Тадж махал кто строил. Тадж-махал, история любви. Смотреть что такое "Тадж-Махал" в других словарях

Тадж Махал и интересные факты о нём привлекают внимание множества туристов. В 2014 году там побывало около 6.5 млн человек. Более 53 событий, обстоятельств и историй о строительстве и архитектуре, о прошлом и сегодняшнем дне памятника собраны и изложены для вас кратко в этой статье.

Тамерлан и его влюблённый потомок Джахан

Тадж Махал построили из белого мрамора
  1. На территории современного Узбекистана в 14 веке жил полководец Тамерлан или Тимур — основатель империи Тимуридов (совр. Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Афганистан, Иран, Ирак). Его потомок, правитель империи Великих Моголов (Тимуридское государство на территории современных Индии, Пакистана, Бангладеш, юго-восточного Афганистана) в 1627-1658 годах — падишах Шах-Джахан I, обессмертил своё имя постройкой Тадж Махала.
  2. Тадж Махал — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре (Индия).
  3. Чтобы с помощью архитектуры передать красоту своей любимой жены, умершей во время 14-х родов, падишах обменял дворец в центре столицы на землю (чуть больше гектара) в 7 км от города на берегу священной реки Ямуны (Джамуны).
  4. Вскоре после строительства мавзолея сын падишаха стал управлять государством, а отец продолжал комфортно жить в форте Дели. После смерти его похоронили рядом с женой. Этот факт преподносят как свержение отца и заточение его в тюрьму. Мнение индийских историков можно узнать из публикации «Тадж Махал, Тамерлан и любовь с первого взгляда» на канале Дзен Архитектура .

6 интересных фактов о том, как строили Тадж Махал

  1. В работах были заняты 22000 мастеров из Средней Азии, Персии, Ближнего Востока. 37 специалистов отвечали за художественный облик комплекса:
    • скульпторы из Бухары
    • каллиграфы из Сирии и Персии;
    • мастера инкрустации из Южной Индии;
    • каменотёсы из Белуджистана.
  2. Для подвоза строительных материалов был создан специальный 15-километровый пандус, по которому 30 быков тащили блоки мрамора в специально спроектированных для этого повозках.
  3. Более 1000 слонов привозили материалы из разных частей Великой Моголии.
  4. Вода для строительства доставлялась из реки с помощью канатно-вёдерной системы.
  5. Строительство гробницы заняло около 12 лет. Чуть меньше потребовалось для остальных частей комплекса: минаретов, мечети, Больших ворот, сада. Но по времени комплекс строился в два раза дольше, чем новая столица Моголии (на территории нынешнего Дели).
  6. Площадку для строительства подняли на 5о метров выше уровня уровня реки с заменой грунта.

26 фактов об архитектуре мавзолея


Центральный зал мавзолея с кенотафами падишаха и его жены
  1. Тадж Махал (или Тадж) признан лучшим образцом могольского архитектурного стиля — «жемчужиной мусульманской архитектуры в Индии». Он (стиль) возник на синтезе индийского, персидского и арабского архитектурных стилей.
  2. Внутри расположены 2 гробницы: шаха и его жены Арджуман Бану Бегум , которые находятся в земле под кенотафами.
  3. Вдохновленный стихом Бибадала Хана, придворного ювелира и поэта, Шах-Джахан задумал комплекс как копию дома дорогой Мумтаз (титул жены падишаха) в раю. В этом — предназначение большинства погребальных архитектурных сооружений моголов.
  4. Архитектура Таджа обладает мистическим воздействием: взаимодействие декора, геометрии, материалов, акустики влияет на ум, чувства и дух человека. Мавзолей уникален комбинацией своей простоты и великолепия. Неограниченная щедрость Джахана в совокупности с изысканной работой лучших мастеров производят гипнотизирующее впечатление. Об этом в Иллюзиях и тайнах Тадж Махала на канале Дзен Архитектура.
  5. Внутренний зал Тадж Махала имеет форму идеального восьмиугольника и окружен восемью комнатами с проходами. Этот приём создаёт ауру торжественной безмятежности.
  6. Его символизм многогранен: от комбинаций материалов и цвета, сообщающих о принадлежности к высшим классам общества, до метафор растений, которые придворные летописцы использовали, чтобы восхвалять достоинства личности падишаха и его семьи. Например, в кенотафе падишаха есть чернильница, а жены — поверхность для письма. Эти детали символизируют, что мужчина пишет свои желания на сердце женщины.
  7. В интерьере мавзолея есть время реверберации (время, затрачиваемое на погашение эхо) — 28 секунд. Это сделано специально для того, чтобы слова молитвы о душе любимой Мумтаз, задерживались в воздухе.
  8. Комплекс имеет осевую симметрию относительно могилы Мумтаз-Махал. Лишь гробница самого Шах-Джахана нарушает её.
  9. Со всех сторон Тадж Махала расположены водоёмы, в которых при определённом ракурсе полностью отражается здание.
  10. При строительстве использовали белый мрамор из Раджастана, который на дневном солнце имеет ослепительно-белый цвет, на восходе — молочно-белый или розовый, а при луне — серебристый. По качествам своим этот мрамор считается лучшим в мире. Шах-Джахан запретил использовать его для строительства любых других объектов.
  11. Тадж Махал в свете утренней зари

  12. 4 башни-минарета чуть отклонены в сторону на случай землетрясения. На них арабской вязью запечатлены Священные стихи Корана.
  13. Архитектором самого впечатляющего, главного купола считается Исмаил Афанди из Турции. Снаружи его высота составляет 44,4 метра, а внутри — 24,35 м.
  14. Купола увенчаны позолоченными фигурами в персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из чистого золота, но в 19 веке заменён на бронзовый.
  15. Все декоративные элементы дизайна действующих минаретов украшены позолотой.
  16. До разграбления мавзолея на кенотафе Мумтаз один из цветков был инкрустирован 35 различными драгоценными камнями , в том числе, привезённым с Урала, малахитом.
  17. Ма стерски сделанные мраморные решетки окружают кенотафы над могилами.
  18. Чего мы не видим сейчас , так это чаши, полные драгоценностей на могиле Мумтаз Махал, персидские ковры на полу, серебряные дверные проемы и нависающие люстры, которые когда-то составляли внутренний декор.
  19. Потолок украшен цветочными узорами и геометрическими рисунками — пол.
  20. Самым впечатляющим видом декора можно назвать каменную инкрустацию. Цветки разработаны до мельчайших деталей, и каждая точка и алфавит Священного Корана аккуратно выгравированы, вырезаны и инкрустированы до совершенства.
  21. Купол зала внутри украшен в виде солнца.
  22. С трёх сторон комплекс окружён зубчатыми стенами из красного песчаника. Сторона вдоль реки осталась открытой.
  23. Комплекс содержит дополнительные мавзолеи для других жён Джахана и один для любимого слуги Мумтаз.
  24. Главные ворота повторяют сводчатые проходы усыпальницы, арки украшены тем же декором. Первоначально они были сделаны из серебра и назывались «Ворота в Рай».
  25. Никакие мастера и дизайнеры не смогут воспроизвести этот шедевр сегодня.

Райские кущи

  1. Сад вокруг усыпальницы символизирует Эдем.
  2. Священная Ямуна была включена в дизайн сада, как одна из рек Рая.
  3. Приподнятый мраморный бассейн в центре, Аль Каусар, олицетворяет райский источник, о котором говорится в Коране. От него в четыре стороны света отходят широкие и неглубокие каналы, разделяя сад на четыре равные части.
  4. В первоначальном виде сад поражал разнообразием растительности и был спланирован по примеру персидских садов. В нём были изысканные сорта роз, нарциссы, лилии, ирисы, плодовые деревья и цветущие кустарники. Но со временем, когда империя ослабла, сад пришёл в запустение.
  5. Сегодняшний дизайн ландшафта — английский стиль.

Тадж Махал: интересные факты настоящего времени

  1. Тадж Махал входит в список «7 новых чудес света», который был составлен в 2007 году путём голосования более чем 100 млн. человек.
  2. Является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО с 1983 года.
  3. Войти в гробницу можно только сняв обувь или в одноразовых бахиллах.
  4. Раньше можно было подняться наверх минаретов, чтобы полюбоваться видом. Но после случаев самоубийства влюблённых вход наверх закрыли.

Интерьер Тадж Махала

Мифы и легенды

Любовь с первого взгляда

Принц прогуливался по базару Агры (своей столицы), когда увидел в 19-летнюю девушку. Любовь к красавице с первого взгляда покорила сердце юноши. Мумтаз-Махал была столь же мудра, сколь красива.


Портреты Мумтаз и Шах-Джахана

Будучи его главной женой, она сопровождала мужа во всех военных походах, поддерживала его и давала советы. За 17 лет счастливой жизни у них родилось 14 детей. Последние роды проходили в полевых условиях и 38-летняя женщина умерла. Спустя 6 месяцев, вернувшись в Агру, падишах принял решение о строительстве мавзолея, чтобы выполнить последнее желание любимой.

В придворных летописях говорится о том, что Арджуман Бану Бегум была племянницей любимой жены отца принца Хуррама (будущего императора). В возрасте 14 лет их с принцем обручили. По рекомендации придворных астрологов свадьба состоялась через 5 лет. Так что, действительно, девушке было в этот момент 19 лет.

Арджуман стала его третьей женой. После свадьбы супруг стал называть её Мумтаз-Махал, что означает «Избранная дворца», т.к. по внешности и характеру она стала для него лучшей. Впоследствии Шах-Джахан взял ещё двух жён, но любимой оставалась Мумтаз. Историю отношений между ними записывали придворные летописцы, за чем лично следил падишах.

Тайна Чёрного Тадж Махала

Ходит легенда, что Шах-Джахан хотел построить ещё один дворец на противоположном берегу реки, но уже из чёрного мрамора. Эти слухи стали распространяться после записок Жана-Батиста Тавернье. Он держал в своих руках европейскую торговлю бриллиантами с Индией и ездил туда пять раз. После путешествия в Агру в 1665 году (через 8 лет после окончания строительства) он записал впечатления о мавзолее, в том числе о на противоположном берегу реки. Однако, свергший его сын запретил строительство.

Куски чёрного мрамора, лежащие на противоположном берегу, вполне соответствовали этой гипотезе. Но в 90 годах ХХ столетия археологические раскопки обнаружили, что на самом деле куски «чёрного» мрамора являются почерневшим белым мрамором. Когда в 2006 году закончили реконструкцию Лунного сада (парка Агры на противоположном берегу Ямуны), то обнаружилось, что самый красивый вид на Тадж открывается отсюда. А второй мавзолей — это полное отражение дворца в воде.

Щедрость падишаха

Вместо лёгких строительных лесов для работ вокруг строения были сооружены капитальные леса из кирпича. Для их полного снятия требовались многие месяцы. Говорят, чтобы ускорить процесс, падишах объявил, что кирпичи может забрать домой любой в неограниченном количестве. А так как кирпич по тем временам был ценным строительным материалом, потребовался всего один день для разбора лесов.

Спасение Тадж Махала

  1. В конце 19 века во время гражданского восстания в Индии комплекс разграбили. Английские колонисты вырубали драгоценные материалы из стен здания, растаскивали золотые и серебряные детали зданий. Лорд Джордж Натаниэл Керзон, будучи вице-королём Индии, задумал масштабную реконструкцию для восстановления великолепия мечети. В 1908 году работы были завершены. Сад переделали под британский ландшафтный стиль. На месте украденных серебряных ворот поставили медные. Золото заменили на бронзу.
  2. Во время войн в 1942, 1965, 1971 годов правительство маскировало Тадж Махал строительными лесами. Благодаря этому здание сохранилось.
  3. Недавно в стенах Тадж Махала обнаружены трещины. Специалисты связывают это с обмелением реки Ямуны. Это ведёт к изменению структуры почвы. Есть мнение, что мавзолей проседает и может со временем разрушиться.
  4. Мрамор начал терять свою легендарную белизну. Объясняют это загрязнением воздуха. Поэтому в городе Агора, где расположен комплекс, закрыли многие производства, но не все, а к самому памятнику можно подъехать только на электрическом транспорте или подойти пешком.
  5. Мрамор приходится регулярно чистить специальной глиной, чтобы поддерживать его белизну.
  6. Из-за загрязнения Ямуны сильно увеличилась популяция насекомых, которые оставляют на белом мраморе свои зелёно-черные экскременты. Для этого надо прекратить сброс в реку из 52 труб, чтобы естественным образом решить вопрос.
  7. South China Morning Post сообщила, что власти Индии собираются ограничить доступ к памятнику в целях его сохранности.

Ещё несколько интересных фактов о Тадж Махале в видео

Интересно узнать Ваше мнение об этом совершенном памятнике архитектуры. Хотелось бы Вам осмотреть его в живую? Или предпочитаете наслаждаться его величием дома? Пишите в комментариях.
Делитесь с друзьями в социальных сетях, чтобы иметь интересную тему для беседы.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.

Тадж Махал является самым грандиозным и загадочным архитектурным памятником, посвященным любви. Сегодня эта мечеть признана новым чудом света и находится под защитой ЮНЕСКО. Это знаменитое строение находится в Индии и не имеет аналогов в мире. Сюда ежегодно приезжают тысячи паломников, которых покоряет романтическая история его создания. Читайте в этой статье создание Тадж-Махала (Индия, Агра): интересные факты, фото, удобное время посещения и конечно, незабываемая история любви.

Тадж-Махал — история любви

С истории любви, что стала причиной строительства достопримечательности и нужно начинать знакомство с этим мавзолеем в Индии. История создания гласит, что мавзолей-мечеть Тадж Махал был построен по приказу Шах Джахана, правителя и императора Могольской империи. Великого правителя постигло большое горе, в родах четырнадцатого младенца умерла его любимая жена. Целый год император не мог смириться с потерей, а потом принял решение в память о покойной супруге возвести самую величественную и красивую усыпальницу на свете.

Так началось возведение храма, которое продолжалось целых 21 год. Эта история архитектурной жемчужины показывает, что сердце великого правителя целого народа принадлежало только одной женщине. Кстати любовь Джахана, Мумтаз была третьей женой в гареме. Девушка попала в гарем к правителю, когда ей исполнилось 19 лет, и все годы, что супруги были вместе, император не чаял в жене души. Архитектурный памятник входит в 7 чудес света современности.

Строительство и архитектура Тадж Махала

Остается загадкой, кто построил и был автором проекта Тадж Махала. В те времена труд архитекторов в исламском мире не был в почете, все лавры и слава о величии сооружений доставались заказчику, а потому в летописях в связи с возведением святыни упоминается лишь имя Шах Джахана. По мнению историков, основная идея строения принадлежала знаменитому в то время архитектору Устаду Ахмад Лахаури. Именно стиль этого зодчего отчетливо просматривается в архитектуре мечети.

Стройка началась зимой 1632 года. На строительстве было задействовано 20 000 человек, набранных из подданных императора и привезенных из соседних государств. Честью учувствовать в строительных работах удостаивались лишь самые лучшие мастера, ведь по задумке императора усыпальница любимой жены должна была стать совершенством.

Особенности архитектуры

Самой примечательной особенностью архитектуры этого строения является оптическая иллюзия, она удивляет не только туристов, но и именитых архитекторов. Иллюзия заключается в том, что человек привык, когда он приближается к объекту, объект увеличивается, кода отдаляется, объект, уменьшается. Здесь все наоборот. При приближении к храму, он визуально становится меньше, и чем вы ближе, тем храм меньше. А когда спиной вперед отходишь назад, строение становится все больше, и в итоге практически нависает над человеком.

Строение делится на две части, одна символизирует мирскую жизнь, другая жизнь загробную, непознанную и необъяснимую. Соединяет эти два мира дорожка с прудом, которая берет свое начало от арки мавзолея. Эта дорога перехода между двумя мирами.

Внутри достопримечательности туристов встречает шикарный восьмиугольный зал с роскошными колоннами. Стены усыпаны невероятной красоты драгоценными камнями и самоцветами, которые были собранны по всему миру. Послы правителя приезжали и в Россию за редкими сортами малахита и яшмы. За мраморной ширмой установлены два сияющих саркофага четы Джахан. На самом деле эти гробницы не настоящие, могилы супругов находятся под землей.

Разграбление гробницы

На сегодняшний день известно, что во время гражданского восстания 1857 года, англичанами было захвачено золото, которым были отделаны шпили усыпальницы. Также солдаты вынесли и большую часть драгоценных камней со стен Тадж-Махала. Многие утверждают, что разграбление было намного масштабней. По приданиям исчезли двери, выполненные из резной яшмы, а также бриллианты и персидские ковры.

Сегодня нельзя точно сказать, что было действительно похищено, но после восстания британский вице-король в Индии приложил все усилия на восстановление чуда света, потратив на это массу средств. Чтобы такое не повторилось в годы Второй мировой войны вокруг здания были возведены строительные леса, которые смогли замаскировать чудо света и оно осталось нетронутым.

Оседающий Дворец

Для возведения святыни строителями была сооружена специальная площадка, которая возвышалась на 50 метров над уровнем реки. Сегодня под воздействием природных факторов Тадж-Махал стал оседать. Это вызывает серьезные опасения местных властей, ведь святыня покрывается трещинами и, по мнению многих специалистов, она может попросту разрушиться в скором времени.

Сегодня разрабатываются многочисленные проекты, которые смогли бы остановить разрушение Тадж-Махала, но единого мнения как сохранить святыню, до сих пор нет. Есть и другое мнение, некоторые археологи утверждают, что серьезной опасности для сохранности святыни нет. По результатам их исследований осадку здание дало незначительную и за 70 лет наблюдений, его состояние осталось удовлетворительным.

Мавзолей Тадж-Махал, расположенный в городе Агра, - это одна из самых известных достопримечательностей всего мира. Сооружение было возведено Шахом Джаханом в память о своей жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Эта печальная и невероятно трогательная история придает мавзолею ореол романтики. Тадж-Махал — красивейшее здание мира, ставшее символом вечной любви.

При взгляде на это белоснежное, огромное, но вместе с тем кажущееся воздушным здание непременно возникает необъяснимое чувство грусти. Из истории известно, что этот мавзолей построен для Мумтаз-Махал – любимой третьей жены Шаха Джахана, которая в 1631 году умерла при родах их четырнадцатого ребенка. Скорбь Шаха бала так велика, что ее не могли заглушить ни огромный гарем, ни золото и драгоценности. Создание этого невероятного по масштабу и красоте здания как будто служит выражением глубокой скорби и признанием в вечной любви.

Мавзолей Тадж-Махал – это еще и уникальный образец архитектуры, сочетающий в себе элементы индийских, персидских и исламских стилей. Это строение представляет собой комплекс структур, центральным и основным элементом которого является мавзолей из белого мрамора.

Строительство этого чуда длилось годы (началось в 1632 году, закончилось в 1653 году), были задействованы тысячи мастеров и ремесленников, работал целый совет архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахаури. К 1648 году основной мавзолей был завершен, а прилегающие строения и сад были закончены лишь через пять лет.

Мавзолей Тадж-Махал

Архитектурным центром комплекса Тадж-Махал является усыпальница. Она просто огромна по размерам, выполнена из белого мрамора, располагается на постаменте квадратной формы и представляет собой симметричное здание с арочным проемом, увенчанное большим куполом. Основные архитектурные элементы персидского происхождения.

Внутри мавзолея две усыпальницы — Мумтаз-Махал и самого Шаха. В высоту сооружение достигает 74 метра, по его углам располагаются 4 минарета, слегка наклоненных в сторону от здания. Это было сделано специально, чтобы в случае падения они не могли повредить его.

Мраморный купол мавзолея имеет своеобразную форму, благодаря которой его называют «луковым куполом» и имеет высоту 35 метров. Его форма подчеркнута четырьмя меньшими по размеру куполами, расположенными по углам гробницы и имеющими ту же «луковую» форму.

Главный купол был украшен венцом с полумесяцем из чистого золота, который в 19 веке был заменен на бронзовую копию.

Минареты созданы как действующие части мечетей, с которых звучит призыв мусульман к молитве. Каждый минарет имеет высоту 40 метров и разделен на три равные части опоясывающими балконами. Декоративные элементы, которыми украшены минареты, также позолочены.

Экстерьер Тадж-Махала

Экстерьер Тадж-Махала по праву признан одним из лучших в мире. Декоративное оформление выполнено с применением различных видов штукатурки, красок, инкрустаций и резных элементов. В исламе запрещено использовать антропоморфических форм, поэтому элементы представляют собой символы, абстракции и растительные мотивы.

Весь комплекс украшен отрывками из Корана в качестве декоративных элементов. У входа в парк Тадж-Махала на воротах начертаны четыре аята 89-й суры Корана «Аль-Фаджр» (Заря):

«О душа, обретшая спокойствие в истине!

Вернись к своему Господу довольной блаженствами милостями Аллаха, снискавшей благосклонность Аллаха своими добрыми деяниями, совершенными в земной жизни!

Войди в число Моих благочестивых рабов!

Войди в Мой рай – жилище вечного блаженства!»

Абстрактные формы украшают многие части комплекса. Они встречаются на постаменте, минаретах, воротах, мечети и на поверхностях могилы. По низу гробницы расположены мраморные фигурки цветов и виноградных лоз. Все изображения тщательно отполированы и инкрустированы желтым мрамором, яшмой и нефритом.

Интерьер Тадж-Махала

Интерьер Тадж-Махала не совсем традиционен. Внутренняя отделка богата элементами с драгоценными и полудрагоценными камнями и инкрустациями, а зал представляет собой восьмиугольник идеально правильно формы, в который можно войти с любой из сторон. Но используется лишь одна дверь с юга со стороны сада.

Потолок зала выполнен в виде внутреннего купола, и украшен в виде солнца. Внутреннее пространство зала разделено на части восьмью большими арками. Балконы и смотровые площадки сформированы четырьмя центральными арками. Освещение зала обеспечено обзорным окном и специальными отверстиями в углах крыши.

В центре зала располагаются гробницы Мумтаз-Махал и шаха Джахана. Они щедро украшены драгоценными камнями. На надгробии Мумтаз-Махал нанесены надписи, восхваляющие ее, а так же располагается прямоугольник, по одной из версий предназначенный для написания. Единственным ассиметричным элементом во всем комплексе Мавзолея является гробница шаха Джахана, причиной этого является то, что она бала достроена позже. Она украшена теми же декоративными элементами, но больше по размерам.

Сады Тадж-Махала

Сад, располагающийся перед мавзолеем Тадж-Махал, просто прекрасен. Он имеет длину 300 метров, четыре части, которые разделены оригинальными приподнятыми дорожками на шестнадцать клумб. Канал расположенный в центре сада облицован мрамором и отражает как в зеркале образ мавзолея. Ранее описание парка содержит упоминание об изобилии растительности – разнообразные плодовые деревья, изысканные розы, нарциссы. Однако во времена правления Британии сад был измене почти до неузнаваемости – все растительность свелась к обычной зеленой лужайке.

Примыкающие строения

Кроме основных элементов Мавзолея, комплекс имеет несколько небольших мавзолеев, где покоятся остальные жены шаха, а в большем по размеру строении – любимый слуга Мумтаз-Махал. Главные ворота представляют собой монументальную структуру, сделанную из мрамора. Проход ворот повторяет по форме сводчатые проходы мавзолея, а арки украшают те же декоративные элементы. Все элементы комплекса удивительно точно спланированы геометрически и симметричны по отношению к основному зданию.

История строительства Тадж-Махала

Участок земли, на котором был воздвигнут Тадж-Махал, был приобретен шахом Джаханом у махараджи Джай-Сингха в обмен на большой дворец в центре Агры. Бля проведения строительных работ был вырыт гигантский котлован, затем он был заполнен грязью для укрепления почвы, а само место строительство было поднято выше уровня реки на 50 метров. Кроме этого для отвода воды были вырыты глубокие колодцы и заполнены щебнем. Были возведены крепкие кирпичные леса, значительно облегчившие строительство.

Для того чтобы транспортировать к месту строительства материалы была вырыта пятнадцатиметровая траншея, по которой упряжи из 20-30 волов тянули огромные блоки. Для подачи к комплексу воды из реки была создана система резервуаров. Общая стоимость строительства составила около 32 миллионов рупий.

А почти сразу после завершения строительства Тадж-Махала Аурангзеб сверг своего отца шаха Джахана и заточил его в Форте Дели.

К концу 19 века величественное сооружение пришло в запустение и было разграблено британцами. Лорд Керзон провел практически полную реконструкцию Тадж-Махала и сада.

В наши дни над комплексом возникла новая угроза – загрязнение окружающей среды постепенно ведет к разрушению здания мавзолея. Правительство принимает меры, направленные на изменение ситуации, но пока безрезультатно.

Тадж-Махал это главная достопримечательность Индии, привлекающая ежегодно около 3 миллионов туристов. Это значительная статья дохода бюджета страны. Он открыт для посещения ежедневно, кроме пятницы.

По легенде на другом берегу реки Джамны должно бол появиться черное отражение Тадж-Махала – такой мавзолей планировал построить для себя шах Джахан. Однако его планам не суждено было сбыться из-за предательства сына.

Тадж-Махал сооружен на берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра, который с 1526 по 1707 год (наряду с Дели) был столицей Могольской империи. Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене - красавице Мумтаз Махал (в девичестве - Арджуманад Бану Бегам), племяннице сильного и влиятельного царедворца при дворе индийского правителя.

Имя Арджуманад Бану Бегам окружено легендами и тайнами. В 1612 году в девятнадцатилетнем возрасте она вышла замуж за принца Кхуррама, ставшего затем падишахом Шах-Джаханом. Во время свадебной церемонии отец жениха, грозный Джангир, нарек свою невестку и племянницу своей жены - «Украшением дворца» (Мумтаз Махал).

Молодые супруги нежно любили друг друга. Французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет, отмечал в своих записках, что Шах-Джахан был настолько влюблен в свою молодую жену, что «не обращал внимания на других женщин, пока она была жива». А ведь у него, как у любого восточного правителя, был гарем - и большой.

В 1629 году, через год после восшествия на престол, Шах-Джахан с войском вышел из Агры и направился на юг, чтобы покарать наместника мятежного Декана. Восстание было подавлено, наместник смещен, но в Агру Шах-Джахан вернулся один. Мумтаз Махал, никогда не разлучавшаяся с мужем, во время этого похода умерла у него на руках, родив ему четырнадцатого ребенка. Горе его было настолько велико, что он хотел покончить с собой.


Сначала Мумтаз похоронили в городе Бурханпуре (территория нынешнего штата Мадхья-Прадеш), поскольку там разбило лагерь войско Шах-Джахана. И лишь через шесть месяцев гроб с ее телом перевезли в Агру, где впоследствии над ее могилой вознесся мавзолей, который (по замыслу Шах-Джахана) должен был стать символом красоты его усопшей супруги.

Строительство пятикупольного здания мавзолея, превосходящего размерами и роскошью все остальные, бывшие тогда в Индии, продолжалось более двадцати лет (примерно с 1630 по 1652 год). Высота Тадж-Махала вместе с куполом достигает 74 метров. В основании памятника лежит квадратная платформа со сторонами более 95 метров. По углам мавзолея поднимаются четыре минарета.

Стены Тадж-Махала выложены полированным мрамором, снаружи в некоторых местах дополнены красным песчаником. В окнах и арках - ажурные решетки, сводчатые переходы украшены арабской вязью, которая перенесла на камень 14 из 114 сур Корана.


В строительстве этого грандиозного сооружения участвовало до 20 000 человек. Имя архитектора, воплотившего замысел Шах-Джахана, неизвестно. Некоторые приписывают создание этого памятника мирового искусства европейским зодчим. Однако изучение архитектурных особенностей Тадж-Махала позволяет сделать вывод, что в нем воплотились лучшие черты средневековой архитектуры Ирана и Средней Азии вместе с монументальным искусством древней Индии.

Но другие ученые автором этого шедевра называют разных, но вполне конкретных лиц. Однако наиболее широко распространено мнение, что в разработке проекта Тадж-Махала приняли участие лучшие зодчие Индии и других стран Востока во главе с агрским архитектором Устад-Исой. Не исключено, что одним из авторов был сам Шах-Джахан, обладавший незаурядным художественным вкусом.

Вокруг Тадж-Махала в Агре Шах-Джахан посадил великолепный сад, построенный по принципу Чар Бага: на участке земли, разделенном на четыре части. В центре находится мраморный водоем. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в его начале. Вдоль оросительного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых гармонируют с куполами четырех минаретов.

Напротив Тадж-Махала, на другом берегу Джамны, Шах-Джахан думал возвести еще одну гробницу-для себя. По замыслу, его мавзолей должен был воспроизвести формы Тадж-Махала, но был бы сделан не из белого, а из черного мрамора. Оба мавзолея должны были соединяться мостом. Однако планы и замысли Шах-Джахана не осуществились.

Когда Шах-Джахан тяжело заболел, встал вопрос, кому из сыновей занять его престол. Старший сын, Дара-шикол, был единомышленником отца, деда и прадеда. Он хотел единства страны, мира с индусами, союза с раджпутскими и маратхскими раджами. Мусульманские муллы и вельможи стеной стояли за второго сына - Аурангзеба, жестокого и мрачного мусульманского фанатика.

Аурангзеб победил брата и вошел в Агру с войсками. Здесь он узнал, что отец благополучно выздоровел и не собирается освобождать трон. Но власть, однажды попавшую в руки, нелегко добровольно отдавать. Сколько еще проживет отец? И Аурангзеб приказал арестовать отца и заточить его в крепость. Из тяжелой каменной рамы окна был виден лишь легкий, как облако, белый мавзолей давно умершей жены.

Тяжело больной, отстраненный от власти, Шах-Джахан часами смотрел из агрской крепости на Тадж-Махал, где покоилась Мумтаз Махал, которую он так любил. А после смерти и он был погребен в этой же гробнице, в одном склепе с Мумтаз Махал. Сейчас прямо над склепом, в центральном зале, украшенном орнаментом из золота и серебра, лежат две каменные плиты: одна - над могилой Мумтаз Махал, другая - над могилой Шах-Джахана.

О Тадж-Махале сложено много легенд. А многие юноши, страдая от безответной любви, взбирались на минареты и кидались вниз с верой, что на том свете добьются расположения возлюбленной. Потом входы на минареты закрыли, чтобы охладить влюбленных, жертвующих жизнью в надежде обрести любовь.


Тадж-Махал в Агре стал одним из наиболее знаменитых памятников мирового зодчества и , внесенным в . Мрамор стен, агаты и алмазы, вкрапленные в завитки орнамента, устремленный ввысь купол гробницы, днем отражающийся в водах Джамны и переливающийся ночью в свете луны - таков Тадж-Махал, воспетый сотнями поэтов.