Тур хейердал мореплаватель. Тур хейердал и его путешествие на "кон-тики". Тур Хейердал - на тропических островах

РАССКАЗ О ТУРЕ ХЕЙЕРДАЛЕ

Томан И.Б.

Знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал (1914-2002) жил в ХХ веке, когда, казалось бы, на земле не осталось места, куда бы не ступала нога человека. И все же его открытия не менее впечатляющи, нежели открытия мореплавателей прошлых эпох, ибо странствовал он не столько в пространстве, сколько во времени, и в его глубинах он обнаружил такие миры, о существовании которых никто не догадывался.

Главная идея, вдохновлявшая Тура Хейердала всю его долгую жизнь, состояла в том, чтобы доказать высокий уровень культуры народов, которых самодовольные европейцы привыкли считать «примитивными». Он хотел доказать, что их история не менее древняя и не менее богатая событиями и достижениями в области духовной и материальной жизни, нежели европейская культура.

С 1937 года Тур Хейердал изучал происхождение населения Полинезии и выдвинул смелую гипотезу о том, что эти острова заселены выходцами из Южной Америки. Для ее доказательства в 1947 году он вместе с пятью спутниками совершил плавание на плоту «Кон-Тики», построенном по образцу древнеперуанских плотов.

Кон-Тики (то есть Солнце — Тики) – это имя легендарного божественного вождя одного из исчезнувших народов Южной Америки, о котором рассказывали инки. Изгнанные врагами со своей земли, они уплыли в неизвестном направлении, и более о них никто не слышал. Лишь величественные руины в районе озера Титикака напоминали об этой некогда великой исчезнувшей цивилизации. Но действительно ли она исчезла бесследно? В Полинезии Тур Хейердал, беседуя с местными жителями, узнал, что их предки давным-давно приплыли сюда из-за океана, а также то, что первопредка и верховного вождя полинезийцев звали Тики, то есть так же, как легендарного вождя таинственных обитателей Южной Америки. Нашел он и другие свидетельства родства двух народов: в частности, скульптуры, изображавшие богов имели немало общего. Однако собранные факты вступали в противоречие с одним, казалось бы, бесспорным аргументом: древние народы не могли переплыть океан на своих утлых плотах. Это считалось аксиомой, и ее-то Тур Хейердал и поставил под сомнение. Древние народы, считал он, являлись отважными мореплавателями, и их возможности были гораздо большими, чем это традиционно считали европейцы.

Экспедиция преодолела путь от Кальяно (Перу) до островов Туамоту (Полинезия), используя систему морских течений и ветров, господствующих в этом районе Тихого океана. Так, перевоплотившись в человека далекой эпохи, Тур Хейердал доказал истинность своей теории. Свое путешествие он описал во всемирно известной книге «Путешествие на Кон-Тики». Вскоре после своего выхода в свет она была переведена на русский язык и несколько раз издавалась в нашей стране огромными тиражами. Особенной популярностью пользовалась она среди подростков, которые благодаря ей узнали не только историю и культуру далеких экзотических стран, но и, в той или иной степени, обрели ряд важных жизненных ориентиров. И действительно: книга Тура Хейердала имеет не только образовательное и познавательное, но и воспитательное значение. Она учит целеустремленнос ти и настойчивости, хладнокровному отношению к лишениям и невзгодам, но, самое главное, она показывает самоценность культуры каждой эпохи и каждого народа. Мир бесконечно многообразен и прекрасен, и его красота открыта для каждого, кто освободится от предрассудков и априорных суждений и откроет свое сердце новому и неизведанному.

И еще: книга «Путешествие на Кон-Тики», несмотря на скрупулезное описание экспедиции и подготовки к ней, различных научных теорий и собственных изысканий, исполнена истинной поэзии. Об этом свидетельствует хотя бы такой отрывок: «Угольно-черные волны вздымались со всех сторон, над нами сияли мириады звезд. Мир был прост — звезды и ночь. Внезапно стало совершенно безразлично, был ли это 1947 год нашей эры или до нее. Вы жили и чувствовали жизнь с обостренной яркостью. Казалось, небольшой, но неизмеримо богатый мир, центром которого был плот, существовал с начала времен и будет существовать до бесконечности. Мы поняли, что жизнь была для людей полной задолго до нашего века техники, она была для них во многих отношениях даже полнее и богаче, чем жизнь современного человека. Время и эволюция перестали для нас существовать. Все это было реальным и что имело значение всегда, существовало и будет существовать. Мы чувствовали себя в самих недрах истории, вокруг нас царили беспросветная тьма и мириады звезд».

В 1953 году Тур Хейердал возглавил археологическую экспедицию на Галапагос кие острова и открыл там следы древней цивилизации. В 1955-1956 гг. он провел археологические исследования на островах Пасхи, Рапа-Ити и Маркизских и выяснил, что они были заселены еще в IV веке.

В 1960-е годы великий путешественник увлекся историей мореплавания в Древнем Египте и опять в своих исследованиях прибег к уже испытанному методу. Для подтверждения новых теорий он искал не только исторические источники; он перевоплощался в древнего человека, сливался душой и телом с теми, кого хотел познать, и доказывал вновь и вновь, что возможности человека, в какую бы он эпоху ни жил и к какому бы народу ни принадлежал, воистину безграничны. В 1969 году Тур Хейердал предпринял не вполне удачную попытку пересечь Атлантический океан на папирусной лодке «Ра», названной в честь древнеегипетског о бога солнца, однако в следующем году он все же осуществил свой замысел. На такой же лодке «Ра-2» он преодолел расстояние от Марокко до Америки.

В 1977 году Тур Хейердал возглавил экспедицию в Индийский океан на тростниковой лодке «Тигрис». В письме, направленном в Организацию Объединенных Наций, путешественники писали: «Мы предприняли путешествие в прошлое, чтобы изучить мореходные качества судна, построенного по древнешумерским образцам. Но это было также путешествие в будущее, с целью показать, что люди, стремящиеся к общему выживанию, могут мирно сосуществовать даже на самом тесном пространстве. Нас одиннадцать человек, представляющих страны с разными политическими системами. Вместе мы прошли на маленьком судне-плоте из хрупких стеблей и веревок более шести тысяч километров. В стесненных условиях, в полном взаимопонимании и дружбе, плечом к плечу мы боролись со штормами и штилями, постоянно сохраняя верность идеалу ООН: сотрудничество во имя совместного выживания».

К сожалению, мирное сосуществование людей разных национальностей и убеждений на маленькой лодке не отражало ситуацию в мире. Ряд стран чинил экипажу всевозможные препятствия, многие порты оказались закрыты для него, иногда путешественников сопровождал эскорт военных кораблей и самолетов. В результате экипаж принял решение путешествие прекратить, а лодку сжечь.

Участником экспедиций на «Ра» и «Ра-2» и на «Тигрисе» был наш соотечественник, ведущий телепередачи «Клуб кинопутешественн иков» Юрий Александрович Сенкевич (1937-2003). В то время он являлся сотрудником Института медико-биологиче ских проблем, занимался вопросами космической медицины и участвовал в экспедициях в качестве врача.

Норвежцы чтут память своего великого соотечественника. В Осло, на полуострове Бигдеюле, находится музей Тура Хейердала, главными экспонатами которого являются плот «Кон-Тики» и папирусная ладья «Ра-2», а также гигантская статуя с острова Пасхи. Рядом – Музей мореплавания и музей знаменитого норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена (1861-1930), а чуть подальше – музей корабля викингов. Таким образом, Тур Хейердал предстает как продолжатель вековых традиций норвежских мореплавателей.

Открытия Тура Хейердала сыграли немалую роль в развитии экстремального туризма. Благодаря его путешествиям ранее малоизвестные земли начинают притягивать многих поклонников активного отдыха и ярких впечатлений. Впрочем, не только открытия и странствия, но и сама личность Тура Хейердала оказала и продолжает оказывать влияние на современников и потомков.

Ранние годы

Тур Хейердал родился в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии в семье Тура и Алисон Люнг Хейердал. Отец владел пивоварней. Мать работала в антропологическом музее, и юный Тур довольно рано познакомился с дарвиновской теорией эволюции . С детских лет Хейердал интересовался зоологией . В доме, где Тур проживал в те годы, он создал небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка

В детстве Тур страшно боялся воды, потому что дважды чуть не утонул. Как он сам вспоминал впоследствии, если бы лет в 17 ему кто-нибудь сказал, что он будет плавать по океану на утлой лодчонке по нескольку месяцев, он счёл бы того человека безумным. Расстаться с этой боязнью он смог только в 22 года, когда, случайно упав в реку, нашёл в себе силы выплыть самостоятельно.

Любознательным молодоженам казалось, что они смогут прожить в условиях девственно нетронутой природы, подобно Адаму и Еве, без особых сложностей. Однако со временем у Лив и у Тура стали появляться на ногах кровоточащие язвы, им необходимо было срочно показаться врачу, который, к счастью, нашелся на соседнем острове. Вылечившись, молодые люди возвратились на Фату-Хива , но через некоторое время, чувствуя растущую неприязнь со стороны местного населения, были вынуждены вернуться на родину.

О событиях, происходивших с Туром Хейердалом во время стоянки на Маркизских островах , рассказывает его первая книга «В поисках рая» (1938). Она была опубликована в Норвегии , но из-за разразившейся Второй мировой войны оказалась почти забытой. В 1964 году сокращённый русский перевод (Л. Л. Жданова) выпустило советское издательство «Мысль ». Несколько позже, уже прославившись своими другими путешествиями и работами в иных областях, Хейердал опубликовал новый вариант книги под названием «Фату-Хива» (рус. пер. 1978).

Вторая мировая война

С целью найти следы морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века , но так и не достигших Полинезии ранее начала второго тысячелетия нашей эры, Тур Хейердал отправился в Канаду , где стал знакомиться с жизнью местных индейцев . Там его застала Вторая мировая война .

Как истинный патриот, он желал сражаться с врагом и, в конце концов перебравшись в США , завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии Хейердала и его товарищей из так называемой «I Group» подготовили к заброске в оккупированную немецкой армией Норвегию . В звании лейтенанта он отправился на американском лайнере в составе конвоя в Мурманск . В конце похода конвой подвергся атаке немецких подводных лодок , которая была отбита с помощью советских кораблей . По прибытии в Киркенес группа Хейердала должна была поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда с Лондоном . Здесь он и встретил окончание войны.

Экспедиция «Кон-Тики»

7 августа, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту .

«Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу плот доказал свою высокую манёвренность. Кроме того, между бальсовых брёвен в довольно большом количестве скапливалась вода, а это позволяет предполагать, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды . Вдохновлённые плаванием «Кон-Тики », и другие повторили это путешествие на своих плотах. Книга Тура Хейердала «Кон-Тики » переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1952 году премию «Оскар» за лучший документальный полнометражный фильм .

Между тем, известны и прямые доказательства контактов между Южной Америкой и Полинезией : наиболее существенным представляется тот факт, что южноамериканский батат является основным пищевым продуктом почти во всей Полинезии . Опытным путём Хейердал доказал, что ни батат, ни кокос не могли достигнуть островов Полинезии «вплавь». По поводу лингвистического аргумента Хейердал приводил аналогию, согласно которой, он предпочитает полагать, что афроамериканцы произошли всё-таки из Африки , судя по цвету их кожи, а не из Англии , как можно было бы считать по их речи.

Первая лодка, названная «Ра», спроектированная по рисункам и макетам лодок Древнего Египта , была построена специалистами с озера Чад (Республика Чад) из папируса, добытого на озере Тана в Эфиопии , и вышла в Атлантический океан с побережья Марокко. По прошествии нескольких недель «Ра» стал сгибаться из-за конструктивных недостатков, погружаться кормой в воду и, в конце концов, разломился на части. Команда была вынуждена оставить судно.

На следующий год другая лодка, «Ра-II», доработанная с учётом опыта предыдущего плавания, была построена мастерами с озера Титикака в Боливии и также из Марокко отправилась в плавание, на этот раз увенчавшееся полным успехом - лодка достигла Барбадоса , продемонстрировав тем самым, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Несмотря на то что целью плавания «Ра» было всего лишь подтвердить мореходные качества древних судов, построенных из лёгкого камыша, успех экспедиции «Ра-II» был расценён как свидетельство того, что ещё в доисторические времена египетские мореплаватели, намеренно или случайно, могли совершать путешествия в Новый Свет .

Об этих экспедициях Туром Хейердалом была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

«Сходство между ранними цивилизациями Египта и Мексики не ограничивается лишь пирамидами … И в Мексике, и в Египте существовала высокоразвитая система иероглифической письменности… Учёные отмечают сходство фресковой живописи в храмах и усыпальницах, схожие конструкции храмов с искусными мегалитическими колоннадами. Указывается на то, что при сооружении сводов из плит архитекторы по обе стороны Атлантики не знали искусства сооружения настоящей арки. Обращается внимание на существование циклопических по размеру каменных человеческих фигур, на удивительные астрономические познания и высокоразвитую календарную систему в Мексике и Египте. Учёные сопоставляют удивительную по совершенству практику трепанации человеческого черепа, характерную для культур древнего Средиземноморья, Мексики и Перу, а также указывают на схожий египетско-перуанский обычай мумификации. Эти и другие многочисленные свидетельства сходности культур, взятые вместе, могли бы подтвердить теорию о том, что однажды или неоднократно суда с берегов Средиземного моря пересекали Атлантический океан и принесли основы цивилизации аборигенам Мексики».

Помимо основных аспектов экспедиции, Хейердал намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас , национальностей , религий и политических убеждений , с тем чтобы продемонстрировать, как на таком маленьком плавучем островке люди могут плодотворно сотрудничать и жить в мире. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединённых Наций .

Другие исследования

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В погоне за Одином . По следам нашего прошлого». В 2000 году Хейердалом были начаты раскопки в Азове Ростовской области, старинном городе неподалёку от Азовского моря . Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда , основываясь на текстах и древних картах, представленных в «Саге об Инглингах » Снорри Стурлусона . В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами , и с низовий Дона (Танаквисля/Tanakvísl ) повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании , и, наконец, обосновался в Швеции . Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу (см. также «Дом Инглингов», «Мифические короли Швеции »). Хейердал предположил, что история, поведанная в «Саге об Инглингах», основана на реальных фактах.

Этот проект вызвал в Норвегии резкую критику со стороны историков, археологов и лингвистов и был признан псевдонаучным. Хейердал был обвинён в избирательном использовании источников и в полном отсутствии научной методологии в своей работе. В этой книге Хейердал основывал свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона , - например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция . Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя (по первому упоминанию в найденных летописях) спустя 1000 лет после того как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда. Резкая полемика, окружавшая проект «В погоне за Одином», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, в то время как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.

Хейердал был убеждён, что норвежцы и другие скандинавы могут, в частности, проследить свои корни из современного Азербайджана . В последние два десятилетия своей жизни он несколько раз ездил в Азербайджан. В 1994 году он побывал в Гобустане , где изучил наскальные рисунки . В сентября 2000 года Хейердал посетил археологические раскопки на территории церкви в селе Киш . Сегодня напротив этой церкви установлен бюст Хейердалу. Его теория относительно Одина была принята как факт евангелической лютеранской церковью Норвегии.

Хейердал являлся активистом зелёной политики . Мировая известность Хейердала послужила причиной его встреч с известными политиками (в частности, во время визита на Кубу он сдружился с Фиделем Кастро). Он даже выступил с докладом о значении охраны окружающей среды перед последним главой СССР Михаилом Горбачёвым . Хейердал ежегодно участвовал в присуждении Альтернативной Нобелевской премии в качестве члена жюри. В 1994 году Хейердал и актриса Лив Ульман были выбраны норвежцами для выполнения почётной обязанности открытия зимней Олимпиады в Лиллехаммере и предстали перед телевизионной аудиторией, насчитывавшей больше миллиарда человек. В 1999 году соотечественники признали его самым знаменитым норвежцем XX столетия. Он был награждён многочисленными медалями и премиями, а также удостоен одиннадцати почётных степеней университетов Америки и Европы.

Последующие годы

В последующие годы Хейердал был занят многими экспедициями и археологическими проектами. Однако он остался наиболее известен своими морскими путешествиями на лодках и особенным вниманием к вопросам культурного диффузионизма .

Критика

Многие теории Тура Хейердала, особенно теория о заселении Полинезии, подвергались критике. Так, Эрик де Бишоп считал, что имел место лишь культурный обмен между полинезийцами и населением Южной Америки, так как морская техника полинезийцев превосходит технику других народов, что сам доказал плаванием на «Каимилоа». Генетические исследования жителей острова Пасхи (Рапануи) показывают 8-процентный вклад южноамериканских индейцев в геном сегодняшних рапануйцев. Авторы считают этот вклад старше 500 лет. Соответственно, южноамериканский вклад в древних рапануйцев оценён в 10% .

Милослав Стингл называл «легенду о гениальных блондинах» очень похожей на «теории, не так давно поставившие человечество на грань катастрофы ». Однако следует заметить, что доказательная сила научной теории (либо гипотезы) совершенно не зависит от ориентации тех политических сил, которые принимают её на вооружение.

Награды и почётные звания

Библиография

На иностранных языках

На русском языке

  • Хейердал Тур. Путешествие на «Кон-Тики». На плоту от Перу до Полинезии / Пер. Т. Л. Ровинской, В. И. Ровинского. - М.: Молодая гвардия, 1957. - 286 с.: ил. - (Библиотека путешествий).
  • Хейердал Тур. Путешествие на «Кон-Тики» / Пер. Л. Головина, А. Комарова. - М.: Детгиз, 1957. - 368 с.: ил. - (Школьная библиотека).
  • Хейердал Тур. Аку-Аку. Тайна острова Пасхи / Пер. В. Л. Якуба. - М.: Молодая Гвардия, 1959. - 384 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Путешествие на «Кон-Тики». «Аку-аку» / Пер. с англ. Т. Л. и В. И. Ровинских. - Алма-Ата: Казахское гос. учебно-педагогич. изд., 1960. - 590 с.
  • Хейердал Тур. В поисках рая / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1964. - 160 с.: ил. - (Путешествия и приключения).
  • Хейердал Тур. Приключения одной теории / Пер. Л. Л. Жданова. - Л.: Гидрометеоиздат, 1969. - 308 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Экспедиция «Кон-Тики». «Ра» / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1971. - 486 с.: ил. - (XX век: Путешествия. Открытия. Исследования).
  • Хейердал Тур. Фату-Хива. Возврат к природе / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1978. - 304 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Экспедиция «Тигрис» / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 362 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Древний человек и океан / Пер. Л. Л. Жданова. - М.: Мысль, 1982. - 350 с.: ил. - (Библиотечная серия).
  • Хейердал Тур. Искусство острова Пасхи / Пер. Л. Л. Жданова. - М. Искусство, 1982. - 546 с.: ил.
  • Хейердал Тур. Мальдивская загадка / Пер. Л. Л. Жданова, В. И. Войтова. - М.: Прогресс, 1988. - 224 с.: ил. - ISBN 5-01-001081-X .
  • Хейердал Тур. По следам Адама / Пер. С. Ю. Лугового. - М.: Вагриус, 2001. - 352 с.: ил. - (Мой XX век). -

Казалось бы, в двадцатом веке уже невозможно совершить глобальные открытия, всего лишь путешествуя по океану. Карты мира уже давно составлены и весьма точно. Но знаменитый Тур Хейердал бросил вызов этому утверждению. Правда, его исследования касались не географии, а историко-этнографических процессов.

Краткая биография жизни

Будущий путешественник и исследователь родился в Норвегии, когда уже вовсю громыхала первая мировая война. Тур рано заинтересовался биологией и антропологией, даже создал небольшой зоологический музей прямо у себя дома. А вот вода, как бы странно не звучало, внушала ему панический страх. Дважды в детстве Хейердал оказывался в одном шаге от утопления. Только в 22 года, выплыв из реки самостоятельно (он оказался там волей случая), сумел победить водобоязнь и изжить её навсегда.

Но и в последующие годы жизни Хейердала мало что ещё указывало на грядущую деятельность его. Конечно, знакомство со знаменитым путешественником Крепелином, изучавшим Полинезию (и одновременно – освоение географии в университете Осло) говорит о многом. Однако исследовать далёкие страны можно было и в кабинете, конечно, рассматривая и анализируя отобранные другими материалы. Но не такова была личность Хейердала…

В 1937 году он отправляется на Таити (где проходит курс выживания), а потом – целый год живёт на острове Фату-Хива, который был полностью изолирован от цивилизации. Продолжить исследования помешали сначала язвы, а затем – рост враждебности местных жителей. Этот период работы Тура Хейердала оказался почти забыт, так как попал в густую тень мировой войны.

В то же время, о знаменитом исследовательском походе через Тихий океан знают почти все сколько-нибудь образованные люди. Летописи и зарисовки конкистадоров, легенды и археологические совпадения подтолкнули Хейердала к попытке опытным путём проверить, возможно ли пройти большое расстояние по воде, располагая лишь теми средствами, что и в древности.

1947 год. Перу. Тур Хейердал и другие пятеро исследователей строят плот старинной конструкции, ставший известным как «Кон-Тики». За сто одни сутки, используя лишь течение и попутные ветры, экспедиция прошла восемь тысяч километров и достигла островов Туамоту.

Лодка Тура Хейердала

В конце 1960-х – начале 1970-х годов Тур Хейердал предпринял другое путешествие, на этот раз на лодке «Ра», сделанной из папируса. Цель была такая: отплыть из Марокко и на опыте доказать, что древние моряки могли благодаря Канарскому течению преодолевать Атлантический океан. Образцом для конструкции «Ра» послужили древнеегипетские лодки. Недостатки такой модели привели к досрочному окончанию экспедиции (лодка просто разломилась). Усовершенствованный «Ра-2», в следующем году, сумел добраться из того же Марокко до Барбадоса, что доказало принципиальную достижимость такого путешествия в прошлом.

Почему знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал считал таким важным подтверждение возможности контакта между Древним Египтом и Южной Америкой?

Дело в том, что он находил между этими цивилизациями многочисленные сходства – архитектура (пирамиды) и иероглифическая письменность, фресковая живопись и одинаковое незнакомство с аркой как методом оформления; продвинутые астрономические, календарные познания обоих; сходство методов мумификации. Аналогичной позиции он придерживался и по другим вопросам (например, исходил из влияния шриланкийской цивилизации мореходов на Южную Америку и культуру острова Пасхи.

Следует иметь ввиду, что многие тезисы, выдвигавшиеся Туром Хейердалом, реально ничем не обоснованы.

Про этого знаменитого путешественника сняли целый фильм, с которым я вам предлагаю ознакомиться:

Он смог наглядно доказать: далекие предки сегодняшнего человека не были примитивными существами. Они были замечательными проекторами и конструкторами, путешествовали и пересекали моря, океаны, континенты, благодаря чему взаимодействовали между собой.

Юный исследователь-зоолог

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 года в небольшом норвежском городке Ларвик. Его родители были достаточно зажиточными и уважаемыми людьми в городе - отец владел пивоварней, а мать была сотрудником антропологического музея. И хоть в семье было семеро детей, каждому из них доставалось достаточно внимания родителей и их заботы. Так, мать Тура занималась его образованием, и уже в юном детском возрасте парень был знаком с антропологической теорией Дарвина, а отец организовывал поездки в Европу.

Среди многочисленных детских увлечений Тура была любовь к природе. Будучи ребенком, он даже пытался организовать собственный музей на дому. Достоверно неизвестно, из каких экспонатов состояла его экспозиция, но ее «изюминкой» было чучело гадюки, которое с гордостью демонстрировалось частым гостям в доме Хейердалов в рамках небольшой экскурсии.

Исследование флоры и фауны нашей планеты чуть не закончилось для Тура фатально - однажды он чуть не утонул в речке, а, спасшись, на все детство приобрел страх воды. Юный Хейердал даже представить не мог, что в историю человечества он войдет благодаря своим плаваньям в открытом океане на плоту!

Когда в 1933 году 19-летний Тур поступил в университет Осло, для того чтобы постигать знания из области географии и зоологии, будущий ученый встретился с выдающимся путешественником Бьерном Крепелином. Эта встреча сыграла важную роль в жизни Хейердала: Бьерн познакомил юного студента со своей коллекцией предметов с острова Таити и многочисленными книгами об истории народов . Тур был поражен полученными знаниями, в нем зародилось желание еще глубже постичь культуру малоизвестных народов. Это предопределило его будущее.

Райский остров Фату-Хива

После завершения обучения в жизни Тура Хейердала происходит два невероятно важных события: молодой ученый наконец-то женился на любимой женщине Лив Кушерон-Торп, в которую был влюблен с начала обучения, а также он оставляет родные края для важного научного исследования и едет на острова Полинезии. Жена отправилась с Хейердалом, и эта командировка стала настоящим для влюбленной парочки.

Целью Тура было исследование причин возникновения некоторых видов животных на удаленных островах Полинезии. Для этого научный деятель вместе со своей супругой , Панамский канал и отправился на Таити. Здесь супруги провели месяц, живя в хижине местного вождя, который познакомил прибывших с бытом и культурой племени. Увлеченные дикой нетронутой природой и необычной культурой, которую стремились изучить, чета Хейердалов отправилась на изолированный остров Фату-Хива.

Жизнь, лишенная благ современности, не отягощенная шумом города, очень пришлась по душе Туру и Лив. Молодожены жили подобно Адаму и Еве в полной гармонии с природой, радуясь ее дарам и не вспоминая о том, что где-то существует другая жизнь - все вокруг казалось полноценным и естественным. На протяжении целого года Хейердал с супругой жили на райском острове, но вскоре размеренной и тихой жизни пришел конец: Тур заболел и ему требовалась помощь квалифицированного врача, а Лив была беременна. После незабываемого отдыха Хейердалы вернулись в цивилизацию.

Война, вторгшаяся в планы ученого

Вернувшись в Норвегию, Тур стал отцом и издал книгу о своем путешествии под названием «В поисках рая». Год, проведенный на островах Полинезии, в корне изменил взгляды ученного на науку в целом. Его желание изучать животных было вытеснено желанием изучать людей и их историю: в голове у Тура сформировался ряд теорий, и он желал подтвердить их научными фактами.

Так, исследователь предположил, что древние инки каким-то образом переплыли океан и заселили острова Полинезии. Чтобы обосновать эту гипотезу, Хейердал отправился в Канаду, но никаких фактов, доказывающих его предположение, найти не удалось.

Планы антрополога нарушила Вторая мировая война, во время которой Тур не собирался отсиживаться - как настоящий мужчина и патриот он отправился на фронт. За непростые военные годы Хейердал успел попутешествовать, поучаствовать в битвах и получить звание лейтенанта. А по окончании войны у исследователя появился детальный план научного эксперимента, который доказал бы правоту его теории.

Путешествие на «Кон-Тики»

Тур Хейердал решает соорудить плот по рисункам древних инков и на нем пересечь океан. Научное сообщество смеялось ученому в лицо, доказывая невозможность затеи, но отчаянный антрополог был полностью уверен в успехе эксперимента. Тур, вместе с другими пятью путешественниками и ученными, прибыл в Перу, где по старым схемам, рисункам и на основе многих легенд и рассказов отважные исследователи сооружают плот из бальсового дерева.

Названный в честь бога солнца плот «Кон-Тики» перетерпел все превратности длительного путешествия в 8000 км причалил к острову Туамоту, преодолев Тихий океан. 101 день был полон открытий и невероятных приключений, а сплоченный коллектив ученных доказал, что человек может не только выжить в условиях полного дискомфорта, но и найти взаимопонимание и дружбу.

Вернувшись домой Тур Хейердал пишет книгу «Кон-Тики», которая имела невероятный успех во всем мире, а документальный фильм, который ученый снимал во время плаванья, в 1952 году получил премию «Оскар». Но главным достижением экспедиции были не признание и слава, а доказательство возможности трансатлантических переправ древних инков.

Провал «Ра» и триумф «Ра II»

На этом исследования Хейердала не закончились. Антрополог решается на аналогичное для того, чтобы установить, могли ли жители Древнего Египта путешествовать через океан на своих судах. Для этого ученый с командой единомышленников сооружает судно из папируса под названием "Ра", но лодка не оправдала доверия своего создателя и посреди путешествия разломилась на две части.

Тур Хейердал не отчаялся такому провалу и, учтя конструкторские ошибки, соорудил лодку «Ра II», которая с успехом переплыла Атлантический океан и причалила к берегу Барбадоса. Впечатления от путешествия и свои открытия исследователь описал в книге «Экспедиция на "Ра"». Исследователи проделали огромную работу и кроме оправдания теории Хейердала, собрали образцы загрязнений в океане, после чего предоставили их ООН, а также доказали, что даже люди разной национальности, убеждений и религиозных взглядов могут мирно существовать на небольшом клочке суши, если их объединяет общая цель.

До самой глубокой старости великий исследователь Тур Хейердал не оставлял научной деятельности и сделал множество открытий, но всеобщую известность ему принесли именно его плаванья. Целеустремленный и увлеченный, он не знал покоя ни в исследовательской деятельности, ни в личной жизни: он имел пятерых детей и трижды был женат. Сделав колоссальный вклад в развитие научной мысли и войдя в историю как самый выдающийся норвежец ХХ века, Тур Хейердал умер в окружении родных ему людей, в возрасте 87 лет, от тяжелого заболевания - опухоли головного мозга.

Биография

Ранние годы

Тур Хейердал родился в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии в семье Тура и Алисон Люнг Хейердал. Отец владел пивоварней. Мать работала в антропологическом музее, и юный Тур довольно рано познакомился с дарвиновской теорией эволюции . С детских лет Хейердал интересовался зоологией . В доме, где Тур проживал в те годы, он создал небольшой музей, в котором главным экспонатом была гадюка .

В детстве Тур страшно боялся воды, потому что дважды чуть не утонул. Как он сам вспоминал впоследствии, если бы лет в 17 ему кто-нибудь сказал, что он будет плавать по океану на утлой лодчонке по нескольку месяцев, он счёл бы того человека безумным. Расстаться с этой боязнью он смог только в 22 года, когда, случайно упав в реку, нашёл в себе силы выплыть самостоятельно.

Как истинный патриот, он желал сражаться с врагом и, в конце концов перебравшись в США , завербовался в армию. После окончания диверсионной радиошколы в Англии Хейердала и его товарищей из так называемой «I Group» подготовили к заброске в оккупированную немецкой армией Норвегию . В звании лейтенанта он отправился на американском лайнере в составе конвоя в Мурманск . В конце похода конвой подвергся атаке немецких подводных лодок , которая была отбита с помощью советских кораблей . По прибытии в Киркенес группа Хейердала должна была поддерживать радиосвязь штаба норвежского отряда с Лондоном . Здесь его и застало окончание войны.

Экспедиция «Кон-Тики»

«Кон-Тики» продемонстрировал, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении. Благодаря системе килей и парусу плот доказал свою высокую манёвренность. Кроме того, между бальсовых брёвен в довольно большом количестве скапливалась рыба, а это позволяет предполагать, что древние мореплаватели могли использовать её для утоления жажды в отсутствие других источников пресной воды . Вдохновлённые плаванием «Кон-Тики », и другие повторили это путешествие на своих плотах. Книга Тура Хейердала «Кон-Тики» переведена на 66 языков мира. Документальный фильм об экспедиции, снятый Хейердалом во время плавания, получил в 1951 году премию «Оскар ».

Между тем, известны и прямые доказательства контактов между Южной Америкой и Полинезией : наиболее существенным представляется тот факт, что южноамериканский батат является основным пищевым продуктом почти во всей Полинезии . Опытным путём Хейердал доказал, что ни батат, ни кокос не могли достигнуть островов Полинезии «вплавь». По поводу лингвистического аргумента Хейердал приводил аналогию, согласно которой, он предпочитает полагать, что афроамериканцы произошли всё-таки из Африки , судя по цвету их кожи, а не из Англии , как можно было бы считать по их речи.

Об этих экспедициях была написана книга «Экспедиции на „Ра“» и создан документальный фильм.

«Сходство между ранними цивилизациями Египта и Мексики не ограничивается лишь пирамидами … И в Мексике, и в Египте существовала высокоразвитая система иероглифической письменности… Учёные отмечают сходство фресковой живописи в храмах и усыпальницах, схожие конструкции храмов с искусными мегалитическими колоннадами. Указывается на то, что при сооружении сводов из плит архитекторы по обе стороны Атлантики не знали искусства сооружения настоящей арки. Обращается внимание на существование циклопических по размеру каменных человеческих фигур, на удивительные астрономические познания и высокоразвитую календарную систему в Мексике и Египте. Учёные сопоставляют удивительную по совершенству практику трепанации человеческого черепа, характерную для культур древнего Средиземноморья, Мексики и Перу, а также указывают на схожий египетско-перуанский обычай мумификации. Эти и другие многочисленные свидетельства сходности культур, взятые вместе, могли бы подтвердить теорию о том, что однажды или неоднократно суда с берегов Средиземного моря пересекали Атлантический океан и принесли основы цивилизации аборигенам Мексики».

Помимо основных аспектов экспедиции, Хейердал намеренно подобрал экипаж, в котором собрал представителей разных рас , национальностей , религий и политических убеждений , с тем чтобы продемонстрировать, как на таком маленьком плавучем островке люди могут плодотворно сотрудничать и жить в мире. Кроме этого, экспедиция собрала образцы загрязнения океана и представила свой доклад в Организацию Объединённых Наций .

Экипаж «Ра»

Экипаж «Ра-II»

Лодка «Тигрис»

О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В поисках Одина . По следам нашего прошлого». Хейердалом были начаты раскопки в Азове , городе неподалёку от Азовского моря . Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда , соответствующие текстам «Саги об Инглингах », автором которой был Снорри Стурлусон . В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами , и повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании , и, наконец, обосновался в Швеции . Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу (см. также «Дом Инглингов», «Мифические короли Швеции »). Хейердал предположил, что история, поведанная в «Саге об Инглингах», основана на реальных фактах.

Последующие годы

Могила Тура Хейердала в Колла-Микери

В последующие годы Хейердал был занят многими экспедициями и археологическими проектами. Однако он остался наиболее известен своими морскими путешествиями на лодках и особенным вниманием к вопросам культурного диффузионизма .

В 1991 году 77-летний отец пятерых детей Хейердал в третий раз сочетался браком . Его избранницей стала бывшая Мисс Франции 1954 года Жаклин Бир, которая была моложе мужа на 18 лет. Много лет проживавший на итальянской Ривьере, Хейердал перебрался с супругой на Тенерифе.

Хейердал умер в возрасте 87 лет от опухоли головного мозга в имении Колла-Микери в итальянском городке Алассио , в окружении своей семьи - жены Жаклин, сыновей Бьёрна, Тура и дочерей Мариан и Беттины. На родине ему ещё при жизни был установлен памятник , а в его доме открыт музей . 18 января 2011 в состав ВМС Норвегии вошёл современный фрегат "Thor Heyerdahl" (F312), названный в честь великого путешественника.

Последователи

Экспедиции Хейердала были яркими событиями, а его героические путешествия на хрупких лодках поражали людское воображение. Несмотря на то что большинство его работ вызывали полемику в научных кругах, Хейердал, бесспорно, поднял общественный интерес к древней истории и достижениям различных культур и народов во всём мире. Он также показал, что дальние путешествия через океан были технически возможными для человека эпохи неолита. По сути дела, он был великим практиком экспериментальной археологии . Книги Хейердала служили источником вдохновения для нескольких поколений читателей. Он вводил читателей всех возрастов в мир археологии и этнографии, делая их привлекательными через свои красочные путешествия. Этот норвежский искатель приключений часто ломал рамки обыденного сознания. «Границы? - спрашивал он. - Никогда их не видел, но слышал, что они существуют в умах большинства людей».

В 1954 году Уильям Уиллис переплыл в одиночку из Перу на Американское Самоа на небольшом плоту, названном «Семь сестричек».

В и гг. Эдуард Ингриш (Чехословакия) повторил экспедицию «Кон-Тики » на плотах «Кантута».

В 2006 году путь «Кон-Тики » повторил экипаж из 6 человек, в составе которого был внук Хейердала Улав Хейердал. Экспедиция называлась «Тангароа » и была организована в память Тура Хейердала с целью проведения наблюдений за состоянием окружающей среды в Тихом океане . Об этом путешествии был снят фильм.

Критика

Многие теории Тура Хейердала, особенно теория о заселении Полинезии, подвергались критике. Так, Эрик де Бишоп считал, что имел место лишь культурный обмен между полинезийцами и населением Южной Америки, так как морская техника полинезийцев превосходит технику других народов, что сам доказал плаванием на «Каимилоа».

Милослав Стингл называл «легенду о гениальных блондинах» очень похожей на «теории, не так давно поставившие человечество на грань катастрофы».

Награды и почётные звания

Библиография

  • 1938 - På Jakt efter Paradiset - Hunt for Paradise (рус.перевод «В поисках рая» )
  • 1948 - The Kon-Tiki Expedition: By Raft Across the South Seas (рус. перевод «Путешествие на «Кон-Тики»)
  • 1952 - American Indians in the Pacific: The Theory Behind the Kon-Tiki Expedition (рус. перевод «Тур Хейердал. Приключения одной теории», 1969)
  • 1957 - Aku-Aku: The Secret of Easter Island (рус. перевод «Аку-Аку . Тайна острова Пасхи». )
  • 1968 - Sjøveier til Polynesia (Sea Routes to Polynesia, Chicago: Rand McNally, 1968).
  • 1970 - The Ra Expeditions (рус. перевод «Ра » )
  • 1974 - FATU-HIVA (Back to Nature), (рус. перевод «Фату-Хива: возвращение к природе », 1978)
  • 1978 - Early Man and the Ocean: The Beginning of Navigation and Seaborn Civilizations (рус. перевод «Древний человек и океан», 1982 )
  • 1979 - The Tigris Expedition: In Search of Our Beginnings ((рус. перевод «Экспедиция «Тигрис» )
  • 1982 - «Искусство острова Пасхи»
  • 1986 - The Maldive Mystery (рус.перевод «Мальдивская загадка"