Население токио в 15 веке. Основание токио. Японская кухня: что и где попробовать в Токио

Токио, расположен в регионе Канто на острове Хонсю в Японии. Он считается одной из 47 префектур Японии и обычно называется столицей Японии с правительством Японии и императором Японии, проживающим в Чиода-Уорд. Токио - это место, где насущные ритмы потребительской культуры сталкиваются с более спокойными уголками, которые живут в духе старых традиций. С населением более 12 миллионов человек, или около 10 процентов населения Японии, это на сегодняшний день самая густонаселенная префектура страны. Будучи национальным центром политики, бизнеса, финансов, образования, средств массовой информации и поп-культуры, Токио имеет самую высокую концентрацию в стране штаб-квартиры корпорации, финансовых институтов, университетов и колледжей, музеев, театров, магазинов и развлекательных заведений.

Климат Токио

Город Токио находятся во влажной субтропической зоне климата с жарким влажным летом и в целом мягкой зимой с прохладными периодами. Ежегодные осадки составляют в среднем около 1,530 миллиметров, с более влажным летом и сухой зимой. Снегопад спорадический, но случается почти ежегодно. В среднем самый теплый месяц (месяц) - июль и август. В среднем самый теплый месяц - август. В среднем самый прохладный месяц - январь.

Краткая история Токио

Токио первоначально был рыбацкой деревушкой под названием Эдо. В 1508 году город стал центром правительства, когда Токугава Иэясу стал сёгуном. Город быстро рос и насчитывал миллион жителей с начала XVIII века. Этот период закончился, когда американский коммодор Мэтью К. Перри прибыл в Японию, в результате чего гавани открылись для иностранных товаров. Это заставило цены на товары расти. Люди реагировали жестоко, и сторонники Императора Мэйдзи использовали ситуацию, чтобы свергнуть Йошинубу, последнего сёгуна Токугава, в 1866 году.

После того, как царство Сёгуна закончилось, Император Мэйдзи перебрался из Киото в Эдо. Город был переименован в Токио, что означает «Восточная столица», и он стал официальной столицей. Началось строительство плотной сети станций метро. Город вырос вокруг него, сосредотачиваясь на метро больше, чем на автомобилях, и в конечном итоге превратил его в значительную транспортную систему Токио. Хотя развитие продолжалось, оно было приостановлено после землетрясения 1922 года в Канто (около 140 000 жертв) и воздушными налетами времен Второй мировой войны. Лишь после объединения города с префектурой, он был успешно перестроен и выбран для проведения летних Олимпийских игр 1964 года. 1970-е годы привели к массовому развитию, и население увеличилось до 11 миллионов - после войны он считал только 2,8 миллиона.

В 2011 году крупное землетрясение нанесло удар по Японии, но нанесло лишь небольшой ущерб самому Токио, в то время как цунами уничтожило северную атомную электростанцию, после которой произошел ядерный кризис.

Достопримечательност Токио

Токио имеет титул самого дорогого города в мире. Культурная часть Токио известен своими бесконечным количеством музеев, разных театров, фестивалей, блюда интернациональной кухни и спортивными клубами профессионального уровня.

Важная достопримечательность района Маруноут - Дворец Императора с его незабываемыми парками XVII века, в окружении высоких стен. Все еще используется семьей императора, он расположен там, где в 1456 году феодальный лорд Отта Докан впервые возвел крепость, координационный центр, с которого город постепенно распространился. Так же знаменит дворец, как мост Ниюбаши, ведущий к его внутреннему пространству, структура, что взяла свое имя («двойной мост») из своего отражения в воде. Иными примечательными местами являются стена с двухметровой толщей, вокруг замка и ворота, одна из которых ведет к Восточному саду Хигас-Гьоен, одному из немногих открытых для посещения мест. Одной из крепостей, что можно посетить, является замок Эдо (Чийода), возведенный в 1456 году, он расположен в районе Чиода в Токио.

Гиндза - самый загруженный торговый район, он так же знаменит, как Таймс-сквер, и куда старше: он был коммерческим ядром страны на протяжении столетий, и именно там встречались пять древних дорог, соединяющих крупные города страны. В выходные дни, когда все открыто, это лучшее место для покупателей, поскольку транспортное движение перекрывается, что делает его крупнейшим в мире пешеходных зон; Здесь же находится знаменитый Театр Кабук-за, где проходят традиционные выступления Кабук, и театр им. Шимбаши Энбуджо, где проходят постановки танцев «Азума-адори» и «Банраку».
В районе Асакуса в Токио изысканный храм Сен-дзи - самая известная святыня города - стоит в конце длинной улицы магазинов, где можно увидеть маски, резные фигурки, игрушки, кимоно, ткани и драгоценные товары. Посвященный Каннону, буддистской богине сострадания, храм был основан в 644 г. н.э. и сохраняет первоначальный облик, несмотря на то, что его неоднократно перестраивали.

Жилье в Токио

Токио - огромный город. Таким образом, действительно важно выбрать хороший район для проживания. Стоит придерживаться трех критериев, выбирая отель.

1) Он должен быть рядом с Линией Яманотэ, которая является самым важным видом транспорта в городе.
2) Он должен иметь много хороших ресторанов и магазинов в нескольких минутах ходьбы.
3) Район должен быть привлекательным.

Без сомнения, лучшая часть города - это те, что расположены возле станции Токио и в двух крупных городских центрах с западной стороны: Синдзюку и Шибуя. Между Токийским вокзалом и этими двумя центрами можно найти Роппонги, который, несмотря на то, что не находится на линии Яманотэ, является отличным местом для отдыха из-за всех ресторанов и достопримечательностей поблизости.

Как добраться до Токио

На самолете. Токио имеет два аэропорта: аэропорт Нарита обслуживает большинство международных рейсов и лишь небольшое количество внутренних рейсов. Он расположен в 60 километрах от центра Токио. Расположенный в центре аэропорта Ханэда управляет меньшим количеством международных рейсов и большинством внутренних рейсов.

На shinkansen - Большинство линий ведут в Токио. Здесь есть прямые поезда в / из Кюсю, Каназава, Ниигата и различные пункты назначения в регионе Тохоку и Хоккайдо.

Городской транспорт Токио

Япония является родиной одной из самых обширных систем общественного транспорта в мире. Для новичков это может показаться запутанным, поскольку есть несколько различных железнодорожных систем: сеть JR East, две системы метро, различные частные линии.

Лучшей железнодорожной линией является JR Yamanote, которая проходит в петле вокруг центра Токио. Линии JR имеют цветовую кодировку.

Две подземные станции - Токийское метро (девять линий) и Тоэй (четыре линии). Они полезны для осмотра района Яманотэ. Поезда ходят часто.

Автобусы ходят реже и медленнее, чем поезда, и могут быть трудным видом передвижения по городу, если человек не говорит по-японски, так как большинство знаков не помечены на английском языке.

Автобусы ходят по фиксированной цене, с автобусами Toei стоимостью 200 иен и другими частными компаниями 210 иен.

Паром. Tokyo Cruise Ship управляет серией водных автобусных паромов вдоль реки Сумида и Токийского залива. Его шесть линий включают Happy Dog Cruise и Tokyo Big Sight Palette Town Line, и они предлагают записанные туры на английском и японском языках.

Ещё сорок лет назад на нашей планете насчитывалось всего лишь три мегаполиса - Токио, Нью-Йорк и Мехико. Это были По состоянию на 2010 год эта ситуация кардинально изменилась, ведь их количество выросло до 21. Более того, согласно прогнозам учёных, через десять лет число мегаполисов на Земле составит 29, а преимущественное их большинство сосредоточится в развивающихся государствах. По состоянию на сегодняшний день каждый двадцатый человек на планете является жителем таких городов. Особенно выделяется среди иных город Токио, численность населения которого, с учётом функционально связанных пригородов, превышает отметку в 36 миллионов человек.

Сердце Токио

Чётко ответить на вопрос о количестве жителей и площади столицы могут даже далеко не все японцы. В данном случае следует определиться с границами. Дело в том, что ими могут выступать административные линии, отделяющие Токио от расположенных в непосредственной близости и связанных с ним пригородов, либо внешняя черта города. Сама по себе столицы является не очень большой. Её длина составляет около 90, а ширина - 25 километров. Площадь участка, который она занимает, равняется 2168 квадратным километрам. Если учитывать только так называемое сердце Токио, численность населения его составляет чуть более 13 миллионов человек.

Префектура

В административном плане разделена на 23 отдельных района. Кроме них, в состав префектуры входят 26 небольших городов, 8 деревень и 5 посёлков. Следует отметить, что все они находятся в так называемой зоне Тама, в западном направлении от самого Токио. Япония в этой части имеет гористую, покрытую густыми лесами местность, которая непригодна для жилья. С этим связан и тот факт, что здесь проживает не так уж и много людей. По причине малой заселённости региона правительством страны было принято решение о создании здесь четырёх национальных парков. К столичной префектуре также относятся две цепи небольших по размеру островов вулканического происхождения, что протянулись в Тихий океан на тысячу километров в южном направлении.

Особенности

Столичное правительство, которое именуется Токийским муниципалитетом, осуществляет управление префектурой. При этом каждый из 23 городских районов, о которых речь шла ранее, имеет собственный муниципалитет с избираемым мэром. Ключевая тенденция, которая стала характерной в последние годы для жителей Токио - население всё чаще перебирается из центральных районов города в соседние префектуры. Причина этого только одна - стоимость проживания здесь просто зашкаливает. Вместе с этим работники могут быстро и комфортно добраться по высокоскоростным транспортным магистралям до своего офиса, независимо от его места нахождения в Токио (Япония занимает одну из лидирующих позиций на планете по уровню развития транспорта и скорости движения поездов). Если взять для примера три центральных района - Минато, Тюо и Тиёда, то в ночное время здесь насчитывается не более 300 тысяч человек, в то время как днём этот показатель увеличивается в шесть-семь раз. В целом, из-за существенной ежедневной миграции, численность населения японской столицы, в зависимости от времени суток, может увеличиваться и уменьшаться на 3 миллиона человек. В связи с этим, ответить на вопрос о том, сколько людей в Токио в тот или иной момент, не так уж и просто.

Агломерация

Как уже было отмечено выше, определить черту, отделяющую японскую столицу от соседних префектур достаточно сложно. Чёткий ответ не предоставляют даже спутниковые снимки. Дело в том, что в единое целое срослись промышленные зоны, спальные кварталы, транспортная инфраструктура и так далее. Жилые кварталы города захватили и соседние с Токио префектуры - Яманаси, Ибараки, Тиба, Тотиги, Гумма, Сайтама и Канагава. Как результат, образовалась крупнейшая на планете городская агломерация с населением в 36 миллионов человек. Таким показателем не могут похвастаться никакие другие города-миллионники мира.

Другие показатели

Японская столица занимает лидирующие позиции на планете не только по количеству жителей. Если учитывать непосредственно сам город (23 района), то он является ещё и самым густозаселённым на Земле. Токио составляет более шести тысяч человек на один квадратный километр. С этим и связана очень высокая стоимость местной недвижимости. Красноречивым можно назвать тот факт, что цена земельного участка, как правило, сопоставима с суммой денег, которой будет достаточно, чтоб покрыть его слоем золота. По сравнению со всеми остальными префектурами государства, под аграрные угодья здесь отведена самая малая часть территории - всего лишь 8460 гектаров. Запросы столичных жителей в цветах, фруктах и овощах, которые здесь выращиваются, эти земли способны удовлетворить только частично. С другой стороны, в таком показателе, как ВВП, столичная префектура уступает лишь трём государствам - Германии, США и самой Японии в целом.

Многострадальность

Что ещё характерно для города Токио - население префектуры является очень многострадальным. За всю историю местные жители неоднократно становились жертвами стихийных бедствий (извержений вулканов и землетрясений). К примеру, в 1923 году произошла мощная подземная буря, результатом которой стала гибель 140 тысяч человек. Сам город был разрушен. Намного трагичнее стала весна 1945 года, когда основной целью американских самолётов при бомбардировках стал именно Токио. Население города тогда уменьшилось на 250 тысяч человек, поскольку огромное количество зажигательных бомб было сброшено на жилые кварталы японской столицы.

Интересные факты, исследования и прогнозы

По мнению многих учёных и исследователей, своей пиковой отметки численность населения Токио достигнет в 2020 году. Ожидается, что тогда в городе будет проживать примерно 13,35 миллиона человек. Лишь после этого количество местных жителей начнёт постепенно уменьшаться.

Ещё один интересный факт заключается в том, что если в наше время доля пожилых людей здесь составляет около 21 %, то через пять-шесть лет она вырастет до 24 %, а через двадцать лет достигнет отметки в 28,9 %. Объяснение этому достаточно простое. Дело в том, что для всей страны в целом характерна очень низкая рождаемость. В связи с этим, правительством уже сейчас принимаются меры, направленные на обеспечение безопасности пожилых людей, в том числе помощь им в поисках работы.

Учёные считают, что через десять лет максимального значения достигнет и количество семей в японской столице - примерно 6,63 миллиона.

В 1920 году состоялась первая национальная перепись жителей Токио. Население города тогда составило 3,7 миллиона человек. Всего сорок лет спустя показатель вырос до отметки в 10 миллионов жителей. Результатом этого стала чрезмерная концентрация населения и ухудшение условий его жизни (рост цен на жильё, инфляция и так далее). Как результат, в период с 1980 по 1995 год наблюдался демографический спад.

С 2000 по 2010 гг. характерным для Токио стал массовый наплыв переселенцев из других префектур. Это привело к увеличению численности населения за этот период на 9 %.

В связи с ограниченным количеством свободных земель правительство столичной японской префектуры проводит активную работу по созданию в Токийском заливе искусственных островов.

Расположен в юго-восточной части Тихоокеанского побережья острова Хонсю, на равнине Канто, при впадении рек Эдогава, Аракава, Сумида, Тама в Токийский залив. Столичная префектура Токио (Большой Токио) – высокоурбанизированная территория общей площадью 2187 кв. км. В ее административные границы входят собственно Токио (615,8 кв. км, 23 административных района), 26 других городов, 24 поселка городского или сельского типа (расположенных в т. ч. на островах Идзу и Огасавара). Столичная префектура и прилегающие к ней префектуры Канагава, Тиба, Сайтама образуют так называемую Токийскую агломерацию, или Столичный район (Сютокэн). Вместе с Йокогогамой он образует крупнейший мировой мегаполис Токио-Йокогама.

Транспортные узлы. Аэропорты.

Токио – основной транспортный узел страны.К нему сходятся линии скоростных железных дорог и скоростные автострады, для которых через кварталы с плотной застройкой проложены путепроводы со сложными многоярусными развязками. Токийский порт – один из важнейших центров морских перевозок (по объему товарооборота – второй в Японии после Йокогамы). В Токио два аэропорта, но они принадлежат к числу крупнейших и самых современных в мире. Аэропорт Нарита находится в 80 км к северо-востоку от Токио и принимает международные рейсы. аэропорт Ханеда находится на берегу Токийского залива, в 14 км от центра города, и специализируется на внутренних перевозках. Оба аэропорта связаны железной дорогой с Главным вокзалом в центре Токио. На этот вокзал приходят скоростные поезда Shinkansen и поезда-экспрессы, идущие по линии Токайдо (Нагоя, Киото, Кобе, Осака, Хиросима, остров Кюсю). Поезда, идущие по линии Тохоку (Сендай и Мориока), прибывают на вокзал Уэно к северу от Главного вокзала Токио. Сюда же прибывают поезда из Ниигаты. Поезда в Японские Альпы (Мацумото) отправляются с вокзала Шинджуку. Железнодорожное сообщение играет важную роль и для связи различных частей Токийского мегаполиса, пронизанного разветвленной сетью линий метрополитена, наземных электропоездов и монорельса. Ежедневно услугами транспортной системы пользуются более 25 млн. чел. Поезда каждой линии железной дороги в Токио имеют свой цвет. Линия Яманоте (зеленая или серебряная с зелеными полосами) – это кольцо в 35 км вокруг центральной части города. Поезд делает круг за час, проезжая 29 остановок, среди которых важные транспортные узлы города (Юракучо, Шинбаши, Шинагава, Хибия, Шинджуку, Уэно). Линия Чуо – оранжевая – идет с востока на запад Токио в пригород Такао. Днем поезда идут через центр города почти без остановок. Центр города обслуживает линия Собу (желтая). Линия Кейхин Тохоку (голубая) идет с севера (района Омийа в префектуре Сайтама) на юг (район Офуна в префектуре Канагава).

История.

Город обязан своим первоначальным названием рыбацкой деревушке Эдо (японск. – «вход в залив»). В 1457 Ота Докан, правитель области Канто, построил здесь замок Эдо. В 1590 им завладел Иэясу Токугава, основатель могущественной династии сёгунов. Хотя столицей империи оставался Киото, Эдо сделался резиденцией Токугава, а в 18 в. – одним из крупнейших и самых населенных городов мира. После реставрации («революции») Мэйдзи император Мацухито перенес сюда свою столицу (1868), дав городу его нынешнее название -Токио – «Восточная столица». Во второй половине 19 в. здесь активно развивалась шёлковая, лаковая, фаянсовая и эмалевая промышленность, а с конца 19 в. – машиностроение и судостроение. В 1872 построена железная дорога Токио – Йокогама, а в 1877– Кобе – Осака – Токио. 1 сентября 1923 Токио пережил страшное землетрясение (7,9 балла по шкале Рихтера), которое стерло половину города с лица земли. Его жертвами стали более 90 тыс. человек. Вскоре был принят план реконструкции. Город стал подниматься из руин. Но в годы Второй мировой войны он вновь подвергся катастрофическим разрушениям. В середине 20 в. экономика страны стала стремительно возрождаться («экономическое чудо»), в 1966 вышла на второе (после американской) место в мире. В 1964 в городе успешно прошли летние Олимпийские игры. Мощный приток рабочей силы из сельских районов (1970-е) создал одну из важнейших предпосылок роста. В 80-х Токио один из самых динамично развивающихся городов мира.

Промышленность.

До 1960-х в Токио были сосредоточены многие предприятия обрабатывающей промышленности.В настоящее время большинство из них вынесены за городскую черту. В экономической жизни города все возрастающую роль играют управленческие, торгово-распределительные и научно-информационные направления. В Токио находятся головные офисы крупнейших финансово-промышленных компаний (Мицуи, Мицубиси, Сумимото и др.), других частных, полугосударственных и государственных групп, главных банков (Японский банк, Банк развития, Импортно-экспортный банк, Центральный банк Японии и др.), а также представительства иностранных монополий. Большая часть управленческих учреждений размещается в районах Маруноути, Отемати, Нихонбаси. Токио – один важнейших финансовых центров мира. По объему финансовых операций Токийская фондовая биржа сравнима со знаменитыми фондовыми биржами Нью-Йорка и Лондона. Большой Токио остается центром одной из крупнейших индустриальных урбанизированных зон (Кэйхин), на долю которой приходится 22% промышленного производства страны. Здесь сосредоточена значительная часть машиностроения Японии. Машиностроение и металлообработка специализируются на изготовлении сложных и точных машин, приборов, электротехнического и электронного оборудования и аппаратуры, оптико-механических изделий, авто- и авиастроении, судостроении, производстве железнодорожного оборудования и подвижного состава, станкостроении, дорожном машиностроении и др. видах машиностроения. Развита металлургия. В химической промышленности преобладают отрасли тонкой химической технологии: производство медикаментов, косметических изделий, фотохимикалиев, лаков и красок, в частности типографских; нефтепереработка и нефтехимия (химия волокна, пластмассы и др.). Разнообразная пищевая промышленность (пивоварение, мукомольная, рыбоконсервная и многие др. отрасли), перерабатывающая главным образом привозное сырье. Многочисленные отрасли легкой промышленности (текстильная, швейная, кожная, керамическая, мебельная, производство ювелирных изделий, сувениров и др.). Большинство промышленных предприятий – мелкие и средние с числом занятых до 300 чел. Промышленные предприятия размещаются большей частью по берегам р. Аракава – в районах Кото, Дзехоку, Дзенан, Кита и др. На территории собственно Токио новое промышленное строительство почти не ведется, главным образом ввиду высоких цен на землю и дороговизны необходимых мероприятий по борьбе с загрязнением окружающей среды.

Метрополитен.

История токийского метро берет начало 30 декабря 1927: в этот день частная компания, именовавшаяся тогда «Токио тика тэцудо» («Токийская подземная железная дорога»), открыла первую линию подземки между столичными станциями «Уэно» и «Асакуса» протяженностью всего 2,2 км. Ныне в Токио функционирует 12 линий метро общей протяженностью более 230 км. Эти разветвленные линии замысловатой сеткой покрывают карту столицы. Каждая линия имеет свой цвет. Указатели на двух языках при входе на станцию и поезда обозначены цветом своей линии. Метро в Токио строится и эксплуатируется частными компаниями и городскими властями; поэтому здесь существуют и частные, и муниципальные линии; зачастую на достаточно больших отрезках линии идут почти параллельно друг другу. Станции оборудуются множеством выходов (на крупных станциях их может быть 15–20) и переходов. Метрополитен довольно плотно интегрирован в общую транспортную сеть столицы. В пределах одной станции, перейдя на другую платформу, можно пересесть на городскую электричку или даже на поезд дальнего следования.

Научные учреждения.

В Токио расположены свыше 50 государственных, муниципальных и частных университетов и колледжей, в т.ч. такие престижные, как государственный Токийский университет («Токио дайгаку», или сокращенно – «Тодай») или частные университеты Васэда и Кэйо. Здесь же находятся Японская академия наук, Японская академия искусств, свыше 100 научно-исследовательских институтов, лабораторий и центров при университетах, около 40 – при министерствах и ведомствах, в том числе Национальная аэрокосмическая лаборатория, Национальный онкологический центр, Национальный исследовательский центр защиты от стихийных бедствий, научно-исследовательские институты здравоохранения, гигиены, природных ресурсов, проблем народонаселения и др. Крупнейшие библиотеки: Национальная парламентская библиотека, библиотеки университетов.

Культура.

В городе 400 картинных галерей, а также несколько десятков государственных, муниципальных и иных музеев, среди которых особенно интересны Токийский национальный музей, Музей истории Эдо-Токио, Музей Окура Сюкокан, Музей Нэдзу, Национальный музей науки, Национальный музей западного искусства, Национальный музей современного искусства, Музей Бриджстоун, Музей народных ремесел, Музей каллиграфии, Музей Ота с экспозицией японской гравюры «укиио-э», Музей мечей, Музей Фудзи, Музей реки Сумида. В числе небольших, подчас необычных музеев – Музей очков, Музей зажигалок, Музей сумок, Музей велосипедов, Музей водопровода. Театры: Национальный театр Но; Национальный театр; Новый национальный театр; Театр «Кабукидза»; Энгей Холл. Концертные залы: «Уэно бунка кайкан», «Нитигакидзё» (для эстрадных выступлений), «Кокусай гэкидзё», «Косэйненкин кайкан», «Тоёко хору»; огромный зал Японской радиовещательной корпорации (NHK), знаменитый концертами классической музыки.

Архитектура.

Пережитые в 20 в. гигантские разрушения и «экономическое чудо» сделали Токио полигоном архитектурных экспериментов, определили его нынешний футуристический облик. Его формируют десятки небоскребов (административных зданий и гостиниц), в тени которых прячутся узкие улочки без названий и чудом сохранившиеся крошечные домики. Городские кварталы объединяют не традиционные оси, а громоздкие многоуровневые путепроводы, пронизывающие Токио во всех направлениях. Редкий пример старинного архитектурного ансамбля – квартал Асакуса с его храмовым комплексом Сэнсодзи, главный зал и пагода которого – лишь копии построек, уничтоженных в 1945 в результате американской бомбардировки. Исторический центр – район Нихонбаси, где находится окруженный парком императорский дворец (построен около 1600, перестраивался в 19 и 20 вв.). В стиле большинства общественных сооружений конца 19 – начала 20 в. преобладает подражание западным образцам (дворец Акасака, 1909, архитектор О.Катаяма; Парламент, 1915–1936, архитектор Т.Охама и др.); однако с 1910-х появились и ранние образцы творческой переработки местных архитектурных традиций в духе современного зодчества (почтамт, 1934, архитекторы Т.Иосида, М.Ямада). Подготовка к Олимпийским играм 1964 придала мощный импульс градостроительным работам. В жилых массивах были проложены современные автострады, построены многочисленные скоростные дороги на эстакадах. В 60–70-е быстрыми темпами развивались новые городские центры (Синдзюку, Икебукуро, Тама), где велось интенсивное высотное и подземное строительство. Реализация широкомасштабных планов реконструкции и развития Токио не изменила общей хаотичности его архитектурного облика. Среди примечательных построек второй половины 20 в. – красная 333-метровая Токийская телебашня (1958); Метрополитен фестиваль холл в парке Уэно (1960–1961, архитектор К.Маекава); Олимпийский спортивный комплекс (1963–1964) собор святой Марии (1964) и, наконец, самое высокое здание Токио – 354-метровый комплекс столичной администрации Сити-холл (1991, архитектор К.Тангэ).

Развлекательно-торговые комплексы.

Любимым местом отдыха токийцев являются парки и скверы, однако их площадь составляет всего около 5 тыс. га. Наиболее известны парк в районе императорского дворца, а также парки Хибия, Мэйдзи, Уэно. Парк Асакуса и прилегающие улицы образуют самый большой район развлечений в Токио. Здесь расположено множество ресторанов, театров, сувенирных магазинов. Гиндза – «витрина» Токио и всей Японии, традиционный торговый и культурный центр с множеством универмагов, кафе, ресторанов, кинотеатров и других мест проведения досуга. Синдзюку – исторически сложившийся район увеселительных заведений. В настоящее время застроен небоскребами, в которых расположены многие ночные клубы. В двух остановках от Главного вокзала расположен квартал компьютерных удовольствий – Акихабара; здесь сосредоточены магазины, торгующие бытовой электротехникой и электроникой (товар на прилавки поступает прямо с заводских конвейеров, минуя посредников). В 1983 в 10 км от центра города открылся Диснейленд (48 га, 7 тематических зон), пользующийся огромной популярностью.

Туризм.

Токио располагает первоклассными музеями и развлекательными комплексами, развитым гостиничным хозяйством, современной транспортной системой и предлагает своим гостям сервис, отвечающий самым высоким мировым стандартам. Однако Токио – самый дорогой город мира. Это обстоятельство, а также языковой барьер, остаются главными препятствиями для развития массового туризма. Хотя число иностранных туристов, посещающих Токио, постоянно увеличивается, его отношение к числу местных жителей намного отстает от показателей основных туристических мекк.

Население.

Численность населения Токийской агломерации (Токио, Чиба, Фунабаши, Кавасаки и Йокогама) достигла в 2003 33 млн. человек, в т.ч. Большого Токио (столичной префектуры) – 12,4 млн. человек (10% населения Японии), из которых население собственно Токио составляет 8,35 млн. человек. Возрастная структура населения: 11,9% – дети до 14 лет (включительно); 70,9% – от 15 до 64 лет; 17,1% – от 65 лет и старше. Наблюдается устойчивая тенденция к повышению доли пожилых людей. Средняя плотность населения Токио – 800–1000 человек на 1 кв. км. По этому показателю японская столица вошла в пятерку самых густонаселенных городов планеты. Число зарегистрированных в Токио иностранцев также достигло максимальной за всю историю отметки в 355 тыс. человек, из которых на первом месте идут китайцы, а за ними следуют корейцы и филиппинцы.

Русское население Токио незначительно и не играет особой роли в его жизни.

Токио - это город, который в любом случае хотят в первую очередь осмотреть все, приезжающие в Японию. Огромный мегаполис, с населением 12 миллионов человек, он является одним из самых молодых среди всех крупных японских городов.

Вид на центр Токио и Токийский залив

Археологические раскопки свидетельствуют, что место, где сейчас расположена столица Японии, было заселено древними племенами еще в каменном веке. Ранние обитатели периода Дзёмон (10 000 лет до н.э.) были рыбаками, охотниками, земледельцами. Эту долину изобилия поглотил теперь огромный город на берегу токийского залива.

К 300 г. Япония являла собой уже более-менее единую нацию. Основная жизнь концентрировалась в регионе Кансай, где в настоящее время находятся города Киото, Нара, Осака. Восточный регион Канто оставался далекой тихой заводью, забытой богами и людьми. Лишь в 12 веке на этом месте была постороена небольшая деревня Эдо. Люди, проживавшие в этих местах, занимались в основном рыбной ловлей, жили фактически натуральным хозяйством.


Мостик через внешний ров императорской резиденции

В 1457 году на том месте, где сейчас находится Восточный сад императорского дворца, Ота Докан начал строительство замка на месте старого форта у небольшой бухты Хибия. Через десять лет на улицах столичного города Киото бушевала опустошительная война Онин. Многие аристократы покинули столицу и нашли убежище в дальних восточных владениях Докана. Уже тогда были созданы все предпосылки для превращения бедной деревни Эдо в город, но Ота Докан был убит, и его вклад в развитие региона пропал впустую.

В 1543 году португальские миссионеры и торговцы впервые ступили на японскую землю. К тому времени феодальные лорды (даймё) превратили страну в «лоскутное одеяло» независимых провинций. Один из наиболее могущественных даймё, Ода Нобунага из провинции Chubu, где сейчас находится город Нагоя, быстро понял, что португальцы могут послужить его амбициозным планам в борьбе за власть. Новую религию - христианство можно было использовать в борьбе против власти буддийских монахов, кроме того, Нобунага нашел широкое применение огнестрельному оружию, которое португальцы привезли с собой. В 1581 году Ода был убит, однако к тому времени он успел объединить под своим влиянием бОльшую часть центральной Японии.


Центральный квартал Маруноути

Дело Нобунаги продолжил Тоётоми Хидэёси, однако он смотрел не так благосклонно на распространение христианства, организовав гонение на его представителей.

Власть Тоётоми попытался оспорить Токугава Иэясу, который был сыном даёмё, служившего клану Ода, однако, после неудачной попытки, заключил с Тоётоми перемирие, за что получил восемь провинций в восточном регионе, в том числе – весь регион Канто с местечком Эдо. Тоётоми пытался таким образом ослабить влияние Токугава, отлучив его от родных земель провинции Chubu, однако Токугава воспринял этот подарок как возможность упрочить свое могущество и решил превратить Эдо в настоящий город.


Сторожевая башня императорской резиденции

После смерти Тоётоми Хидэёси в 1598 году, власть перешла к его сыну, Тоётоми Хидэёри. Токугава, свегнув наследника и его приверженцев в легендарной битве при Секигахара в 1600 году, захватил реальную власть. В 1603 году император присвоил ему звание сёгуна (военного правителя). Токугава выбрал Эдо в качестве своей столицы, начав двухсотпятидесятилетнюю историю правления клана Токугава, известную в истории Японии как "период Эдо" (1603-1868).

При сёгунах Токугава, Эдо развивался невиданными темпами. Замок Edo-jo, строительство которого полностью завершилось в 1637 году, еще при жизни Иэясу стал самым большим в мире замком. Токугава захватили власть в стране всерьез и надолго. Однако, они хотели быть полностью уверенными в том, что ни один даймё (так называли богатых князей-феодалов того времени) в отдаленной провинции не сможет укрепиться и разбогатеть настолько, чтобы узурпировать власть. Ведь так в свое время и поступил сам Токугава Иэясу. Была установлена ситема sankin kotai, согласно которой, каждому даймё предписывалось проживать в Эдо определенное количество месяцев в году "на глазах" у сёгуна. Дальше-больше. Когда феодал уезжал в свою провинцию приводить в порядок личные дела, он обязан был оставить свою семью в столице, фактически в заложниках.


В Асакусе цветет сакура...

В 17 столетии в Японии было 270 даймё, каждый держал несколько домов в Эдо для членов семьи и свиты, богатые дома дополнялись тщательно разработанными и необыкновенно дорогими пейзажными садиками. Естественно, тратя огромное количество времени и денег на путешествия туда и обратно, на содержание роскошных резиденций и в провинции, и в Эдо, даймё трудно было замыслить что-то против сёгуна.

Для удовлетворения потребностей всей этой толпы князей, самураев, их слуг во главе с сёгуном, в новую столицу устремились торговцы и ремесленники со всей Японии. Чтобы их всех расселить, срывались холмы, и этой землей засыпали болотистые участки, образуя то, что сейчас называется Гинза (Ginza), Симбаси (Shimbashi) и Нихомбаси (Nihombashi). К 1787 году население возросло до 1.3 млн человек, и Эдо стал одним из крупнейших городов на Земле.


Район элетроники Акихабара

Правительство сёгуната считало опасным распространение "свободных" идей, идущих с Запада, и в первую очередь - христианства. Кроме того, международная торговля была способна безконтрольно обогатить некоторых даймё . В 1633 году сёгунат Токугава принял политику полной изоляции, захлопнув двери страны для внешнего мира более чем на 200 лет. Иностранцам было запрещено въезжать в страну, а японцам - покидать ее. Того, кто нарушал это постановление, ждала смертная казнь. Единственным исключением была колония находящихся под жестким контролем китайских торговцев в Нагасаки, и горстка голландцев, для которых выделили маленькую торговую точку на крошечном острове в Нагасаки.


Сложная система железнодорожных путей

Период Эдо (1603-1867) отличался политической стабильностью, страна полностью контролировалась сёгунатом. Японское общество было разделено на четыре класса: самураи, фермеры, ремесленники и торговцы. Манера одеваться, кварталы для проживания и даже обороты речи были строго регламентированы, а переходы из класса в класс – запрещены.

Город был разделен на две части: Верхний город (Yamanote) и Нижний город (Shitamachi). В Yamanote, что в переводе означает «рука гор», селились богатые даймё и их самураи, тогда как низшие слои общества, к которым относились купцы и ремесленники, заселяли «нижний город» Shitamachi.
Жители Shitamachi и соседних кварталов обитали в грязных, нищих, тесно прижатых друг к другу фанерных постройках с земляными полами. Поскольку Эдо в основном был деревянным, стоит ли говорить, что пожары, которые местные жители с горькой иронией называли Edo-no-hana (цветы Эдо), были постоянной угрозой. Фактически, трудно было найти человека, кто не потерял бы свой дом несколько раз в течение своей жизни. За период 1603-1867 почти 100 крупных пожаров прошло по городу, не считая бесчисленного множества локальных возгораний. Один из самых трагических пожаров случился в 1657 году после трехмесячной жары без единого дождя. Подхваченное сильным ветром, пламя поглощало один за другим деревянные строения с соломенными крышами. Пожар бушевал три дня и уничтожил три четверти города. Тогда погибло более 100 000 человек.


Вид на современный Токио из старинного парка

Несмотря на свое незавидное социальное положение, благосостояние торговцев неуклонно росло. Им было запрещено выставлять свое богатство напоказ, приобщаться к жизненным радостям, доступным только самураям. В частности, они не имели права пользоваться услугами гейш. Однако, деньги нужно было куда-то тратить. Стали появляться новые виды предметов роскоши и новые развлечения. Очень быстро приобрел необычайную популярность театр Кабуки, появился новый вид живописи на деревянных дощечках, гравюры Ukiyo-e, дорогая посуда из фарфора, шелковая парча для роскошных кимоно, лакированные изделия - все это было поднято до уровня возвышенного искусства.


Узкие улочки с маленькими ресторанчиками напоминают старый Эдо

Одной из отличительных черт того времени были кварталы развлечений, где самураи могли найти запрещенные в Yamanote вино и женщин. Наиболее легендарным районом был квартал Yoshiwara, к северо-востоку от нанышнего района Асакуса (Asakusa). Здесь богачи проводили время с прекрасными куртизанками. В период Эдо проституция была легализована и, как и все остальное в феодальной Японии, строго контролируема сёгунатом Токугава. Кварталы "красных фонарей" возникали в различных районах Эдо, но ни один не мог конкурировать с Yoshiwara. Открытый в 1657 году посреди рисовых полей, далеко за городскими воротами, Yoshiwara был настоящей "фабрикой развлечений": здесь работало около 3 000 куртизанок. Говорят, они были настолько искуссны, что мужчины оставались с ними на несколько дней и, потеряв голову, нередко оставляли здесь целые состояния.


В Асакусе: торговые ряды Накамисэ и храм Сенсодзи

Многие из этих женщин, как например знаменитая куртизанка по имени Tayu, были прекрасны в своих роскошных одеяниях, весивших около 20 кг, включая огромный "оби" (пояс), завязанный спереди. Конечно, не все из них добровольно вступали на этот путь в надежде обогатиться: многие были проданы в публичные дома в раннем возрасте. Чтобы предотвратить бегство этих несчастных, район окружал ров с водой, и попасть туда или уйти оттуда можно было только через охраняемые ворота. Куртизанкам разрешалось выходить за пределы района только один раз в год во время осеннего фестиваля. Эти "узницы" были освобождены только в 1900 году. Сам район Ёсивара прекратил свое существование в 1957 году, когда проституция в стране была запрещена.

Другой особенностью Эдо, оставившей свой след в сегодняшнем Токио, было деление большого города на районы «machi» по профессиональной принадлежности. Даже сегодня возможно наткнуться на небольшие анклавы, имеющие определенную специализацию. Наиболее известные из них – это Jimbocho, квартал книжных магазинов; Kappabashi, продающий кухонную утварь, и Akihabara, где ныне продается электроника и комиксы манга, а ранее этот район являлся местом мелкой розничной торговли и перевалочным грузовым пунктом.

К середине 19-го столетия стало ясно, что феодальная система себя изжила. Экономическая власть к тому времени была сосредоточена в руках торговцев, постепенно деньги все больше входили в оборот, наряду с рисом. Многие самурайские кланы разорялись и были недовольны политикой сёгуната.


Историческое здание токийского железнодорожного вокзала

Для превращения Эдо из средневекового города в столицу мирового класса требовался толчок извне. Этот толчок пришел в 1854 году с американской «черной эскадрой» под командованием Метью Перри (Matthew Perry). Эта военная экспедиция прибыла в Edo-wan (токийский залив) от имени президента Соединенных Штатов с требованием открыть Японию для международной торговли после многовековой изоляции. Вскоре за американцами последовали другие западные страны. Западнам влиянием воспользовались силы, недовольные режимом династии Токугава. В 1868 году 15-й сёгун династиии Токугава вынужденно отрекся от власти в пользу императора Муцухито (Мэйдзи). Новое правительство Мэйдзи перенесло столицу из Киото в замок Эдо, перемеиновав город в Токио (Восточная столица).

Это событие получило название Реставрации Мэйдзи, поскольку власть опять перешла от военных к императору, и страна получила опять единую столицу. Император Муцухито полностью поменял политику государства, приветствуя экспорт идей и технологий с Запада.


Свадьба в синтоистском святилище Мейдзи

Реставрацию Мэйдзи нельзя назвать мирной передачей власти. В Эдо около 2000 приверженцев режима Токугава пытались оказать сопротивление силам императорской гвардии в короткой битве при Уэно. Сражение имело место в окрестностях живописного храма Kanei-ji, который наряд с Zojo-ji являлся одним из двух семейных храмов рода Токугава.

Слово Мэйдзи означает «просвещенность», и новые правители Японии взяли курс на индустриализацию и милитаризацию общества. За сравнительно короткое время, известное как период Мэйдзи (1868-1911), страна быстро шагнула из феодального общества самураев и крестьян в индустриальное государство. Самураи лишились власти и привилегий, им не разрешалось больше носить мечи. Был создан кабинет правительства во главе с премьер-министром, составлена новая конституция (1889) и избран парламент (Diet). Были построены первые железные дороги (1872). По приглашению правительства в Токио приехало более 10 000 специалистов из Англии, США, Германии, Франции, призванных превратить страну в современное общество.


Сибуя: самый оживленный в мире перекресток

В Токио начался бум модернизации. Менялось все: мода, архитектура, еда, магазины. На время все японское было начисто забыто и отодвинуто в сторону.

В рекордно короткое время Япония одержала первые военные победы над Китаем (1894-95) и Россией (1904-05) и, вступила на путь западных империй с аннексией Тайваня (1895), Кореи (1910) и Микронезии (1914).

Встав на путь национализма, Япония превратила Синто в шовинистическую государственную религию. Буддизм подвергся в то время преследованию со стороны государства, многие бесценные артифакты и храмы были уничтожены.


Уголок традиционной Японии в современном мегаполисе

В период Мэйдзи и последующий период Тайсё (Taisho) изменения, происходившие по всей стране, наиболее заметны были именно в новой столице. Быстрая индустриализация Токио, объединение вокруг зарождающегося огромного индустриально-торгового конгломерата (zaibatsu), привлекали ищущих работу людей со всей Японии, что вело к быстрому росту населения. В 1880-х в Токио появилось электричество. Бывшие грязные кварталы превращались в фешенебельные районы, как например, Гинза, где велось новое для страны строительтво кирпичных зданий. В 1904 г. появился Мицукоси - первый японский универмаг западного образца, а здание универмага в районе Нихонбаси (1914) было названо самым грандиозным зданием к востоку от Суэцкого канала.

Однако, хотя Реставрация Мэйдзи звучала похоронным звоном для бывшего Эдо, впереди было еще два события, стершие оставшиеся следы старого города. В первой половине 20-го столетия Токио дважды был практически полностью разрушен: в 1923 году на город обрушилось мощное землетрясение (около 8 баллов по шкале Рихтера), известное как Великое землетрясение Канто. Еще более страшным, чем сами подземные толчки, был последующий за землетрясением пожар, который длился 40 часов и опустошил город, уничтожив около 300 000 домов. Стихия оставила за собой 142 000 жертв. Мрачные напоминания об этом событии можно увидеть в Мемориальном Музее землетрясения Канто.


Телебашня Скай Три и офис пивной компании Асахи

Восстановление города началось практически немедленно, следуя мудрости, что любой бинес, который не возобновил деятельность в течение трех дней после краха, не имеет будущего.

Второй раз страшное бедствие постигло Токио в конце Второй мировой войны: бомбы союзников стерли половину города с лица земли, убив еще 100 000 человек.

Со времени начала правления императора Хирохито (Сёва тэнно) в 1926 г., японское общество характеризовалось поднимающейся волной националистического пыла. В 1931 г. Япония вторглась в Манчжурию, и в 1937 ступила на путь открытой конфронтации с Китаем. В 1940-м было подписано трехстороннее соглашение с Германией и Италией и сформулирован новый порядок азиатского региона: Великая Восточно-азиатская сфера взаимного процветания. Проект основывался на желании создать «блок азиатских народов, возглавляемый Японией, и свободный от западных держав». 7 декабря 1941 года японцы атаковали Перл Харбор, объявив тем самым войну США - своему принципиальному противнику в азиатско-тихоокеанском регионе.

Несмотря на первоначальные успехи, война повлекла катастрофические последствия для Японии. 18 апреля 1942 года на Токио упали первые бомбы. В ночь с 9 на 10 марта 1944 года город подвергся бесспрецендентному налету, во время которого было уничтожено 2/5 столицы, почти весь район «нижнего города» Shitamachi» превратился в руины. В ту ночь погибло около 80 000 человек. Позднее под бомбами погибли буддийский храм Сенсодзи в Асакусе и синтоистское святилище Мэдзи дзингу. 15 августа 1945 года император Хирохито выступил в историческим заявлением к японскому народу о капитуляции Японии. К этому времени Токио был практически уничтожен.


Любование сакурой в парке Уэно

Восстановление Японской столицы из пепла Второй мировой войны было похоже на чудо. Правда, токийцы опять, как и после Великого землетрясения Канто, не воспользовались возможностью глобальной рекострукции города, чтобы сделать проспекты и улицы более широкими и нарядными, как это произошло, например в Нагое, но строили новые дома на месте старых построек.

Во время оккупации американскими войсками в первые послевоенные годы, Токио напоминал огромный дешевый ночной клуб. Сегодняшние респектабельные районы, такие как Yurakucho, были заполнены так называемыми pan-pan girls (проститутками), а кварталы Икебукуро и Уэно превратились в зоны «черного рынка». Напоминание об этом до сих пор можно встретить на Ameyoko Arcade в Уэно, где и сейчас находится что-то вроде дешевого базара.

Токио восстанавливался невиданными темпеми, особенно это касалось центральных районов. Особой гордостью токийцев явилось проведение летней Олимпиады 1964 года. В период подготовки город охватило невиданное дотоле строительство. Многие японцы рассматривают это время как поворотную точку в истории нации, когда Япония полностью восстановилась после опустошений Второй мировой войны, став полноправным членом современной мировой экономики.


Вид на Токио и Радужный мост с насыпных островов

Строительство и модернизация продолжалась головокружительными темпами в течение 70-х, достигнув своего пика к концу 1980-х г.г., с растущими ценами на недвижимость. Стоимость земли в Токио к тому времени превысила стоимость всех Соединенных Штатов, и японские компании, обогатившиеся на спекуляциях с недвижимостью, принялись скупать многие известные мировые брэнды развлечений, среди которых знаменитое гольфовое поле Pebble Beach Golf Course, Рокфеллеровский центр (Rockefeller Center), киностудия Columbia Pictures. К началу 90-х годов «мыльный пузырь» лопнул, и японская экономика испытала длительный спад на протяжении более 15 лет.

Основная проблема Токио и всей Японии – уменьшение рождаемости и высокая концентрация населения. Согласно опубликованному отчету за 2011 год, рождаемость снова понизилась, упав до минимума со времен Второй мировой войны, причем в столице она даже меньше, чем в среднем по стране. Разница между смертностью и рождаемостью превысила отметку 200 000 человек. , в то же время неуклонно растет процент населения пенсионного возраста, что увеличивает бремя системы социального страхования и пенсионного обеспечения. Как сообщает министерство общенациональных дел Японии, в 2011 году пенсионеры впервые составили 23,3% от всего населения страны. Японцев старше 70 лет насчитывается 21 миллион человек, а жителей старше 80 лет - 8,66 миллиона человек.

Несмотря на имеющиеся трудности, Токио продолжает динамично развиваться. Появляются новые линии метро и новые мегакомплексы, такие как Tokyo Midtown. Современный Токио - это огромный мегаполис из стекла, бетона и стали, как и все крупные города мира, похожий на огромный муравейник. Человек, впервые попавший сюда, невольно теряется в этом каменном лабиринте. И все-таки Токио может быть необыкновенно уютным, если всернуть с запруженных машинами проспектов и оказаться в одном из многочисленных садиков или парков, зажатых тесно прижавшимися друг к другу домами.

Говорят, у Токио нет лица. А может быть, в этом и состоит его привлекательность: он может быть разным, меняясь на каждом шагу. История и современность, традиции и западные новшества здесь живут бок о бок, не мешая, а напротив, дополняя друг друга и делая этот город необыкновенно интересным и своеобразным.

Ваш гид в Японии,
Ирина

Внимание! Перепечатка или копирование материалов сайта возможны только при условии прямой активной ссылки на сайт.

В нашем разделе «коротких фактов о странах» обзор об основании Токио – нынешней столицы Японии.

Для начала напомним, что Токио при своем основании, тогда еще как небольшое сельское поселение, именовался Эдо, что значит «Ворота в залив».

Название Эдо распространилось на деревню от наименования небольшого территориального феодального клана Эдо, входившего в свою очередь в большой феодальный клан Тайра. Один из глав клана Эдо Тара Сигенада (Shigenaga), расширил свои владения на юг, возведя в этой деревне в месте впадения реки Сумида в Токийский залив (тогда именовавшийся «внутреннее море», и позднее залив Эдо) в конце XII века самый первый укрепленный форт.

Название же Токио (т.е. «Восточная столица») город получил в 1868 г. после переезда императора Японии в Эдо из Киото (в то время императорской династии в результате успешного переворота была возвращена реальная власть, после многовекового правления военных правителей сегунов).

Время от основания Эдо характеризовалось рядом любопытных особенностей в развитии города, в частности касающихся состава его населения.

Итак, поговорим обо всем этом.

Старый Эдо.

Старый Эдо.

Международный христианский журнал «Awake» (выпуск: январь 2008 г.) следующим образом описывал события основания Токио (тогда Эдо) в заметке по истории города от своего токийского корреспондента:

«В августовский день 1590 года Иэясу Токугава, ставший впоследствии основателем династии сегунов, т.е. наследственных главнокомандующих японской армией, которые обладали абсолютной властью в стране и правили от имени императора, впервые прибыл в Эдо — рыбацкую деревню на востоке Японии .

Согласно книгам по истории Токио, в то время Эдо представлял собой несколько сотен жалких лачуг , в которых жили крестьяне и рыбаки. Неподалеку были развалины крепости, возведенной более чем за сто лет до того.

Этой никому не известной деревушке со временем предстояло стать столицей Японии Токио — процветающим мегаполисом более чем с 12 миллионами жителей.

Картинка старого Эдо.

Картинка старого Эдо. Носильщики паланкина каго.

Илл. со старинной гравюры из издававшегося в 1990-х-2000-х гг. при поддержке японского Министерства иностранных дел журнала «Ниппония».

Как происходило это удивительное преобразование?

Из-за феодальных междоусобиц XV-XVI веков Япония распалась на множество раздробленных княжеств. В конце концов феодалу крестьянского происхождения Хидэеси Тоетоми удалось частично объединить страну. В 1585 году он стал регентом императора. Иэясу, упомянутый вначале, сперва воевал против могущественного Хидэеси, однако позже стал на его сторону . Вместе они осадили и захватили замок Одавара — оплот влиятельного клана Ходзе. Это позволило им овладеть Канто — регионом на востоке Японии (где также и располагалась деревушка Эдо, а теперь современный Токио).

Хидэеси пожаловал Иэясу обширные земли восьми провинций Канто, которыми раньше владел в основном клан Ходзе. Так владения Иэясу были смещены к востоку. Похоже, это было сделано умышленно, чтобы держать Иэясу подальше от Киото, где жил император — формальный глава Японии. Тем не менее Иэясу был не против и прибыл в Эдо, как об этом говорилось в начале статьи. Он принялся за преобразование этой скромной деревни в свою резиденцию .

Когда Хидэеси умер, Иэясу возглавил объединенные войска восточной Японии, вступил в борьбу против западной военной группировки и в 1600 году за один день одержал над ней победу. В 1603 году Иэясу был назначен сегуном и стал фактическим правителем страны. Так Эдо превратился в новый административный центр Японии .

Иэясу обязал феодалов предоставлять рабочих и материалы для строительства громадного замк а. Одно время в перевозке огромных гранитных глыб, добываемых в скалах на полуострове Идзу (в 100 километрах к югу от Эдо), участвовало до 3 000 кораблей. После разгрузки камней около ста человек доставляли их из порта на место строительства.

Замок Эдо, по размаху невиданный для Японии, был закончен через 50 лет, при третьем сегуне из рода Токугава, основанного Иэясу. Он стал впечатляющим символом этой неодолимой династии.

Самураи, или воины, служившие сегуну, обосновались вокруг замка. Сегун требовал, чтобы феодалы помимо родовых замков содержали имения в Эдо .

Как, в свою очередь отмечал, касаясь вопроса основания Токио, издававшийся при поддержке японского Министерства иностранных дел журнал «Ниппония» (№ 25, от 15 июня 2013 г .), «не последнюю роль в возникновении города сыграл замок Эдо . (Будущий сегун) Токугава Иэясу (годы жизни: 1542-1616 гг., стал сегуном в 1603 г., свергнув предыдущую династию сегунов из рода Тоетоми Хидэеси, чьим вассалом он был; Токугава Иэясу оставался фактическим правителем Японии до своей кончины в 1616 г., хотя формально отказался от своей должности сегуна в пользу сына в 1605 году. Прим.. Замок был хорошо известен, построил его (на развалинах укреплений Тара Сигенада) (переведенный сюда) феодал Ота Докан (годы жизни:1432-1486 гг.), и Иэясу намеревался использовать этот замок как ставку своего сегуната в Эдо. Но когда Иэясу устроил там свою резиденцию, стало ясно, что замок страшно обветшал. Вместо каменных стен оборонительными сооружениями служили покрытые травой насыпи вокруг замка, а дом хозяина замка за ними немногим отличался от крестьянского домика. По этой причине был разработан новый план по расширению и укреплению замка».

Журнал «Ниппония» в этом же номере приводил несколько любопытных статистических фактов, касающихся Эдо после его основания в качестве столицы . Журнал указывал, что Эдо, после того как стал политическим центром Японии, разросся, при том что 70% территории города было занято жилищами военных (динамика: в 1644 году жилища военных здесь занимали 77,5%, жилища простолюдинов — 9,8, храмы и святилища — 10,2 от общей территории; в 1865 году жилища военных занимали 63,5%, жилища простолюдинов — 17,8, храмы и святилища — 12,7). В тоже время по численности простой люд практически не уступал военному сословию, но жил в скученности .

Интересно, что согласной той же публикации, в Эдо было гораздо больше мужчин, чем женщин. Количество мужчин и женщин сравнялось в Эдо (Токио) только в XIX веке. Несомненно, этот феномен был связано с засильем военного сословия в Эдо . (В 1733 году в Эдо на 100 мужчин приходилось только 57 женщин; в 1844 г. — 90 женщин, а в 1864 г. — 99).

Журнал «Ниппония» писал в этой связи: «Многие жители Эдо были уроженцами других мест Японии. Они были провинциальными самураями, которых владыки местных уделов дайме оправили жить в близи их резиденций в Эдо, без семьи . К еще одной большой категории одиноких мужчин в Эдо принадлежали юноши, которые приезжали в этот город с целью обучения наукам или боевым искусствам, а также торговле».

Наличие большого числа одиноких людей в Эдо приводило к появлению и специфических привычек: например, в городе функционировало множество ларьков, предлагавших готовые блюда быстрого приготовления (лапшу соба, суши и тэмпуру) . (Отметим, что тэмпура — блюдо из овощей, рыбы и морепродуктов португальского происхождения было завезено в Японию ок. 1549 г. Темпуру любил есть и основатель Эдо-Токио Токугава Иэясу. Прим. сайт).

Как пишет журнал «Ниппония», уже между 1733 и 1853 гг. в Эдо проживало 1 млн. 300 человек, в то время как население Лондона и Парижа составляло тогда 700 тыс. и 500 тыс. жителей соответственно. Как сейчас Токио, так и тогда Эдо, являлся одним из крупнейших городов мира, а временами и самым крупным .

Уже около 1644 года площадь Эдо составляла 43,9 км². В то время он был больше Рима, самого большого города Европы (14,6 км²), и намного превосходил по площади Лондон (9,2 км²), указывало данное японское издание.

«Awake» развивая эту тему следующим образом: «После основания Токио, чтобы обеспечить потребности самураев, составлявших основную часть населения, в город стали стекаться купцы и ремесленники. В 1695 году — приблизительно через сто лет после появления в этих местах Иэясу — население Эдо достигло миллиона! На тот момент это был самый большой город в мире .

Картинка старого Эдо.

Картинка старого Эдо. Прогулка на воде и фейерверк на реке Сумида.

Илл. со старинной гравюры из издававшегося в 1990-х-2000-х гг. при поддержке японского Министерства иностранных дел журнала «Ниппония».

Власть сегуната стабилизировала обстановку в стране, и период мира продолжался более 250 лет. Гражданское население (особенно купцы) благоденствовало и обладало большей независимостью. Развивалась самобытная культура.

Популярность приобрели исторические драмы кабуки, кукольный театр бунраку и сатирические монологи ракуго.

Чтобы насладиться прохладой, жаркими летними вечерами люди приходили к берегам реки Сумиды, на которой стоял Эдо. Там устраивались фейерверки, не теряющие популярности и сегодня.

Однако для остального мира Эдо оставался неизвестным. Более 200 лет в Японии были запрещены всякие контакты с иностранцами. Исключение — да и то с оговорками — составляли голландцы, китайцы и корейцы ». При том, согласно журналу «Ниппония», большинство населения Эдо к XIX веку было грамотным, а военное сословие к XIX веку уже было почти поголовно грамотным.

Журнал «Ниппония» говоря о том, почему город Эдо занимал такую большую площадь указывал, что «это происходило потому, что город застраивался по градостроительному плану, который предусматривал наличие рвов с водой, спиралью расходящихся от замка по часовой стрелке, с использованием таких преимуществ местности как реки, долины и холмы. При достаточно высоком уровне развития строительной техники в то время, мало что могло препятствовать расширению города» .

Также журнал «Ниппония» в номере от 15 июня 2003 года парадоксальным образом отмечал, что «история градостроительства Эдо и Токио — это история наступления города на море, неслучайно до 1868 года Токио был известен под именем Эдо, что значит «Ворота в залив» .

В начале XVII века прилив подступал к самому основанию замка Эдо, где жил сегун. Год за годом город Эдо рос, отвоевывая все новые земли у залива. И сегодня Токийский залив оттесняют, осваивая новые земли для развития города . В эпицентре этих событий находится Одайба, море, ставшее в результате застройки прибрежным городским центром. Район Одайба получил свое имя (которое в переводе означает «форты с орудиями») от шести искусственных островов, построенных в середине XIX века и укрепленных пушками для защиты внутренней части залива и города от иностранных канонерских лодок. Современный Одайба образовался, когда залив вокруг этих шести островов был засыпан».

Век Эдо подошел к концу когда, по словам автора публикации в журнале «Awake» об основании Токио, произошло неожиданное событие, которое кардинально изменило жизнь города и всей страны. Журнал писал:

«Как-то раз на горизонтах Эдо появилось нечто странное, испускающее черные клубы дыма. Ошеломленные рыбаки подумали, что к ним приближаются плывущие вулканы! По Эдо поползли страшные слухи. Начался массовый исход.

Это были четыре американских корабля. 8 июля 1853 года командовавший ими американский коммодор Мэтью Перри приказал бросить якорь в бухте Эдо. Перри потребовал, чтобы правительство Японии открыло торговлю с его страной. Благодаря этому визиту японцы смогли увидеть, насколько их страна отстала от всего мира в военном и техническом отношении.

Это повлекло за собой ряд событий, которые привели к свержению сегуната Токугава и восстановлению императорского правления. В 1868 году Эдо был переименован в Токио, что значит «восточная столица». Данное название отражает месторасположение города по отношению к Киото. Император перенес свою резиденцию из киотского дворца в замок Эдо, который позже превратил в новый .

Под влиянием Запада новое японское правительство принялось за обновление страны. Многое предстояло наверстать. Некоторые называют этот период временем удивительных преобразований. В 1869 году между Токио и Иокогамой была установлена телеграфная связь. Скоро эти два города также соединила железная дорога. Среди деревянных построек неожиданно выросли кирпичные здания. Появились банки, отели, универмаги, рестораны. Открылись первые университеты. На смену грунтовым дорогам пришли мощеные. Вниз и вверх по реке Сумида стали ходить пароходы.

Даже люди стали выглядеть по-другому. Хотя самой популярной одеждой оставалось традиционное кимоно, все больше и больше японцев стали примерять западную одежду.

У мужчин вошли в моду усы, цилиндры и трости; женщины стали наряжаться в элегантные платья и учиться вальсировать.

Пиво составило конкуренцию традиционному сакэ, а бейсбол приобрел не меньшую популярность, чем борьба сумо — национальный вид спорта. Токио, как гигантская губка, впитывал и осваивал новейшие культурные и политические идеи...

По сравнению со многими городами мира 400-летний Токио довольно молод. Хотя некоторые районы и сохранили в себе дух прошлого, по большому счету мало что в городе напоминает о тех днях. Но если присмотреться, можно увидеть, что его планировка унаследована от древнего Эдо.

В самом центре сохранился огромный зеленый оазис. Там, где первоначально стоял замок Эдо, сегодня находится с прилегающими территориями. От него, словно нити паутины, во все стороны расходятся основные магистрали, ведущие к окраинам города,— примерно как и во времена Эдо . О былом напоминает хаотичный лабиринт улиц, многие из которых даже не имеют названия! Пронумерованные кварталы различных размеров и форм совсем не похожи на ровные линии улиц многих городов мира.

Но что больше всего сохранилось в Токио, так это его дух — восприимчивость к новому, особенно иностранному, а также стойкость и целеустремленность, которую не могут сломить ни землетрясения, ни затяжной экономический спад, ни трудности, обусловленные перенаселением. Приезжайте в Токио, чтобы ощутить его дух, погрузиться в живую атмосферу этого всемирно известного мегаполиса, выросшего из маленькой, никому не известной деревушки», приглашал токийский корреспондент международного христианского журнала «Awake».

Этот обзор об основании Токио подготовлен сайт по двум публикациям: заметке международного христианского журнала «Awake» (рус. изд., январь 2008 г .) «Как рыбацкая деревушка превратилась в мегаполис» и специального репортажа «От старого Эдо до современного Токио: 400 лет» из издававшегося при поддержке японского Министерства иностранных дел журнала для международной аудитории «Ниппония» («Япония») (рус. изд., № 25, от 15 июня 2013 г .).