Харидвар. Что посмотреть, куда сходить. Индия. Ворота Ганга - Харидвар Храмы Манса Деви и Чанда Деви

Это Бадринатх - цель нашего путешевствия.

Но сначала сделаю некое отступление…
Индия привлекательна тем, что сюда может приехать каждый, с любым бюджетом. Не важно, богаты вы или у вас ограниченное количество финансов. В этой стране можно путешествовать по-разному: на самолетах, вертолетах, комфортабельных машинах, недорогих машинах, на поезде (с кондиционером – АС класс или спальные – слиппер класс), автобусах или авто-стопом.

Это я путешевствую автостопом по Гималаям 3 года назад.

Я живу в Индии 4 года. За это время испробовала всевозможные способы передвижения (кроме вертолета). Как-то в течение двух месяца я ездила автостопом по Гималаям,даже на огромных грузовиках. Но самая запоминающаяся часть поездки была, когда нас с подругой подвозили на полицейской машине. Но это отдельная история!

Проживание в отелях Индии тоже разное – от люксовских номеров, есть даже номера называемые ‘для махараджей’ и ‘для махарани’ – царские номера, есть обычные гест-хаузы, дхармашалы, а также в горах можно жить в палатке. Мы платили за номера от 600 рупий до 2600 рупий в сутки.

Питание в Индии совершенно разнообразное - от дорогих ресторанов до кафешек на улицах, где тоже готовят очень вкусно. Т.е. на любой кошелек можно здесь питатьcя без всяких проблем.

Мой большой опыт научил меня, что нужно ездить в такие поездки ‘на легке’, т.е. брать с собой минимум вещей. Все необходимое можно купить на месте. Поэтому не обременяйте себя лишним весом.

Последняя поездка по Гималаям была очень комфортабельная. 13 дней мы жили в хороших гостиницах и ездили на нанятом авто с водителем. Обошлась нам эта услуга 50000 рупий, о чем я заблаговременно позаботилась в Дели. Вот как выглядела наша машина:

Заранее гостиницы я не бронировала. Везде договаривалась за цену на месте и сбавляла ее в два раза, что явилось хорошей экономией!

Наше паломничество началось с Харидвара. Этот город является одним из 7 основных священных городов индуизма. В переводе с хинди означает "ворота к Богу" (хари означает "Бог" и двар - "ворота").

Согласно священным писаниям Харидвар является одним из четырех мест в Индии, куда упали капли переносимого Гарудой нектара бессмертия, амриты, полученного полубогами при пахтании молочного океана. С тех пор в этих четырех местах (Харидвар, Удджайн, Нашик и Аллахабад) раз в 12 лет проводится крупнейший индуистский фестиваль Кумбха-мела.

Центральное место здесь занимает сама река Ганга. Главное для паломников – омовение в этой священной реке. Ганга именуется как "дживан дайни" - дающая жизнь или "мокша прадайни" - дающая освобождение. Сначала Ганга течет по горам, где она очень бурная. Когда она спускается в Харидвар, далее течет по равнине.

Поселились мы в гостинице “The Grand Basant”. Это замечательное место с хорошим обслуживанием, в котором я не первый раз останавливаюсь. За один номер в нем мы платили 2100 рупий.

Больше всего мне в Харидваре нравится ресторан "Big Ben" – очень уж вкустно там готовят, но цены для Индии достаточно высоки.

А теперь о святых местах в Харидваре, куда стремятся паломники принести свое почтение:

Один из важнейших храмов – Дакшешвара Махадев. Этот храм находится в месте под названием Канкал, в 5 км от Харидвара. Здесь проходило жертвоприношение, устроенное Дакшой (одним из прородителей человечества). Дакша произвел на свет много замечательных существ, и одним из них была Сати. Сати является Шакти – внутренней энергией Господа, его втораой половинкой, которая стала женой самого Господа Шивы. Историю про жертвоприношение, устроенное Дакшей, можно прочитать в Шраимад-Бхагаватам.

В общем, это храм Шивы в честь этого жертвоприношения. Сюда приезжают паломники, чтобы попросить об избавлении их от гордыни. Гордыня заставляет нас оскорблять, а оскорбления приводят нас к нашему падению; мы лишаемся всего того, что у нас есть – богатства, силы, долгой жизни, как показал пример с Дакшей.

Шива извлек из пепла тело Сати (что изображенно на статуи перед входом) и стал горевать. Он начал танцевать танец, разрушающий Вселенную. Чтобы остановить Шиву, Господь Вишну с помощью своего диска разрубил тело Сати на кусочки и разбросал их по Индии, Непалу и Шри-Ланке. Эти места нынче известны как Шакти Питхи – места женской силы.

Неподалеку от храма Дакшешвара Махадева находится самадхи Анандамаи Ма, нашей современницы, которая была необыкновенной женщиной. Она была совершенно удивительной личностью, родившись уже святой. До сих пор гадают, что же за удивительная личность и кто родился в ее виде. С самого детства она могла разговаривать с животными и растениями, иногда она впадала в транс и несколько дней находилась в нем. До сих пор возле ее храма горит огонь, зажженный ею перед ее уходом. Его никто не поддерживает, но он сам мистическим образом продолжает гореть.

Считается, что усыпальницы великих святых настраивают людей на нужный лад. Если правильным образом настроиться на ту энергию, которую эти святые несли, тогда она может передаться нам.
Почитать о ней можно на сайте http://www.anandamayi.org/ (на английском языке).

Тем, кому посчастливилось побывать в Харидваре, обязательно должны пойти на Брахма-кунду и принять там омовение в Ганге. В народе это место называют Хар Ки Паури, что означает ‘ноги Вишну’. Считается, что отпечатки ступней Бога до сих пор сохранились на стене гхата (место омовения) ниже уровня воды и именно в этом месте упала капля нектара бессмертия. Этот гхат является основным местом для омовения и считается особенно благоприятным. Здесь каждый день проводится пуджа Ганге. Также считается, что каждый день сам Нараяна омывается в этом месте.

Дело в том, что сейчас на месте гхата находится вырытый канал. Он был вырыт относительно недавно, при англичанах, чтобы Ганга снова текла около основного гхата. Ганга раньше текла по этому руслу, но позже случилась очень интерессная история и Ганга изменила свое русло и сейчас она течет на другой стороне.

Для женщин там есть специальная раздевалка, где мы переоделись. Приняв омовение в достаточно прохладной воде, мы ощутили необыкновенную энергию и силу.

Два наиболее популярных храма в Харидваре – Манаси деви и Чанди деви.

На вершине вы видете храм Манаси деви.

В эти храмы можно попасть по канатной дороге, окуда открывается необыкновенный вид на Харидвар.

В храме Манаси деви почти всегда много людей, т.к. это храм Богини, исполняющей желания. Тут есть особое дерево и считается, что если человек задумал желание, повяжет на дерево красную веревочку, то это желание обязательно сбудется. Манаси деви – это Богиня Ума. Иначе говоря, все то, что у меня в уме, любое желание, которое всплывает в моем уме, она может исполнить. Но завязывая веревочку, есть одно условие, чтобы все было правильно: когда желания исполнится, нужно прийти и развязать ниточку (любую, не важно твою или чужую, так как их там очень много).

Манаси деви – это форма Шакти или Парвати, она явиласть в виде сестры главного змея (нага). Это место может избавить от страха укуса змей, т.к. Манаси деви была матерью великого мудреца Астики Муни. Говорится, что если вспомнить об Астики Муни, произнести его имя и змея тебя не укусит – это научно доказанный факт.

К храму Чанди деви можно добраться на бесплатном автобусе. Этот храм находится на противоположном холме от Манаси деви. Cчитается, что Манаси и Чанди деви - это две формы Парвати, которые всегда находятся близко друг к другу.
Храм посвящен Богине Чанди (Дурги), само Божество было установлено в VIII столетии Шанкарачарьей, одним из величайших филлософов Индии.

Это детская площадка воле храма.

Также здесь находится храм Анджаны, матери Ханумана и храм самому Хануману.
Поклоняясь матери, Чанди помогает нам избавиться от тирании наших мыслей. Мы учимся контролировать баланс между мыслями ‘слишком’ и ‘недостаточно’, отказаться от нашего заносчивого эго и как пройти через эгоизм сасмо-представления и самоосуждения.

Один из самых древних и важных храмов в Харидваре – храм Мая деви.

Этот храм принадлежит постройке XI столетия и до сих пор сохранился в целости. Есть поверие, что сердце и пупок богини Сати упали в месте, где сейчас находится храм. Поэтому это место также называется Шакти Питха – место поклонения Сати. Также это место является Сиддха Питха – место поклонения, в котором исполняются желания.

В центре алтаря находится божество в виде трехголовой и четырехрукой Маи, Кали – слева и Камакхья (Кали) – справа.

Но мой любимый храм – Билкешвар Махадев, т.к. этот храм находится в уединении и окружен лесом.

Это место, где Парвати, вечная супруга Господа Шивы, совершала аскезу, чтобы получить себе в мужья Шиву.

Неподалеку от храма находится колодец, вода которого обладает необыкновенными свойствами: она может вылечивать от болезней, в особенности от женских заболеваний.
Говорят, что если женщина, которая не может иметь детей, выпьет воды из этого колодца, она сможет забеременеть.
В этом красивом месте также иногда можно увидеть диких слонов, которые спускаются с гор. Обычно в этом храме не так много людей, т.к. о нем знают далеко не многие.

И, конечно же, нужно обязательно побывать на церемонии Ганга-пуджи.

Она проходит на Брахма Кунде каждый день. Это очень красивое мероприятие, сопровождаемое чтением мантр брахманами с предложением огня, цветов и благовоний матери Ганге. Каждый день люди прибывают из разных городов и стран, чтобы выразить свое почтение священной реке. Поэтому людей здесь всегда собирается очень много. Кто первый – занимает места поближе. Но есть еще одна возможность: так называемые VIP-места, которые находятся на небольших столиках и за небольшую плату, 30 рупий с человека, мы заняли именно эти места.

Один из семи священных городов Индии, Харидвар олицетворяет собой многообразие индийской цивилизации. Для верующих индусов он служит воротами в обитель богов (в переводе Хари - Бог и двар - ворота). Будучи одним из старейших в мире городов, Харидвар упоминался в древних индуистских писаниях и эпосах. Город издавна был обителью мудрецов, служил центром развития искусства, науки и культуры. Больше всего внимание туристов привлекает празднование Кумбха Мела. Даже в стране, где массовые мероприятия являются обыденным явлением, размах этого религиозного празднества поражает. В нем принимают десятки миллионов паломников со всей Индии. Второе по размаху религиозное собрание в мире - паломничество в священный для всех мусульман город Мекка в Саудовской Аравии - привлекает около трех миллионов человек ежегодно. Сравнительные цифры красноречиво говорят сами за себя.

Харидвар является одним из самых известных центров паломничества в Индии. Верующие индусы со всего мира стекаются в этот священный город, чтобы раз в 12 лет окунуться в священные воды реки Ганга в дни празднования Кумбха Мела, самого крупного собрания людей в мире. В 2010 году этот праздник собрал 50 миллионов паломников. В 2007 году в Аллахабаде, самое крупное религиозное собрание в мире собрало и того больше, свыше 70 млн. Индуистские паломники стекаются на празднование десятками миллионов в переполненных поездах, зафрахтованных самолетах, автобусах, велосипедах, верхом и пешком, чтобы окунуться в священной реке Ганга. В эти дни в Харидваре невозможно снять номера в отелях и гостиницах, хотя девяносто пять процентов прибывших паломников не могут это себе позволить в любом случае. Большинство приезжих устраиваются на улицах, под сенью деревьев или в палаточных лагерях, обустроенных местными властями. На момент проведения праздника Харидвар переполнен садху и браминами (индуистские священники), паломниками и нищими, бизнесменами и политиками, простыми смертными и знаменитостями.

Основным событием Кумбха Мела служит ритуальное омовение. Индусы свято верят, что окунание в относительно незагрязненной в Харидваре реке очистит их самих и их предков от грехов. Дату купания определяют группы астрологов, которые указывают на самый благоприятный момент начала массового купания. Говорят, что окунувшись в реке Ганга во время Кумбха Мела, верующий индус достигнет мокши, то есть освобождение от вечного цикла рождений и смерти, страданий материального мира. Вода в эти дни превращается в нектар, очищая все грехи человеческой жизни. Считается, что верующий в эти дни может смыть любые грехи.

В Харидваре нет величественных храмов, древних крепостей или потрясающих своей роскошью дворцов. Главная достопримечательность здесь – окунание в быстрой и прохладной реке Ганга.

По преданию, легендарный в индуиской мифологии король Бхагиратха перенес Гангу с небес на Землю, дабы избавить от греха и спасти души своих предков. Харидвар является первым городом, в котором река Ганга окончательно покидает Гималаи и начинает свое долгое путешествие по северной Индии в Бенгальском заливе. Именно поэтому вода здесь довольно прохладная и относительно чистая.

Почтение, с которым индийцы относятся к священной Ганге, не имеет себе равных. Индийцы пьют из нее воду, молятся ей, купаются в ней, используют воду для приготовления пищи, стирают белье, хоронят в ней своих мертвых, используют ее как транспортную артерию, воздают ей пожертвования, сбрасывают в нее отходы промышленных и коммунальных предприятий. Купаясь в священных водах реки, индусы очищаются от грехов и получают освобождение от вечного цикла жизни, смерти и возрождения. Только в один, наиболее благоприятный с точки зрения астрологов день, в реке купаются несколько миллионов верующих, а в течение 12 недель (Кумбха Мела длится три месяца) в воду окунаются десятки миллионов индусов. Представьте себе количество смытого рекой Гангой греха!

Главной достопримечательностью Харидвара является гхат Хари Ки Паури. Построенный в первом веке до нашей эры, он служит наиболее святым местом для купания в дни религиозного праздника. Название этого известного гхата в буквальном переводе означает "Нога Господа". Говорят, что след на каменной стене принадлежит богу Вишну. Легенда гласит, что капли амрита (напиток богов) пали из кувшина именно в этом месте, поэтому купание здесь считается наиболее благоприятным. Гхат Хари Ки Паури обозначает место, с которого святая Ганга начинает течь по равнине.

Кумбха Мела своими корнями уходит в индуистскую мифологию, согласно которой боги и демоны боролись за кувшин, (кумбха), содержащий амрита (нектар бессмертия). Когда божественная птица Гаруда устремилась в небеса, несколько каплей амрита упали из кувшина в четырех местах: Аллахабаде, Удджайне, Харидваре и Насике. В память об этом святом событии, Кумбха Мела проводится раз в три года, чередуясь между четырьмя городами, а это значит, что каждый из них принимает фестиваль раз в 12 лет.

Садху

Садху являются неотъемлемой частью фестиваля Кумбха Мела. Отказавшись от искушений материального мира в пользу аскетичной жизни, садху стремятся достичь "мокши", то есть освобождение от вечного цикла рождения и смерти, постоянно медитируя и размышляя о бессмертии, неизменности, бесконечности, имманентности и трансцендентной реальности. Многие садху покинули свои семьи, избавившись от бремени семейных обязанностей. Отсутствие элементарных предметов необходимости является основой их образа жизни. Одни живут общинами в ашрамах, другие в одиночку в пещерах, третьи исповедуют вечное скитание.

Жить на случайные пожертвования часто означает жить в постоянной нищете и голоде. Тем не менее, в современной Индии насчитывается четыре или пять миллионов садху. Уединенные по своей природе, эти отшельники тысячами приезжают в Харидвар и организовываются в группы, представляющие различные ашкара или секты. Кумбха Мела служит единственным общественным мероприятием в их отшельническом существовании. Верующие индусы считают их земными посланниками богов за их самопожертвование и отказ от благ материального мира.

Больше всех выделяются наги садху, их легко отличить по обнаженному телу и длинным спутанным волосам. Их глаза налиты кровью от постоянного курения марихуаны. Именно нага садху возглавляют церемонию купания в самый благоприятный, определенный астрологами день.

Ганга арати

Каждый вечер индусские священники выполняют ритуал Ганга арати. Это самое примечательное и трогательное зрелище в Харидваре, посещаемое тысячами верующих и большинством туристов. Толпы людей собираются на обоих берегах реки Ганга, поют песни, читают молитвы. Священники держат в руках большие чаши огня, в храмах начинают звучать гонги, воздух наполняется звуками песнопений. После церемонии, верующие пускают вниз по реке изготовленные из банановых листьев корзинки-кораблики с цветами, зажженными свечами и благовониями в память о своих умерших предках. Золотистые оттенки светящихся на реке корабликов, отраженных в реке Ганга, являются наиболее феерическим зрелищем.

Харидвар является чисто вегетарианским городом, употребление алкоголя также запрещено. Как и в других священных для индусов городах, в Харидваре много наглых нищих и мошенников. В дни массового паломничества город переполнен посетителями. Скопление людей настолько большое, что безопасность во время таких мероприятий является серьезной проблемой. Наиболее ужасная давка произошла в Харидваре во время празднования Кумбха Мела в 1986 году, когда погибли десятки человек. Мосты через реку являются наиболее уязвимым местом.

В 10 км от Харидвара расположен Национальный парк Раджаджи, привлекающий любителей природы красотой и богатством животного мира. Здесь в дикой природе можно увидеть популяцию слонов, тигров, леопардов, оленей, диких кабанов и медведя- губача. Примерно в 25 киломметрах от города расположен Ришикеш , город йогов и большого количества ашрамов. Здесь можно заказать рафтинг на реке Ганга.

Кумбха Мела в Харидваре - неординарное событие в Индии. Просто побывать здесь, увидеть все происходящее, заряжает положительным эмоциональным зарядом всех присутствующих, независимо от вероисповедания. И так происходит на протяжении тысячелетий.

Харидвар является одним из древнейших городов планеты и одним из самых почитаемых паломнических мест для индуистов. Буквально в переводе с языка хинди название города звучит как «врата к Богу» (где «хари» - Бог, «двар» - врата). Харидвар входит в семёрку священных городов Индии и является одним из самых посещаемых мест не только паломниками, но и туристами со всего мира. За пределами страны Харидвар, прежде всего, известен своими неимоверными паломническими собраниями индуистов во время празднования Кумбха Мела, которое происходит каждые 12 лет. Так, к примеру, в 2007 году на это фантастическое действо собралось более 70 млн. человек!!! Для сравнения - второе по величине религиозное собрание в знаменитой Мекке собирает «всего» около трёх миллионов мусульман. Помимо самого Харидвара, Кумбха Мела проводится ещё в трёх индийских городах - Праяге-Аллахабаде, Насике и Удджайне.

РАСПОЛОЖЕНИЕ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
Центр одноимённого административного округа город Харидвар расположен на самом берегу реки Ганги в предгорьях Гималаев на севере индийского штата Уттаракханд. Всего в 24 км от Харидвара располагается ещё один известный среди всех почитателей йоги город - Ришикеш.
История основания Харидвара, который входит в число древнейших городов планеты, тесно связано с легендами и эпосами.
Харидвар расположен в месте, где русло священной реки Ганга спускается с Гималайских вершин на просторы Индо-Гангской равнины. Согласно с древними индийскими преданиями, в этом месте Боги спустили Гангу с небес на землю, дабы приоткрыть всем смертным врата в мир вечности. Само же празднование Кумхи-Мела связано ещё с одним древним преданием, которое повествует о битве богов с демонами за кувшин с нектаром бессмертия. Во время сражения кувшин наклонился и четыре капли этой волшебной жидкости были пролиты на землю - Харидвар одно из этих священных мест. Индуисты свято верят, что в определённый момент, вычисляемый по звёздному календарю, воды Ганги наполняет нектар бессмертия, способный не только подарить крепкое здоровье, избавиться всех земных грехов, но и обрести мокшу - то есть освободиться от непрекращающегося цикла реиркарнации. Процесс омовения в водах Ганги во время длящегося три месяца празднования Кумбхи-Мелы, совершают десятки миллионов индусов, аскетов и отшельников.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, ЭКСКУРСИИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ХАРИДВАР
Даже если вы не смогли попасть на празднование впечатляющего религиозного праздника Кумбха-Мела, посещение Харидвара обещает быть очень познавательным и интересным. Несмотря на то, что, конечно же, главной достопримечательностью Харидвара является священная Ганга и её многочисленные гхаты (Хар-ки-Пэйри гхат – наиболее священная из них), в самом городе и его окрестностях туристам предлагается посетить множество храмов, ашрамов, мечетей и других древних построек.
Наиболее известные храмы Харидвара - это Чанда Деви и Манса Деви, которые расположены на самой вершине холма. Попасть к этим уникальным памятникам архитектуры возможно лишь по канатной дороге. Со смотровых площадок храмов туристы смогут полюбоваться захватывающими дух восхитительными пейзажами города и окружающей его местности. Рядом с храмами располагается один из самых древних на планете ведических университетов - Гурукул Кангри, а также Храм Анджани, посвящённый матери царя обезьян. Одна из самых древних построек Харидвара - Храм Майядеви (XI век), служащий обителью для трёх почитаемых индуистских божеств: Камакхья, Майя и Кали. Ещё один культовый центр паломничества для индуистов, который мы рекомендуем посетить туристам в Харидваре - Храм Шанти Кундж, внутри которого расположено двадцать четыре изображения Гаятри. Во время прогулок по городу туристам повстречаются десятки ашрамов, красочно разрисованных сценами из «Махабхараты» и «Рамаяны».
Любители шопинга смогут посетить в Харидваре множество колоритных рынков и базаров, сувенирных магазинов и торговых лавок, где в огромном разнообразии представлены разнообразные экзотичные товары, предметы прикладного искусства, жемчуг, золотые и серебряные украшения.
Полюбоваться богатством животного мира и природными красотами гости города смогут в Национальном парке Раджаджи, который располагается всего в 10 км от города. Во время экскурсии по парку вам повстречаются индийские слоны, леопарды, тигры, дикие кабаны, олени и множество других редких животных.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И СОВЕТЫ ДЛЯ ТУРИСТОВ В ХАРИДВАР
Харидвар является священным городом, который ежегодно принимает миллионы верующих со всех уголков планеты, и туристы должны знать о некоторых особенностях и правилах, которые существуют в городе. В кафе и ресторанах Харидвара кухня исключительно вегетарианская, к тому же здесь запрещено употребление крепких алкогольных напитков. Несмотря на отсутствие мясных блюд, вы сможете вкусно и сытно пообедать экзотическими блюдами южноиндийской и китайской кухни в многочисленных ресторанах города: «Бестек», «Хошияр Пури», «Чотивала» и других. А один из ресторанов - «Непал Ашрам» даже раздаёт ежедневные бесплатные обеды для всех прибывших паломников (в 17.00).
В городе имеется огромное количество гостиниц и отелей различного уровня комфортности, но, не смотря на это, если вы наметили поездку в Харидвар в период проведения Кумбха-Мелы, о бронировании жилья необходимо позаботиться задолго до приезда. Также во время проведения празднования в связи с неимоверным наплывом туристов и паломников необходимо соблюдать определённые меры предосторожности, которые помогут избежать риска стать жертвами мошенников или оказаться в стихийной давке. Наиболее уязвимые места - это узкие мосты и переходы.

КАК ДОБРАТЬСЯ
Харидвар - это один из крупнейших туристических центров Индии, который имеет отличную железнодорожную и автомобильную развязку, соединяющих город с Дели (215 км), Агрой (385 км), Дехрадуном (52 км) и другими крупными городами Индии. На расстоянии в 41 км располагается аэропорт Джолли Грант, совершающий регулярные рейсы внутри страны.
Средняя стоимость проезда на автобусе из Дели в Харидвар - 150 рупий.

Самостоятельное путешествие в Кедарнатх (Индия).

«Здесь грешник становится святым, а святой – Богом».

«Кедар – Величайшая Святыня, только Харидвар
может сравниться с ним по степени очищения грехов.
Человеческий ум не в состоянии описать и малой толики
тех плодов, что дарует паломничество в это место».
Сугубо субъективные впечатления.
Я лежу на нижней полке, поезда Харидвар – Дели, смотрю в окно, на проплывающие мимо, пейзажи и пытаюсь осознать, осмыслить и переварить, те впечатления, которые меня переполняют…. Мы возвращаемся из Кедарнатха.
Медитационные практики в йоге, ушу, тайцзи и т.д., которые позволяют очистить и успокоить Ум, конечно же, хороши и необходимы, особенно в наше время, перегруженное информацией, стрессом и нервным перенапряжением. Они, несомненно, приносят положительный результат и помогают держать себя в руках.
Однако, честное слово, одна эта поездка и трек в Кедарнатх, долбанула меня виртуальным обухом по несмышлёной башке так, что я до сих пор, словно дитя малое, смотрю по сторонам, улыбаюсь и не пойму, и чё это все вокруг суетятся как мухи на мусорной куче. Сам то я конечно тоже занырнул в это дело (работа, дорога, машина), но поверьте – ощущение «чистого листа», не проходит, цепко и приятно удерживая мое сознание в релаксе и душевном равновесии. Хотя в этой поездке, релакса у нас не было и в помине, а было следуещее.
03.06. мы вылетели из Шереметьево и в 23.50, прибыли в Дели. Перекантовались в аэропорту до утра и в 5:00 двинули на метро к ж/д вокзалу New Delhi. Далее поезд 12017 / Dehradun Shtbdi в Харидвар. Прибыли в 11:30, без опозданий. Жара несусветная.
Вышли на привокзальную площадь, нашли машину и сразу же не заезжая в Ришикеш, рванули в сторону Кедарнатха. Переговорив с драйвером и прикинув трафик, решили доехать до Рудрапрайяга (166 км), с остановкой в Девапрайяге.
И правильно сделали. Бессоная ночь и непростой трафик изрядно утомили.
Скорость была не более 50 км/час, в Рудрапрайяг, мы прибыли в 7 вечера. Дорога хорошая однако, как и положено не без осыпей. Ну и серпантин, конечно же, как на новогодней ёлке, пропасти вдоль дороги по полкилометра глубиной, выскакивающие из-за крутых поворотов и постоянно гудящие встречные машины, вереницы сикхов в оранжевых платках, оранжевых дастарах (тюрбанах) и с оранжевыми флагами. У них сейчас паломничество. Несутся как чумные, но видно, что в уме, хоть и в драйве. Часто приветственно машут руками и улыбаются.

0 0


Иногда встречали провалившийся асфальт. Но дорожные службы работают, отмечая опасные места и расчищая каменные осыпи. По дороге останавливались попить чайку и перекусить. Именно на одном таком перекусе, одна «жертва» из нашей компании, глядя мутным взглядом в пропасть, скорее всего, себе, а не для нас тихо прокурлыкала: - Нееет, я никого не виню! Но какая же я дура, что сюда поехала…
- А тут у всех, кто сюда забрался, кукушка из головы слиняла, - хотелось ответить мне – тут у всех петарда в черепушке сверкнула, оставив неизгладимый след на внутреннем убранстве тыквы.
Но видя её измененное сознание и перекошено–отрешенное выражение лица, решил воздержаться. Места, знаете ли, непростые….
Просто тихо сказал: - За то знаешь, какой опыт и какие впечатления. Будешь потом в захлеб рассказывать своим близким и друзьям, когда вернешься.
- А мы, правда, вернемся? – спросила она, глядя на меня обреченными глазами. И тут я задумался….
В слух, все же, произнеся: - А то!


0 0


Девапрайяг (Высота 800 м.).
Именно здесь при слиянии двух рек Бхагиратхи и Алакананды, образуется река Ганг. Проехать это священное место мы, конечно же, не могли. Говорят, что омовение в этом месте исцеляет не только тело, но и душу. На просторах Интернета, люди робко (и это правильно), чтобы не выглядеть полными кретинами, намекают на свой опыт исцеления. Тихо и ненавязчиво. И правильно. Что глухому в уши орать. Каждый должен сам приехать и проверить данный постулат.


1 0


На самом мысу, в месте слияния двух рек, можно заказать пуджу у местных служителей. Для того, чтобы искупаться, необходимо обязательно держаться за цепи, течение сильное, вода холодная, около 12 0С. Ощущения – прекрасные.
Насколько целебны воды в данном месте, долго расписывать не буду, несомненно, у каждого свое мнение.
Отмечу только, что мне купание помогло. Свежесть, бодрость и восстановление сил – на лицо. И покой…. И радостность…. И душевное равновесие…. Не то чтобы вот прям сразу, вот прям в одно мгновение. Нет.
Но ненавязчиво, неотвратимо и всецело, меня охватило чувство умиротворения и какой-то отрешенности.
Словно небесные воды Млечного пути легко и беспрепятственно, прошли сквозь меня как поток мезонов сквозь планету Земля, и за несколько минут, восстановили сбитые со своих орбит электроны, привели в порядок межмолекулярные связи и выправили частоту колебаний материального, эфирного и всех остальных тел, приведя вибрации всего организма в унисон с ритмами Вселенной.
Замечательно….
Несколько отелей есть на подъезде к городу.

Рудрапрайяг (высота 900 м.).

От Девапрайяга до Рудрапрайяга – 67 км и почти 2 часа ходу. Город расположен на месте слияния рек Алакананда и Мандакини и является одним из пяти священных мест слияния реки Алакананда. Говорят один из храмов города, был построен более 10 000 лет назад. С отелями, здесь в отличие от Девапрайяга, вполне нормально – есть из чего выбрать. Не вот прямо вам «лакшери», но вполне нормально, для одной ночи.
Утром мы прогулялись до автовокзала, взяли джип и поехали дальше, в Сонпрайяг.

Сонпрайяг (высота 1800 метров.)

Город паломников.

Место регистрации и получения пермитов. Все рядом. Для иностранцев отдельное окно (крайнее правое). Фотографируют, выдают «Tourist Pilgrim Registration & Tracking Access card», давление не меряют. Буквально в 3-х метрах справа от окна выдачи, находится дверь полиции, где тоже надо зарегистрироваться, а снаружи, на углу здания, есть розетка для зарядки.
Тут же можно сесть на джип до Гаурикунда (4,5 км) – цена 20 INR. Прямо напротив пункта выдачи пермитов, есть неплохая кафешка, где подают замечательное тали, добавка к которому лепешек, риса и приправ, как и в большинстве мест в Индии – бесплатна. Цена 60 INR, чай 10 INR.


0 0



0 0



0 0


Гаурикунд (Высота 1950 м.).

Название города, происходит от одного из имен жены Шивы – Гаури, известной так же как Парвати и слова «кунда» - источник. И действительно, здесь ближе к реке находятся несколько горячих источников, в которых пилигримы проводят омовение. Из пуран (древнеиндийские тексты) известно, что именно в Гаурикунде, Парвати более 100 лет провела в аскезе, прежде чем, подняться в Кедарнатх и стать женой Шивы.
100 лет? Если обратиться к Библии (глава 5), то можно прочитать следующее:
«Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер….
Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер….»и т.д.
Понятно, что время тогда текло по другому.
Стартовая площадка. Городок, зависший в средневековье. Здесь не ходит транспорт, только мулы и люди. Здесь редко включают электричество, поэтому зарядить аппаратуру и телефоны, довольно затруднительно, если только от работающего генератора. В отелях не очень комфортно. По ночам прохладно (было +8). Чистота постельного белья, под большим вопросом. С питанием тоже не супер, но чай и лепешки есть. Лучше привезти что-нибудь с собой. Сухофрукты и орехи, пожалуй, лучший вариант, особенно во время трека к Кедарнатху. Весь штат Уттаракханд – вегетарианский. В нашем отельчике, находящемся ближе к месту начала трека, свет так и не включили, просто выдали по свечке. А до наступления темноты, мы побродили по узким улочкам, уклоняясь от мулов, заглянули в одну из местных едален и понаблюдали за повседневной жизнью, с высоты второго этажа, нашей лоджии.


0 0

Подъем был назначен на 4 утра. Спали все плохо. Может, сказалась высота, может накопившаяся усталость, может всю ночь напролет проходящие мимо мулы, цокающие своими копытами по брусчатке, как заправские барабанщики по своим ударным инструментам, а скорее всего все это вместе.
Утром, выйдя в непроглядную тьму и задрав свой черепушник, я слегка присел и просто ахнул!
Вдоль ущелья, над головой, в сторону Кедарнатха, тянулась звездная усыпень кристально чистого Млечного пути….
Плотность и насыщенность последнего, была настолько глубока, что единственное, слабо отражающее увиденное, сравнение, которое приходило в мой давно треснувший кукушатник, было сравнение с чистыми водами глубокой и полноводной реки, в которой искрились мириады светящегося планктона, золотистых рыбок и еще чего-то и кого-то неведомых и загадочных, но несомненно живых и разумных существ и созданий. И всё это в обрамлении темных силуэтов величественных гор, стоящих вдоль ущелья….
Эта воистину божественная панорама, мигом сорвала, унесла и очистила мое Эго, растворив в себе мирские желания, заботы и тревоги.
И само собой пришедшее осознание реки Ганги, как действительно Небесной реки, ниспадающей на Землю в этих волшебных местах, из прядей волос Шивы (как гласят пураны), было также естественно, как не замечаемое нами, но жизненно необходимое, наличие кислорода в атмосфере нашей планеты.
Сколько я простоял, глядя в бездонный океан, я не знаю. Но когда подобие моего сознания, побарахтавшись в мириадах звезд, туманностей и черных дыр, залетело обратно в мой чердак, я, оглянувшись, увидел моих спутников, да и не только их, так же как и я стоявших и с блаженными лицами, взиравших на этот бесконечный, разноцветный, завораживающий и, несомненно, живой вселенский калейдоскоп….
Сказочно, волшебно, умопомрачительно, потрясающе…, все эти, да и другие эпитеты, нашего словарного запаса, очень блекло и слабо отражают увиденное. И это понятно, потому что здесь открываются не только наши глаза.
Потому что, здесь обнажается наше сознание, а за ним и подсознание и Душа. И уже они неосознанным и неведомым нам взором, взирают на какие-то свои параллельные и многомерные миры, недоступные простому человеческому взгляду, но такие же реальные и естественные, как утренняя роса на луговой траве, как Солнце, голубое небо и облака, в летний день и как Луна на ночном небосклоне….
А я все лежу на нижней полке поезда Харидвар – Дели, смотрю в окно, на присевших вдоль дороги, с целью снести яйцо, индусов и не нахожу ответа на простой вопрос: «А куда и зачем ты, неразумное существо едешь?» Ведь ты только недавно летел, ехал, карабкался в Кедарнатх, только вот - вот был буквально у порога Небесного дома, где физически, из-за нехватки кислорода, конечно же, тяжелее, но душевно…, настолько легче и благостнее, что просто слов нет….
Ответа – нет. А что вы ещё хотите от существа, да еще и неразумного….

Кедарнатх (высота 3660 м.).

От Гаурикунда - 16 км. Можно пешком – от 5 часов. Можно на мулах – 3,5 – 4 часа.
Мы выбрали мулов. Цена в один конец без торга 1500 INR. Каждого мула ведет под уздцы сопровождающий драйвер. В принципе нормально, хотя попенгаген с непривычки затекает быстро, а седло обязательно, тайком распишет его незамысловатыми письменами, в виде синяков. Тропа широкая, выложенная каменной брусчаткой и в основном неопасная. Пейзажи, сменяющие друг друга, напоминают непальские. И это естественно – мы у подножия Гималаев, только с южной стороны.


2 0

Очень красиво, атмосферно и местами весело, особенно, когда наездники, пытаются самостоятельно слезть/залезть с/на мула, на остановке у едальни. Проблем с попить – перекусить и с туалетами, нет. Их тут вполне достаточно.
На тропе витает атмосфера, содружества, доброжелательности и взаимной поддержки. Люди часто приветствуют друг друга, улыбаются, с интересом, но ненавязчиво поглядывая на бледнолицых туристов. Кроме нас, мы встретили только одного европейца, да и то в Сонпрайянге. Весть о том, что мы из России, явно нас опережала, удивляя постояльцев и хозяев лавок и полустанков, отмечая их лица улыбками, а наши души – теплом и гордостью за Родину. По мере подъема природные пояса, сменяют друг друга, постоянно пополняя впечатления, новыми пейзажами с буйной растительностью, водопадами и отвесными скалами. Где-то начиная с высоты 3000 метров, после моста через реку Мандакини, начинается резкий набор высоты, качество тропы заметно снижается, местами становясь опасной при езде на мулах. Пешком же вполне преодолимо, хотя и значительно труднее.

Нескончаемый поток паломников, поражает своим составом и экипировкой. Здесь вам и дети и старики и садху. Большинство в тапках на босу ногу, часто без теплой одежды, а ведь в Кедарнатхе -30С. Нам повезло – было солнечно, хотя при подходе к храму, с гор спустились тучи и закрыли великолепную панораму гималайских шести тысячников, у подножия которых и расположен Кедарнатх.


0 0



0 0



0 0


За пару километров, до храма, мы спешились. Дальше мулов не пускают. Если трудно идти, а по началу действительно нелегко, можно воспользоваться носильщиком, который посадит вас в заплечную корзину и допрет до храма. По дороге вы проходите бесплатные палаточные городки для поломников, вертолетную площадку, едальни, гесты. Здесь много военных и полиции следящих за порядком и готовых оказать необходимую помощь. Горная болезнь возможна, поэтому надо больше отдыхать и не спешить, пить воду. (И берегите лицо – сгорите моментально!) Да и некуда спешить – вы уже у цели. Атмосфера в Кедарнатхе радостная, наполненная предчувствием необычного и причастностью к сакральному.
Здесь вам никто не будет капать на мозги и отмечать неуместность к божественному, вашей одежды, вашей позы, взгляда или принадлежности к другой религии. Здесь это не имеет значения.
Здесь сам факт вашего присутствия, говорит о том, что вы дошли до последних Врат на Земле, до портала из трехмерного - как минимум, в четырехмерный мир. Здесь вы свой в доску, здесь все люди, члены одной большой семьи космических странников под названием Человечество.
Здесь вас накрывает, поглощает и растворяет умиротворение, покой и радость.


0 0



0 0



0 0


После посещения храма, на обратном пути, справа от дороги, можно (даже нужно) искупаться на гхатах реки Мандакини.
В районе Кедарнатха, кроме храма, есть много интересных мест, но описывать их я уже не буду, информации в Инете много.
Самая интересная и подробная информация, изложена в Священной Шри Скандапуране (в главе Кедаркханд).
Что было дальше? А дальше мы спустились вниз в Сонпрайяг и в 18:30, поймав джип, выехали в город Гупткаши, что в 35 километрах от Сонпрайяга.
Гупткаши (Guptakashi, высота 1500 м.).
Чисто, тепло, дешево. Натурально индийские Альпы.


1 0


Что мы тут делали. Откисали, отмывались и отъедались.
Кроме того, на противоположной стороне ущелья, находится деревня Укиматх (Ukimath), а в ней храм Шивы, в который на зимний период переносятся службы, проводимые в храме в Кедарнатхе. Здешний храм считается, даже более древним чем в Кедарнатхе. От Гупткаши в Укиматх и обратно, постоянно курсирует джип. Время в пути 30 минут, цена 30 INR. Данный регион, славится своими рисовыми терассами, мягким климатом и разнообразными треками.


1 0



0 0



0 0


После отдыха в Гупткаши, мы доехали до Девапрайяга, там заночевали в отеле UMA, что в паре километрах ниже по трассе, от города. Утром, позавтракали, вышли на трассу и практически сразу поймали попутный джип до Ришикеша.
Ришикеш.
Симпатичный город. Мекка йоги, расслабона и драйва. Так как мы были в паломнический сезон, народу было много. К тому же было жарко, 38 – 400С. Однако, все равно потусили там несколько дней, спасаясь соками в кафешках, фруктами и прохладой у реки и в номерах. Единогласно пришли к выводу, что надо было задержаться на несколько дней в районе Гупткаши – Укиматха. Там намного комфортнее. Температура 25 – 300С, народу мала, горы выше, а пейзажи намного красивее.


0 0



0 0



0 0



0 0



1 0



Харидвар

(Haridwar/Mayapuri, 214 км к северо-востоку от Дели, 54 км к югу от Дерадуна)

Телефонный код (STD) – 1334

Харидвар (букв. «Врата бога Вишну») – один из семи священных городов Индии. Здесь река Ганга начинает длинный путь по равнинам Северной Индии к Бенгальскому заливу. Гхат Хар-ки-Паури (Har ki Pauri, букв. «Порог Бога») отмечает точное место, где река покидает горы.

Офис Департамента туризма штата Уттаранчал

(Uttaranchal Tourism Office)

Rahi Motel, Station Road,

тел. 22 86 86,

пн-сб 10.00–17.00, 2-ю сб каждого месяца закр.

Офис корпорации GMVN

(GMVN Tourist Office)

напротив Latta Rao Bridge, Upper Road, Haridwar,

тел. 22 42 40,

пн-сб 10.00–17.00.

Как добраться

Самолет

Ближайший аэропорт – Jolly Grant в Дерадуне

(45 км, 1 ч, такси – Rs 600–800).

Рейсы в Дели.

Железная дорога

Харидвар: Дели, 2 раза в день, 5–7 ч; Агра, Мумбаи, Уджджайна и Варанаси.

Автобус

Харидвар: Дели, Ришикеш, Дерадун.

Автомобиль

Дерадун: автострада NH72 до Райвалы (Raiwala), далее по NH58 до Харидвара.

Достопримечательности

Наряду с Нашиком, Уджджайном и самым священным из всех – Прайягом (Аллахабадом), Харидвар считается одной из святых тиртх, где раз в 12 лет проходит фестиваль Маха Кумбх Мела (Maha Kumbh Mela). В это время миллионы паломников собираются здесь для совершения омовения в Ганге. Следующая Кумбх Мела состоится в Харидваре в 2010 г.

Хар-ки-Паури

Upper Road, в северо-восточной части города.

Хар-ки-Паури – букв. «Стопы бога Вишну». К северу от Харидвара Ганга разделена плотиной и протекает через город по большому каналу (Ganga Canal). К востоку от него проходит естественное русло реки. Набережная канала, вдоль которой расположены гхаты и ашрамы, создает атмосферу речного побережья. Главные гхаты и религиозная деятельность сосредоточены вокруг Хар-ки-Паури. Мосты и переходы связывают отдельные островки. В воде и на спусках можно увидеть металлические цепи, позволяющие верующим, совершающим омовение, удержаться в быстром потоке воды.

Ежедневно на закате проводится церемония поклонения реке – Ганга аарти, привлекающая к островам и мостам Хар-ки-Паури множество верующих.

Маха Кумбх Мела проводится раз в 12 лет именно на Хар-ки-Паури. Раз в 6 лет устраивается Ардх Мела (Ardh Mela), также привлекающая толпы паломников.

Святилище Чанди Деви

(Chandi Devi Mandir, 3 км к югу от Хар-ки-Паури, на горе Нил Парват (Neel Parvat), левый берег Ганги)

ежедн. 5.00–20.00.

Подъем на фуникулере Udan Khatola – Rs 70, Rs 144, включая билет на автобус для посещения святилища Манса Деви нояб. – март 9.00–17.30, апр. – окт. 8.30–19.30.

Это святилище богини Дурги (Чанди – букв. «Свирепая») расположено на вершине горы, к которой ведет трехкилометровая тропа.

Святилище Манса Деви

(Mansa Devi Mandir, 1 км к северу от Хар-ки-Паури, на горе Бхилкешвар (Bhilkeshvar), правый берег Ганги)

ежедн. 5.00–20.00.

Подъем на фуникулере Udan Khatola, Rs 31 – в один конец, Rs 48 – туда и обратно,

нояб. – март 8.00–18.00,

апр. – окт. 7.00–20.00.

Внимание! Фотографировать в святилище запрещено.

К вершине горы, где расположено это святилище богини Дурги, ведет крутой 1,5-километровый подъем. Отсюда открывается прекрасный вид на реку. Верховное божество святилища – трехголовая Манса Деви.