстонии Тоомас Хендрик Илвес принял антикоррупционный закон, направленный на повышение прозрачности в государственном секторе. Благодаря этому индекс коррумпированности страны вырос с 69 до 70.

Франция


Corruption Perceptions Index: 70

За последний год уровень коррумпированности во Франции немного снизился - на 1 пункт, составив 70 из 100. Кроме того, коррупция в стране не очень широко распространена.

Португалия


Corruption Perceptions Index: 63

В исследовании Ernst & Young, которое было проведено в июне 2015 г., 83% жителей Португалии заявили, что коррупция и взяточничество широко распространены в их стране.

В 2014 г. бывший премьер-министр Жозе Сократеш был задержан по подозрению в налоговом мошенничестве и отмывании денег.

Польша


Corruption Perceptions Index : 62

С индексом 62 Польша едва не дотягивает до топ-10 самых коррумпированных стран ОЭСР.

Кумовство в Польше получило широкое распространение.

Как отмечает портал GAN Integrity: "Политическая коррупция является серьезным препятствием для бизнеса, так как политики используют свое положение, для того чтобы получить выгоду, а кумовство в этой стране получило широкое распространение".

Израиль


Corruption Perceptions Index : 61

Израиль — одна из самых бедных стран ОЭСР и одна из самых коррумпированных. Индекс Израиля — 61 из 100.

В мае 2015 г. бывший премьер-министр страны Эхуд Ольмерт был осужден за взятку в более $150 тыс., которую он получил от американского магната.

Словения


Corruption Perceptions Index : 60

Словения за последние годы пережила несколько коррупционных скандалов.

Так, в 2013 и 2014 гг. в стране происходили массовые акции протеста против премьер-министра Янеза Янша и лидера оппозиции Зорама Янковича. Их обвиняли в том, что они скрывали свои активы и доходы.

Испания


Corruption Perceptions Index : 58

До недавнего переизбрания премьер-министр Мариано Рахой был обвинен в коррупции. Не так давно разгорелся новый скандал, в котором оказалась замешана "Народная партия". 24 человека были арестованы по обвинениям во взяточничестве.

В целом Испания получила 58 баллов от Transparency International.

Чехия


В этом году Чехия получила 56 баллов по сравнению с 51 в прошлом году.

Такой рост связан с завершением коррупционного скандала в стране, который в 2013 г. привел к тому, что премьер-министр Петр Некас был вынужден уйти в отставку.

Южная Корея


Corruption Perceptions Index : 56

Коррупция — это большая проблема для Южной Кореи.

В 2015 г. премьер-министр страны был вынужден уйти в отставку в апреле из-за обвинений во взяточничестве, о которых было сказано в предсмертной записке известного предпринимателя.

Венгрия


В прошлом году индекс Венгрии был 54, однако в этом году он упал до 51, так как уровень коррупции в стране вырос.

В стране широко распространена практика давать небольшие взятки докторам и хирургам. Согласно одному из опросов 92% жителей Венгрии считают, что это уместно.

Словакия


Corruption Perceptions Index : 51

Словакия также получила 51 балл, войдя в список самых коррумпированных стран Европы.

В последнее время в стране разразился сильный коррупционный скандал, когда политики, представители власти и главы компаний были обвинены во взяточничестве.

Греция


Corruption Perceptions Index : 46

Уровень коррупции в стране снизился по сравнению с прошлым годом. Страна набрала 46 баллов по сравнению с 43 за прошлый год.

В стране широко распространено такое явление, как fakelaki, что означает небольшую взятку за получение более высокого качества услуг.

Италия


Corruption Perceptions Index : 44

Коррупция в этой стране часто ассоциируется с бывшим премьер-министром страны Сильвио Берлускони, которого много раз обвиняли во взяточничестве.

Кроме того, в 2013 г. он был осужден за налоговое мошенничество, а в 2015 г. был признан виновным во взяточничестве.

Турция


Corruption Perceptions Index : 42

Турция — это самая коррумпированная страна в Европе, которая набрала всего 42 балла из 100.

В 2013 г. страну сотрясали масштабные скандалы, связанные с директором государственного банка, при этом многие известные предприниматели подозревались во взяточничестве, мошенничестве, отмывании денег.

Мексика


Corruption Perceptions Index : 35

Самая коррумпированная страна в ОЭСР — это Мексика, ее индекс всего 35. Это неудивительно, учитывая, что Мексика является центром наркоторговли. Потоки наркотиков идут через Мексику из стран Латинской Америки в США.